План-конспект урока русского языка по теме: " Предложный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Макаренко  Валерия Сергеевна

Класс:
Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тип урока: открытие новых знаний
Цели деятельности учителя: познакомить  с особенностями  предложного падежа , развивать умение  определять падеж по вопросу и предлогу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_predlozhnyy_padezh.docx475.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тип урока: открытие новых знаний
Цели деятельности учителя: познакомить  с особенностями  предложного падежа , развивать умение  определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:


Предметные результаты:

-Узнать особенности предложного падежа

-Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

-Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

-Развивать умение работать в парах.

-.Воспитывать навык самостоятельности.

-Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала


Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.


Оборудование: учебник «Русский язык» УМК «Школа России»3 класс; презентация, карточки с заданиями для парной работы, памятка.

Этап урока

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

  1. Организационый

14:00-14:01

- Здравствуйте, ребята. Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство.

Итак, начнем наш урок,  я желаю вам  успехов в открытии нового!

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, ниже – классная работа.

Проверяют  свое рабочее место

Приветствовуют учителя

Л.: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

  1. Мотивация к учебной деятельности

14:01-14:04

Минутка чистописания

-Запишите  слова через запятую, расставьте ударение, подчеркни безударную гласную. Пишем красиво, разборчиво. Работаем вдумчиво.

Св…бода,д…рога,к…рова,ш…фёр,к…стёр, в…рона,г…рох,г…род.
Проверьте правильность выполнения,

-Молодцы!

 Пишут каллиграфически

К.: адекватное оценивание деятельности другого

  1. Постановка учебной задачи и ее решение

14:04-14:08

 

- Вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлых уроках?


Посмотрите на карточки у вас  на парте. Вместе с товарищем по парте, соедините вопросы и название падежей между собой.
Какого падежа здесь не хватает? ( Предложного падежа)

-Попробуйте догадаться, какая будет цель нашего урока?  (Узнать больше  о предложном падеже)

- А какие задачи нам нужно будет решить, чтобы достичь этой цели?

1. Вспомнить название падежа.

2. Определить вспомогательное слово.

3. Повторить вопросы падежа.

4. Узнать с какими предлогами употребляется.

5. Узнать каким членом предложения
6. Отработать полученные знания на практике.
- Молодцы!  

Отвечают на вопросы

Работать в парах

Формулируют тему , цель и задачи  урока

К.: аргументация

своего мнения ;

учет разных мнений

П.: построение

логической цепи рассуждений, доказательств

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.:смыслообразование

4.Реализация    проекта. «Открытие» нового знания.

14:08-14:16


1.Попробуем решить первую задачу.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться  или думать о ком-то. Затем его назвали местным, т. к. предложный падеж  указывал на место действия ( плавал в море, учился в школе, играл во дворе.)

-А вам интересно узнать, кто и почему  придумал такое название падежу?

Посмотрите пожалуйста на слайд. Кто это?
Это  ребята Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов. Великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня.
Предложный падеж раньше употреблялся без предлогов. Позднее, он "обзавелся" предлогами и именно  М.В.Ломоносовым  был обозначен , как предложный .

-Так почему этот падеж назвали предложным?

-Как вы думаете, какое  вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

(заботиться, думать)
Молодцы!
А теперь посмотрите на слайд, давайте попробуем  задать вопросы используя эти слова-помощники?  Какие вопросы мы задали?
( о ком? О чем? )
Скажите, почему у падежа два вопроса? ( для одушевленных и неодушевленных  существительных)
Молодцы! А теперь попробуем выполнить задание и определить, каким же членом предложения являются существительные в предложном падеже и с какими предлогами. Каждый выбирает задание, которое ему больше нравится. Не забывайте пользоваться памяткой при определении падежа.  (3 уровня задания с
проверкой по эталону. )
Итак,  какой вывод мы можем сделать? ( существительные в предложном падеже являются второстепенными членами предложения и употребляются с предлогами : о, в (во),на ,при, об )

Высказывать собственное мнение

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопросы

Выполняют задание, проверяют себя.

Делают выводы.

П: Сравнение, обобщение, аналогия . Поиски выделение необходимой информации .Структурирование знаний

К: Аргументация своего мнения . Учет разных мнений

П: Построение логической цепи рассуждений , доказательств, выполнение действий по алгоритму


5.Физкультминутка

14:16-14:17

А сейчас немного отдохнем! К доске пойдет дежурный и проведет физкультминутку

Выполняют упражнения.  

6.Первичное закрепление знаний

14:17-14:20

- Мы с вами прошли по нелегкому пути и теперь много знаем о нашем падеже! Давайте ответив на вопросы, заполним пропуски в схеме, чтобы закрепить наши знания.
Заполнение схемы:
1. Какое название у падежа?
2. Какое вспомогательное слово помогает определить падеж?
3. На какие вопросы он отвечает?
4. С какими предлогами употребляется?

Каким членом предложения является?
Сравните наши ответы с правилом в учебнике на с. 54.  
Сравните , чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.)

Заполняют схему, отвечая на вопросы

П: Сравнение и обобщение, классификация

К: участие  в учебном диалоге; формулировка ответа; обмен мнениями, построение  речевого высказывания.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Разминка для глаз

14:20-14:33

 -Итак, нам осталось закрепить наши знания на практике.

Работа по учебнику.

- Найдите упр.97.

Скажите, что нужно сделать устно, а что письменно?
(Устно: прочитать, поставить вопросы к именам существительным от слов, с которыми они связаны. На какие вопросы они отвечают? Определить падеж по вопросу. Понять на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? С какими предлогами употребляются?
Письменно: Записать пословицы ,выделить окончания имен существительных в предложном падеже. Подчеркнуть предлоги. )


При солнце тепло, при матери добро

В словах ретив, а в делах ленив

На языке медок, а на сердце ледок

- Как вы понимаете смысл первого предложения?

-Найдите имена сущ. в П.п. Какие вопросы вы поставили к именам сущ. в П.п?

- С какими предлогами употреблены имена существительные в П.п?

-Запишите пословицы, выделите окончания имен сущ. в П.п., пользуясь памяткой  и подчеркните предлоги.

-Давайте проверим, что у нас получилось. ( взаимопроверка, самопроверка)

-Мы много писали и устали! Поэтому выполним небольшую разминку для наших глаз!

- А сейчас выполним упр. 99
Что нужно сделать в упражнении устно?
(Прочитать, назвать произведении , найти устаревшие слова, определить их значение. Определить падеж выделенных имен существительных)

- Прочитай  первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе Салтане)

- Прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование из предложенных ниже (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)
Что нужно сделать письменно?( списать, над именами существительными указать падеж)

- Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. в П.п. Проверьте правильность выполнение на доске и у себя в тетради.

 

Читают задание

Отвечают на вопросы

Выполняют  упражнение в тетради

Выполняют разминку

Отвечают на вопросы

Выполняют  упражнение
Взаимопроверка, самопроверка

К: участие  в учебном диалоге; формулировка ответа; построение  речевого высказывания.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

8. Итог урока. Рефлексия.

14:34-14:37

-Какая была тема нашего урока?
-Какая цель и какие задачи стояли на уроке?

- С какими предлогами употребляются имена сущ.в П.п? Какое вспомогательное слово помогает определить падеж, если нет слов, от которых зависит существительное?

 - Что больше всего понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?

Подводят итоги урока.

П.: ориентирование  в своей системе знаний – отличие  новое от уже известного

 Р.: оценивание собственной
деятельности на уроке

9.Выдача домашнего задания.
Выставление оценок с комментариями  

14:37-14:40


Домашнее задание на выбор:
1. Базовый уровень: упр. 98
2. Повышенный уровень:  Найти  самостоятельно 2 пословицы, где есть существительные, употребленные в предложном падеже. Обозначить падеж имен существительных в этих пословицах.

 
Выставление оценок, комментирование.
 

-Всем спасибо за урок! Вы отлично потрудились!

Записывают д/з

Приложение 1 .

Памятка: « Как определить падеж имени существительного»


Без имени-1.jpgпамятка падежи.jpgпамятка падежи 2.jpgпамятка 3.jpgпамятка 4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж", 3 класс...