Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udarenie.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 2 класс

Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог»

Цель:

1. Обобщить и систематизировать знания о роли ударения в слове, об особенностях ударного слога.

Задачи:

Познавательные:

1. Структурировать знания с учетом вновь приобретенных.

2.Определять последовательность учебных действий для решения поставленной учебной задачи.

3. Учить делать выводы об особенностях ударения в русском языке.

Развивающие:

Способность детей видеть, слышать, чувствовать.

Мышление (самостоятельность, критичность, системность);

Любознательность, стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному и глубокому погружению в изучаемую тему;

Формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, выдвигать гипотезы, доказывать, распределять объем работ.

Воспитательные:

Уважение к товарищам, их мнению.Чувство взаимопомощи, поддержки.

Форма организации урока: фронтальная и групповая.

Методы обучения: частично - поисковый, деятельностный, систематизирующий, демонстрационный.

Технологии: технологии развивающего обучения, проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающая.

Планируемые результаты:

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка;

способность к оценке и самооценке своей работы.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи; оценивать результат своей деятельности; принимать позицию участника и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в информационном пространстве.

Коммуникативные:

умение слушать и воспринимать высказывание учителя и товарища по классу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

воспринимать на слух ответы товарищей по классу; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отвечать на вопросы учителя.

 

Ход урока

I. Этап мотивации.

  

  1. Эмоциональный настрой

 -Поприветствуйте гостей! Улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я вам. Улыбнитесь друг другу и за работу! 

-Очень звонок наш звонок-

Начинается урок!

2. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

3. Чистописание

Письмо букв с проговариванием особенностей их написания. (Учитель прописывает на доске, а учащиеся в тетрадях)

УуАаРр Ее Нн Ии ДдЕе

- Разделите буквы на группы. (Гласные и согласные)

- Подчеркните красным карандашом гласные.

- Разделите гласные на группы. (Гласные Аа и Уу обозначают твёрдость согласных, Ии и Ее мягкость согласных; кроме этого Ее может обозначать 2 звука, когда стоит в слове первой или после гласной)

- Назовите сходства в группе согласных. (Они обозначают звонкие согласные)

- Назовите различия. (Дд парный согласный).

4. Создание проблемной ситуации.

Если вы внимательно посмотрите на буквы, которые мы записали, то сможете узнать тему нашего урока.(Ударение).

     II. Этап целеполагания.

- Скажите, вы впервые слышите это слово?

Давайте определим цели нашего урока:

1) Что такое ударение?

2)Значение ударения в словах.

3)Какой слог по счёту может быть ударным в словах русского языка.

 III. Этап решения новой учебной задачи.Открытие «нового» знания

1) Комментированная работа со словарными словами. Указываем ударение, подчеркиваем буквы, которые надо запомнить.

Ребята, ученик, учитель, берёза, мороз, вдруг.

- Что же такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове).

Что нужно сделать, чтобы поставить ударение в слове? (Надо его выкрикнуть, «позвать»)

- Как называется слог, который произносится с большей силой? (ударным).

- Как называется слог, который произносится с меньшей силой? (безударный)

Сравнение ответов учащихся с правилом в учебнике.

Чтение правила на странице учебника 102.

2) Знакомство со значением постановки ударения.

В стране слов был бал. Все слова пришли красивые и нарядные, они хвастались какие они полезные, важные и значимые. Но забыли пригласить на свой праздник маленькую чёрточку – Ударение. Ударение рассердилось и закричало: «Хоть я и маленькая чёрточка, но что вы без меня значите? Вот возьму и изменю смысл ваших слов». Показ слайдов из презентации. (По ходу сказки учащиеся записывают пары слов с постановкой ударения.)

Не приняли слова всерьёз угрозы Ударения. Вышел вперёд металлический замок и сказал громким голосом: «Я тебя не боюсь, я сильный и тяжёлый, так что тебе со мной не справиться». А Ударение легко вскочило и перепрыгнуло на другой слог и получилось…

замок – замок

Тогда на защиту вышли стрелки и сказали: «Мы метко стреляем и сумеем за себя постоять». Ударение спокойно их выслушало и легко перескочило на другой слог. Превратились наши стрелки в …

стрелки – стрелки

Разыгралось ударение и начались превращения:

гвоздики – гвоздики

кружки - кружки

Вот каким важным оказалось ударение. От ударения зависит значения слов.

3) На какой по счету слог может падать ударение?

Давайте вернёмся к работе со словарными словами.

- На какие слоги падало ударение? (На первый, второй, третий и т.д.)

Ударение в словах русского языка может стоять на любом слоге.

- В каких словах ударение «отдыхало», т.е. мы его не ставили? (В слове вдруг, т.к. 1 слог, берёза, т.к. ударение всегда падает на Ё)

Физминутка

Я буду читать вам слова, и если ударение падает на 1 слог – вы встаёте, а если на второй – садитесь.

Валенки, деревня, картина, пятница,погода, озеро,тарелка, яблоко,товарищ, газета, ложка,лопата, дерево, лесной, роза, платок, корень, перо, кукла, волчок, голубь.

IV. Закрепление изученного материала.

1.     Работа в группах.

- Вернемся к словарным словам. Посоветуйтесь в группе, какие задания можно выполнить с этими словами. Не забывайте о теме урока.

 2. Проверка работы групп.

Записать. Назвать орфограммы. Поделить на слоги. Поставить ударение. Поделить на группы.

3. Работа по учебнику.

Вы самостоятельно выполняете Упр.179 на стр. 103

Взаимопроверка. 

V. Домашнее задание: Для закрепления, полученных на уроке знаний вы выполните упр. 180 на стр. 104, распределите слова в три столбика: с ударением на первый слог, на второй и на третий.

VI.Этап рефлексии.

-Почему нужно правильно ставить ударение?

-Все секреты ударения мы сегодня открыли?

-Оцените свою работу на уроке.

  • Я-молодец!
  • Мне надо поработать!
  • Я ничего не понял! Помогите!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правило выбора безударного гласного после непарных шипящих" (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся применять алгоритм правила проверки буквы безударного гласного в корне. На основе сравнения фонетического состава слов делать вывод о проверке буквы безударного гласного после непарн...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных"

Цель урока: способствовать формированию у учащихся умения распознавать формы одних и тех же слов и однокоренные слова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов  безударных  гласных в корне;Задачи урока:Ди...