Конспект открытого урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

«Обобщение и систематизация знаний о глаголе»Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в речи.

Задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания о глаголе. Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.

2.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, сообразительности, самостоятельности); 

3. Стимулирование двигательной активности, умения сосредоточиваться, формировать культуру понимания собственного тела.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока

Образов. задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Присаживайтесь на свои места.

Девиз урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

- Я желаю вам успехов на уроке. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательными, уметь мыслить, говорить и слушать. Покажите нашим гостям свои знания, умения.

- А зачем человеку знания? - Для чего нужно быть грамотным?

- Я надеюсь, что наш урок русского языка сегодня поможет вам подняться ещё на одну ступень знаний.

Приветствуют гостей (слайд №1)

Здороваются

Читают девиз и объясняют значение

Знания человеку нужны, чтобы быть грамотным.

Грамотным человеком надо быть для того, чтобы правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

II.  Актуализация знаний.

- Во время работы на уроке не забывайте о правильной посадке за партой, а также следите за правильным положением ваших тетрадей на рабочем столе. (слайд №2)

а) Подготовка руки к письму

«Пальчики здороваются»

«Согреем пальчики»

«Пианино»

б) Минутка чистописания.

- А сейчас откройте тетради и запишите число и классная работа. (слайд №3).

- Ребята, я предлагаю вам разгадать ребус. (слайд № 4)

На какую букву начинается это слово? (В)

- Какой звук даёт?

- Дайте характеристику этому звуку?

- Пропишите в тетрадях строчную и заглавную букву. ВВВ   ввв (слайд).

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!

- В этот весенний чудесный день предлагаю вам  отправиться в страну , где живет ГЛАГОЛ. Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?

Эта страна очень большая, в ней много разных слов. Слова эти ужасно разговорчивы. А вот и первые слова. Какое задание вы можете предложить своим одноклассникам?

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы

Р . машка, . прель, ж . лать, ул . ца, р . бина, ж . вотное, су..ота. Запишите слова каллиграфически правильно. (с комментированием)

Какое слово лишнее? Почему? Кто подготовил загадку о глаголе?

- Определите тему нашего урока. Поставьте цель нашего урока.

Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчёркивается его особая значимость. Глаголить – значит говорить.  

(учащиеся выполняют задание)

(весна).

(согл., парный, звонкий (ф), парный, мягкий.)

                    Загадка

Нет от меня ни у кого секретов.

Все знаю я о действиях предметов.

Лишнее слово – желать, потому что это глагол, а остальные слова – имена существительные.

Обобщим  все знания о глаголе и и будем применять при выполнении разных заданий.

III.  Обобщение и систематизация знаний

Но чтобы оказаться в стране глаголов, давайте вспомним, что мы знаем о этой части речи.

а)ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (солнышко)

1. Глагол – это…

2. Глагол отвечает на вопросы:

3. Глагол обозначает…

4. Глагол изменяется:

5. Глагол не изменяется: по падежам

6. В предложении глагол является :

(учащиеся выполняют разминку)

IV. Применение знаний и умений

1. Молодцы, всё вы знаете о глаголе. Вот мы с вами попали в страну ГЛАГОЛА. Здесь живёт много разных глаголов.

б) Систематизация знаний

- Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их систематизируем и выделим пошагово – что знаем и что умеем:

Выделять глагол среди других частей речи

Определять время глагола

Определять число глагола

Изменять глаголы прошедшего времени по родам

Ставить глагол в неопределенную форму

Писать НЕ с глаголами и др…

- Все ли этому научились? А как проверить?

- Какие задачи поставим перед собой на урок?  

- Оценивать себя вы будете сами, а в конце урока мы подведем.

в) Работа в парах.

Каждый день глаголы ходят на работу в Предложение.  

- Перед вами слова, составьте из них предложение:

Под, растет, майского, лучами, черёмуха, солнышка.

(Синтаксический разбор предложения. Определить части речи.)

выполнить задания

Мы будем проверять себя, как  умеем выделять глаголы, определять время и т.д.

Под лучами майского солнышка растет черёмуха..

Глагол – сказуемое.

(учащиеся выполняют задание)

V. Физминутка

Глагол предлагает нам отдохнуть и проверить вас на внимательность.  Встаньте с места. Если я назову глагол, вы повторяете то движение, которое он обозначает,а если другую часть речи, то стоите без движения.

Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,

носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил,

выпил, зажег, флажок, дружок, потёр, мыл, сыр.

(учащиеся выполняют задание)

2. Всё в этом городе особенное. Глаголы живут по трём разным временам. А какие это три времени?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите  из стихотворения глаголы, определите  время глаголов. Образуйте от данных глаголов глаголы  неопределённой формы.

3. Игра «4 лишний» (Групповая работа )

Найдите лишний глагол. Докажите, почему он лишний.

1 группа           2 группа                     3 группа              

встречает        открывал                   прочитает              

празднует       бежал                          засмеётся              

ответит           жужжит                      оживёт                  

трещит            пролетел                     удивил                  

4. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан. Подберите как можно больше глаголов к данным  именам существительным. (групповая работа)

Цветок    Кошка       Часы

 тает, бегут - в настоящем времени;

повеяло – в прошедшем времени;

засвищут и оденется - в будущем времени.

1 группа : ответит – будущее время;

2 группа: жужжит – настоящее время;

3 группа: удивил – прошедшее время;

(учащиеся выполняют задание)

Цветок ( растёт, цветёт, пахнет)

Кошка (облизывается, мурлычет, мяукает)

Часы (идут, тикают, бьют)

Физминутка

Физминутка для глаз

5. А сколько глаголов встречается в пословицах.

Восстановите пословицы. Объясните их смысл. (групповая работа)

Кто любит трудиться,

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

тому без дела (не) сидится.

(Не) ошибается тот,

кто ничего (не) делает.

 Какая старая знакомая вам встретилась? Что вы о ней можете сказать?

(учащиеся выполняют задание)

Частица не с глаголом пишется раздельно.

V. Контрольная или творческая работа.

А настолько ли важны глаголы? Может мы обойдёмся без них?

Выполним проект «В творческой мастерской».

В данный текст вставьте  подходящие по смыслу глаголы.

       |_____ весна. В полях ____ первые проталины. |_____ грачи.  Они ____ носами поля, ____ из земли червей.

Слова для справок: появились, прилетели, ковыряют, вытаскивают, наступила.

Вот и закончилось наше путешествие по области Глаголов.

А чтобы вернуться  в класс, надо выполнить тест.

Глаголы делают речь ясной и понятной. С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

(учащиеся выполняют задание)

VI. Рефлексия учебной деятельности

Чтобы  небе выглянуло на солнышко и весело заиграло своими лучиками, нужно разогнать облака…

продолжить фразу, написанную на каждом облаке.  Сегодня на уроке…

Я вспомнил(а)…    Я повторил(а)…      У меня получилось…

Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…

Мне было трудно...      У меня получилось…

Использованная литература:

О.И. Дмитриева поурочные разработки по русскому языку 3 класс. «ВАКО» Москва,2014г.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  Учебник по русскому языку для 3 класса. «Просвещение» Москва, 2017г.

В. Волина «Весёлая грамматика» «Знание » Москва, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Временные формы глагола"

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе....

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект открытого урока по русскому  языку в 4 классе по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект  открытого урока по  русскому  языку в  4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века»         Тема:"Право...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Повторение"

Урок русского языка по теме "Времена глаголов. Пвторение." предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме....