УМК «Перспектива». Урок русского языка во 2 классе Тема урока «Как собрать и разобрать слово»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Басова Елена Александровна

Материал содержит разработку учебного занятия по русскому языку во 2 классе "Как собрать и разобрать слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sobrat_i_razobrat_slovo.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива». Урок русского языка во 2 классе

Тема урока «Как собрать и разобрать слово»

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями

Цели:  

- создать условия для формирования представления о частях слова;

- актуализировать знания о понятии «родственные слова»;

- научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Поприветствуйте друг друга, пожелайте друг другу хорошего настроения.

II .  Словарно-орфографическая работа.

Запись в тетрадь:

Число.

Классная работа.

  1. Чистописание.

о        оео        оро        ож        Ол        Ос        

Проговариваем соединение О, о с буквами (нижнее, верхнее соединения)

Осенью часто льют дожди.

Назовите орфограммы, подчеркните их.

Разделите слово ОСЕНЬЮ на слоги.

Определите количество букв и звуков в слове ЛЬЮТ (4б., 4 зв.)

Почему количество звуков и букв одинаковое? (ь звука не обозначает, а ю после ь обозначает два звука)

  1. Словарь.

На  доске: в-рона, с-рока, г-род, в-р-бей.

Прочитайте слова.

Запишем слова с комментированием, произнося их орфографически правильно, ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную.

(По одному слову записывают в тетрадь с комментированием).

Какое слово лишнее? (Город)

К какой тематической группе относятся остальные слова? (Птицы)

Составьте предложение со словом город. (Заслушиваются ответы)

Запишите его в тетрадь.

III.  Актуализация знаний, целеполагание.

Из чего состоят слова? (Звуки, буквы, слоги)

Работа в парах (на каждой парте разрезанные слова ЗИМ-А, СНЕЖ-Н-АЯ)

Попробуйте собрать слова из частей.  

Какие слова получились? (Зима, снежная)

Из каких частей вы собирали слова? Можете ли вы их назвать? (Это не буквы, не слоги. Названия частей не знаем)

Работа по учебнику с. 42

Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова)

Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какой секрет открыл профессор? (Слова можно разбить на части)

Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать).

О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор).

Сформулируйте, чем мы будем заниматься. Какие цели поставим? (находить части в слове, учиться собирать слова из частей)

ФИЗМИНУТКА

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа в тетради, с.42 упр.56

Прочитайте песенку.

Назовите жанр (колыбельная)

Как по-разному называют кота? (Котенька, коток, Котя, котик)

Почему его так называют? (Называют ласково, чтобы он пришел укачивать ребенка)

Выпишите эти слова с красной строки. (Один ученик -  на доске)

Можно ли эти слова назвать родственниками? Почему? (Имеют одно значение и общую часть).

Какая общая часть в этих словах? (Кот).

Знаем, как она называется? (Нет)

  1. Прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.43.

О чём рассказал профессор? (Ответы детей)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

Назовите корень в выписанных словах. (Кот)

Корень в словах выделяется по-особому. (Учитель показывает знак выделения корня)

Выделите корень в написанных словах.

Что поняла Аня? (Родственные слова вырастают из одного корня)

Верно ли Ваня подобрал однокоренные слова? (Верно)

Докажите. (Близкие по значению и имеют корень  свет)

  1. Самостоятельная работа.

На слайде:

На тр.пинку, на лужок

Тихо падает сн.жок.

Кружатся сн.ж.нки,

Белые пуш.нки.

Прочитайте текст. Объясните, какие буквы пропущены. Докажите написание пропущенных букв.

Найдите однокоренные (родственные) слова. (снежок, снежинки)

Почему они являются однокоренными? (Имеют общий корень и общее значение)

Назовите корень (Снеж)

Попробуйте подобрать еще однокоренные слова (снежный, подснежник)

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова.

V. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? (Слова состоят из частей)

Закончите предложение:

Мне важно научиться собирать слова без ошибок, потому что…

VI. Подведение итогов занятия.

Как называются слова, имеющие близкое значение и общую часть? (Родственные или однокоренные)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

VII. Оценивание работы на уроке.

Учитель комментирует выставленные за урок оценки.

VIII. Домашнее задание.

С.43 упр.57

Прочитать слова. Выписать в 3 группы: с корнем –дар-, с корнем –винт-, с корнем  –бок-.

Каждую группу слов начинаем писать с красной строки.


ЗИМ

А

ЗИМ

А

ЗИМ

А

ЗИМ

А

ЗИМ

А

ЗИМ

А

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная

снежная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение  алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...