Технологическая карта урока по теме Правописание мягкого знака у числительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хлыстова Ирина Валентиновна

Технологическая карта урока русского языка для УМК Начальная школа 21 века для 4 класса по теме Правописание мягкого знака у числительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Технологическая карта урока

4 класс.  

Тема урока: Правописание мягкого знака в числительных

Цель урока: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Задачи

  1. Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.
  2. Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
  3. Развитие орфографической зоркости.
  4. Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
  • постановка и решение проблемы;
  • преобразование правила в модель;
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Технологии

технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, технология оценивания, ИКТ

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам хорошего урока.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД

  • эстетические чувства, доброжелательность
  1.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Ребята. Мы продолжаем исследовать числительное как часть речи. Но, чтобы продолжить наши исследования, мы должны обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о числительном.

Приём "Паучок"

"Паучок" - это небольшая структурно-логическая схема. В центре её располагается овал, в котором написано понятие (термин). От овала отходят "лапки паучка" - стрелки. Учитель предлагает ученикам рядом с каждой "лапкой" написать ключевые понятия, которые характеризуют основное слово.

Заполняют схему "паучок"  "Имя числительное"

После того, как схема будет заполнена, учащиеся дают определение имени числительного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
  • доносить свою позицию до других.        
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: пробное учебное действие, фиксация затруднения

 

Организует деятельность учащихся  направленную на постановку цели и задач урока.

Задание: выпиши из текста простые имена числительные, проанализируй орфограммы в числительных.

Удивительная семья

Супруги Деревенские усыновили и удочерили 48  детей.

Шла война. Медсестре Саше было 18 лет. Она приютила двоих первых военных сирот. Окончилась война. Сашин муж Емельян вернулся с фронта. Вскоре супруги усыновили ещё двоих ребятишек. Постепенно жизнь налаживалась. И вот уже у них 7 чужих детей. Затем 8,9,11,16,17, 19. Бывало так, что в семье одновременно воспитывалось 30 детей.

Все выросли достойными людьми.

- Какая орфограмма встретилась во всех числительных? Какое затруднение испытали? Почему после числительных пишется мягкий знак? У всех ли числительных пишется мягкий знак? Где ещё у числительных пишется мягкий знак?

Учащиеся работают в парах, выписывают числительные, определяют орфограммы, которые встречаются в именах числительных.


Познавательные УУД: 

  • общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, 
  • логические - формулирование проблемы 

Личностные УУД:

  • мотивация к изучению данной темы

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор средств ее реализации

- Что бы вы хотели узнать на уроке, чему хотели бы научиться?

- На доске пункты плана, но их нужно расположить в правильном    порядке.

ПЛАН

проверяем

открываем

применяем

наблюдаем

исследуем

оцениваем

Определяют  тему, формулируют цель и    свои  задачи урока.

- Я хочу узнать…(правило написания мягкого знака в именах числительных)

- Я хочу научиться…(правильно писать мягкий знак в числительных) 

Составляют план работы на уроке

ПЛАН

наблюдаем

исследуем

открываем

применяем

проверяем

оцениваем

Регулятивные УУД

  •  Уметь определять и формулировать цель на уроке
  •  Осуществлять взаимоконтроль
  • формулируют  и удерживают учебную задачу

Познавательные УУД

  • высказывают предположения,
  • обсуждают проблемные вопросы
  1. Физминутка

  1. Реализация построенного проекта

Цель этапа:

построение и фиксация нового знания

- Мы составили план наших действий. Помимо вопроса, который мы определили для себя, мы еще с вами будем продолжать формировать умение работать в парах, группах, а самое главное, что вас сегодня ждет интереснейшая работа по составлению модели правила.

- Начнем работу. А какой источник поможет нам  в поиске ответа на вопрос?

- Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы? А во втором? Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м?

- Есть ли ещё числительные, в которых пишется мягкий знак? Назовите. Нет?

- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака? Попытайтесь.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Кто пришел к такому же выводу?

- Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике.

- Я вам предлагаю преобразовать правило и дополнить схему – "паучок"  "Имя числительное" новыми лапками, на которых вы запишите новые сведения о правописании числительных.

Работают по учебнику, стр.99

 

Мягкий согласный на

числительных

Мягкий согласный в

числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот

Рассматривают  таблицу. Вставляют недостающие данные в названия столбцов таблицы. Устно дополните её пропущенными именами числительными.

Работают с учебником, стр. 99, читают правило о правописание мягкого знака у числительных.

Дополняют "паучок"  "Имя числительное", записывают числительные, в которых мягкий знак пишется в середине слова и на конце.

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные УУД

  •  самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, 
  • формулирование проблемы 

Личностные УУД

  • мотивация к изучению данной темы

VII.   Осознание и осмысление учебного материала

Цель этапа: 

1.Проверка осознанности восприятия детьми материала.

 2. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы

– Давайте создадим алгоритм написания ь в числительных.

АЛГОРИТМ

 1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных,  которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова

3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.

Плакат с готовым алгоритмом вывешивается на доску.

-Работа по учебнику, стр. 98, упражнение 1.

(Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.)

Проверка:

- Назовите числительные, где вы написали Ь в конце?

- В каких числительных вы написали Ь в середине?

А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые?

( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.

Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку.

- Назовите числительное. От какого числительного образовано это слово? Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.

Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак в середине слова.

Проверка усвоения новых знаний

Выборочное письмо.

Записать числительные, которые встретятся в отрывке немецкой народной сказки "Глупые братья"

Жили-были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати и девятнадцати лет. Отцу было шестьдесят семь лет. Послал старик сыновей в город за покупками. Он сказал, что до города пятьдесят километров, так что идти им часов десять. Идут братья и рассуждают: «Так ведь это отцу десять часов нужно, он один ходит. А нас пятеро. Значит, мы в пять раз быстрее дойдём».

Выборочная проверка работ в паре.

Учащиеся работают в парах. У каждой пары карточки с фразами для алгоритма (В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова. У простых числительных,  которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова. )

Пары представляют свои варианты, сопоставляют с оригиналом.

Самостоятельно выполняют задание из упражнения 1 на стр. 98 учебника.

При проверке свой ответ строят с опорой на алгоритм.

Читают правило на стр.100 учебника и сопоставляют с выводом.

Записывают числительные, определяют новую орфограмму, которая встретилась в числительном.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД

  • удержание цели и задач в течение урока
  • пошаговый контроль по результату;
  • оценка;
  • коррекция;


Познавательные УУД

  •  умение структурировать знания;
  •  выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  •  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;


Коммуникативные УУД

  • контроль за действиями партнёра;
  • формулировка собственного мнения и позиции.

Регулятивные УУД 

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 

Личностные УУД

  • самоопределение 

VIII.   Итог урока.

Цель этапа: 

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

 Организует деятельность учащихся  направленную на подведение итогов.

-  Какие цели ставили вначале урока?

- Сейчас мы назвали цели, рассказали о том, что узнали на уроке. Какой вывод мы можем сделать?

 Формулируют высказывания.

Рефлексия.

Предлагает учащимся оценить себя.

Определяет эффективность урока.

Оценивает учащихся.

Анализируют свою деятельность, используя облако "тегов", которые необходимо дополнить:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

Учащиеся  выбирают по 1 – 2 предложения и заканчивает их.

Коммуникативные УУД

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательны УУД

  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.

 Личностные УУД

  • смыслообразование.

Домашнее задание.

Домашнее задание.

Р. Т. стр.25 №3, в учебнике на стр.100  № 3.

 Прочитайте задания. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Задают вопросы по домашнему заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных"

Данный урок проводится в 4 классе по программе "Школа 2100"Цель урока: находить в словах орфограмму-букву m после шипящих в конце имен существительных, графически объяснять написание с ь и без m/УУД о...

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...

презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме : правописание мягкого знака в числительных

презентация к уроку русского языка содержит слайды с основными этапами урока...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных»

Одной из сложных тем в уроках русского языка является тема " Числительные" 4 класс программа " школа XXI век" на своём уроке я постаралась донести до детей как правильно писать ь з...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку

Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...

Презентация по русскому языку по теме Правописание мягкого знака у числительных

Данная презентация  к уроку русского языка в 4 классе по теме Правописание мягкого знака у числительных...