Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Яковлева Елена Ивановна

 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся  1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями» , рабочей программой по учебному предмету и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями VIII вида 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_russkiy_yazyk.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся  1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями» , рабочей программой по учебному предмету и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями VIII вида 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством  образования и науки  Российской Федерации. - М."Просвещение".

Реализация рабочей программы обеспечивается УМК «Русский язык» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Э. В. Якубовской.

1 класс

 Аксенова А.К.. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. -  Москва: «Просвещение», 2018.

2 класс

 Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык. 2 класс: учебник для  специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. -  Москва: «Просвещение», 2014.

3 класс

Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык. 3 класс: учебник для  специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. -  Москва: «Просвещение», 2014.

4 класс

Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык. 4 класс: учебник для  специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. -  Москва: «Просвещение», 2014.

Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть предметной области «Русский язык и чтение».  Согласно адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение «Русского языка» отводится:

В 1 классе -99 часов (3 часа в неделю)

Во 2 классе -136 часов (4 часа в неделю)

В 3 классе -136 часов (4 часа в неделю)

В 4 классе -136 часов (4 часа в неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1класс

Личностные :

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов

и находить выходы из спорных ситуаций;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной

действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

-интереса к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в 1классе:

Минимальный уровень:

Усвоение рукописного начертания изученных строчных и прописных букв;

 Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов;

 Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава;

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Достаточный уровень:

  • Различать звуки на слухи в собственном произношении, знать буквы;
  • Писать строчные и прописные буквы;

Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Различать звуки на слухи в собственном произношении;

писать строчные и прописные буквы;

Списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).

Учащийся научится:

добукварный период:

- знать правила поведения учащихся в школе;

- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

- знать основные цвета;

- различать звуки окружающей действительности;

- находить лишний предмет по цвету, форме, величине;

- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;

- выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

- пользоваться карандашом, ручкой;

- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.

букварный период:

различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Учащийся получит возможность научиться:

добукварный период:

- понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

- знать правила поведения учащихся в школе;

- понимать и выполнять правила посадки за партой;

- называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

- знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

- различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;

- исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

- делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

- делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

- выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

- пользоваться карандашом, ручкой;

- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

- рисовать несложные орнаменты, рисунки;

- выполнять штриховку;

- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

букварный период:

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко

слогового проговаривания).


2класс

Личностные:

-  определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-осознать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- интереса к языковой и речевой деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень;

  • различать звуки и буквы;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Достаточный уровень

  • формирование навыка правильного чтения слов, пересказа, составление рассказа по картине или ряду сюжетных картинок;
  • развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;
  • работа над художественными произведениями;
  • использование физкультурных минуток на уроках;
  • использование порядковых числительных в работе.
  • различать звуки и буквы;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем ;
  • различать предложение, словосочетание, слово;

Учащийся научится:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.


Учащийся получит возможность научиться:

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • самостоятельно озаглавливать текст.

3класс


Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на

содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и

сопереживание им;

  • интереса к языковой и речевой деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень

различать сходные по начертанию буквы;

дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;

писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;

составлять предложения по картинке;

подбирать по вопросам название предметов и действий;

называть свой домашний адрес.

Достаточный уровень

  • различать звуки и буквы;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем ;
  • различать предложение, словосочетание, слово;

Учащийся научится:

-анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и -шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

-списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст -после предварительного анализа;

-составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Учащийся получит возможность научиться:

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;

-писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-самостоятельно озаглавливать текст.

4класс

Личностными результатами изучения учебного предмета «Русский язык» является формирование следующих умений:

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и

социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,

проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты

Минимальный уровень

-различение гласных и согласных звуков и букв, ударных и безударных согласных звуков, оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

-деление слов на слоги для переноса;

-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

-выделение из текста предложений на заданную тему;

-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень

-различение звуков и букв;

-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

-деление текста на предложения;

-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Учащийся научится:

- списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;

- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20-25 слов);

- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- делить текст на предложения;

- выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать его;

Учащийся получит возможность научиться:

- делить слова на слоги для переноса;

- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами;

- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- выделять из текста предложения на заданную тему;

- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Содержание курса

Раздел «ОБУЧЕНИЕ  ГРАМОТЕ»

        Формирование элементарных навыков письма.

        Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

        Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.  

        Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

        Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чащачущужиши).

Раздел «ПРАКТИЧЕСКИЕ  ГРАММАТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ  И  

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ»

        Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –мягкости, звонкости –глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

        Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

        Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

        Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

        «Слова-друзья». «Слова-враги».

        Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.  

        Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

        Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

        Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

        Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

        Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.  Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

        Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

Тематическое планирование  (русский язык) 1 класс

№ п/п

тема

кол-во часов

1

Добукварный период

24

2

Букварный период

75

Итого

99

Тематическое планирование  (русский язык) 2 класс

№ п/п

тема

кол-во часов

1

Повторение

12

2

Звуки и буквы

65

3

Слово

40

4

Предложение

11

5

Повторение

8

Итого

136

Тематическое планирование  (русский язык) 3 класс

№ п/п

тема

кол-во часов

1

Повторение

10

2

Звуки и буквы

19

3

Слово

57

4

Предложение

11

5

Повторение

5

Итого

136

Тематическое планирование  (русский язык) 4 класс

№ п/п

тема

кол-во часов

1

Повторение

6

2

Звуки и буквы

45

3

Слово

44

4

Предложение

34

5

Повторение

7

Итого

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...