Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

Задачи:

1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; ознакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, образно воспринимать предметы на картине, способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, отбирать речевые средства, словосочетания для написания текста.

2. Развивающая: работать над развитием устной и письменной речи учащихся; развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины; расширять кругозор; стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков; активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения.

3. Воспитательная: прививать любовь к родной природе, к родному языку; развивать любознательность; формировать чувство прекрасного; вызвать интерес детей к произведениям живописи; пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте природы,  желание любоваться ею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_levitan.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 91 г. Ульяновск»

Технологическая карта

урока русского языка

в 4 классе

по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Составитель:

Страхова Вера Юрьевна,

учитель начальных классов

Ульяновск

2020 год

Тема: «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»

УМК: «Школа России»

Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

Задачи:

1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; ознакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, образно воспринимать предметы на картине, способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, отбирать речевые средства, словосочетания для написания текста.

2. Развивающая: работать над развитием устной и письменной речи учащихся; развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины; расширять кругозор; стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков; активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения.

3. Воспитательная: прививать любовь к родной природе, к родному языку; развивать любознательность; формировать чувство прекрасного; вызвать интерес детей к произведениям живописи; пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте природы,  желание любоваться ею.

Планируемые результаты: развитие умения устной и письменной речи.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок развития речи (сочинение).

Вид урока: сочинение.

Оборудование и раздаточный материал: презентация, проектор, карточки с заданиями (приложение № 1), орфографические словари, памятки по написанию сочинения, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

(30 секунд)

- Здравствуйте, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро пусть длится до вечера!

С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день.

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Регулятивные (самоконтроль)

2.Подведение к теме урока

(1 минута)

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение. А чтобы определить, о чём будет наше сочинение, я предлагаю вам послушать стихотворение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

- Вы узнали автора этого стихотворения?

- Молодцы, ребята. Значит, сегодня мы будем писать сочинение об осени. Но не просто сочинение, а сочинение по картине. Мы будем учиться словом передавать свои впечатления и эмоции, вызванные художественным полотном. Будем описывать, сравнивать, высказывать предположения, делать выводы.

Дети внимательно слушают учителя.

- Об осени.

- И. А. Бунин.

Регулятивные (осознание  и выделение того, что уже освоено)

Метапредметные (овладение способностями логичекого мышления)

3. Рассказ о художнике

(2 минуты)

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами картина. Внимательно её рассмотрите.

- К какому жанру относится картина?

- Какое название вы бы дали этой картине?

- Картина называется «Золотая осень». А написал её замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан.

- Перед вами портрет Исаака Ильича Левитана кисти В.А.Серова.

Попробуем предположить, что это был за человек. Настроение, возможно, черты характера, что любил Исаак Ильич, какая была у него жизнь?

- А теперь давайте проверим, верны ли ваши предположения. Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ о жизни этого художника.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900). Художник очень рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе он относился очень строго. Современники называли Левитана «поэтом русской природы». За 25 лет он создал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он умело использовал цвет, рисунок, композицию, мастерски передавал настроение, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

Учащиеся внимательно рассматривают картину.

- К пейзажу

- «Осенняя река», «Осень» «Солнечный осенний день», «Золотая осень»

Ребята высказывают свои наблюдения, предположения, объясняют, почему пришли к такому выводу.

Дети внимательно слушают рассказ учителя.

Регулятивные (самоконтроль)

4. Беседа по содержанию картины

(5 минут)

- Внимательно рассмотрите картину.

Как вы думаете, Почему картина называется «Золотая осень»?

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

- Какой день изобразил художник?  

- Как узнали, что светит солнышко?

- Расскажите, что изображено на переднем плане.

- А что изображено вдалеке?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Какого цвета наряд у берез?

- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются

зелеными?

- Какое небо на картине?

- Как написана вода в реке?

- А какая трава?

- Какие цвета и краски потребовались для передачи красоты природы?

- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?

- Какие звуки мы могли бы услышать?

- Вдохнем чистый воздух. Какие запахи нас окружают?

- Посмотрите еще раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина?

- Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Художник хотел показать красоту этого времени.

- Прозрачная река, в которой отражается небо; золотые листья на деревьях;  ясное небо…

- День теплый, солнечный, погожий…

- Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.

- На переднем плане изображены река, берёзки…

- Поле, лес, деревушка…

- Берёзы, дубы…

- Они золотые.

- Нет, не все. Деревья, которые находятся в правой части картины, ещё зелёные.

- Небо голубое, с белыми облаками, чистое…

- Река неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением…

- Трава: сухая, желтая, бурая…

- Золотые, жёлтые, зелёные, голубые, белые…

- Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать… 

- Шелест листьев, шум легкого ветерка, птичье пение, крики улетающих перелетных птиц…

- Свежий запах речной воды, запах листьев, травы, грибов, запах дымка из печных труб… 

- Чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес.

Познавательные УУД (извлекать информацию, представленную в разных формах, осуществлять анализ)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других)

Познавательные УУД (осуществлять анализ)

5. Физкультминутка

(30 секунд)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Туловище вправо, влево.

Туловище вперед, назад

Руки вверх, потянуться.

 Руки вверх, вправо, влево.

Покружиться.

Регулятивные (самоконтроль)

6. Составление плана

(1 минута)

- Ребята, давайте составим план, по которому вы будете писать свое сочинение.

План

1.Что изображено на картине.

2.Что изображено на переднем плане картины.

3.Что изображено на заднем плане картины.

4.Колорит (цветовая гамма) картины.

5. Мое отношение к картине.

План записывается  на доске.

Все учащиеся участвуют в  составлении плана

Коммуникативные (умение работать в группе, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других)

Познавательные УУД (осуществлять анализ)

Предметные УУД (составлять план, пересказывать текст по плану)

7.Речевая подготовка текста

(4 минуты)

- С чего бы вы начали сочинение по картине?

- Что бы вы написали после вступления?

- Каково было бы заключение в вашем сочинении?

- Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы, при описании картины, постарайтесь

использовать богатые возможности русского языка. Давайте вспомним, что мы называем эпитетами?

- А что такое сравнения?

- Сейчас вы выполните задание. У вас на столах лежат карточки. Вы должны к словам подобрать эпитеты и сравнения (Приложение № 1).

Самопроверка на слайде.

Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Левитан изобразил красивую пору - осень.

- Стали бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.

- Обязательно написали бы о том, какое красивое время года - осень, и как Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась

- Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей

выразительности.

- Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Дети работают на карточках.

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и речи.

Познавательные УУД: уметь правильно подбирать средства выразительности речи – эпитеты и сравнения

8.Устное составление текста

(1 минута)

- Кто сможет рассказать примерное содержание сочинения?

Несколько учеников устно рассказывают текст по плану.

Предметные (пересказывать текст пробного содержания текста по плану, воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной  форме с учётом речевой ситуации)

9. Орфографическая подготовка

(2 минуты)

- Подберите синонимы к словам: художник

создает

картина

- Теперь давайте повторим правописание слов  (на доске слова). Вы должны вставить пропущенные буквы.

З..л..тая, чу..ство, грус..но, лё..кие, тра..ка, б..л..ствольные, кр..савица, с..р..фан, р..зн..цветная, б..гряная, к..сынка, т..чение.

- Обратите внимание на правописание слов:

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

- живописец, пейзажист, мастер кисти

- пишет 

- полотно, репродукция.

- Золотая, чувство, грустно, лёгкие, травка, белоствольные, красавица, сарафан, разноцветная, багряная, косынка, течение.

Предметные (находить и исправлять ошибки, правильно писать слова с изученными орфограммами)

Познавательные УУД (осуществлять анализ)

10. Самостоятельное написание сочинения

(25 минут)

- Ребята, а теперь приступайте к написанию сочинения. Используйте план и записи на доске. Если сомневаетесь в написании слова, используйте словарь. Пользуйтесь памятками по написанию сочинения.

Учитель оказывает индивидуальную помощь

Дети самостоятельно пишут сочинение.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  оформление мысли в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского литературного языка.

Познавательные УУД:
точность понимания цели работы;
построение речевого высказывания (текста); смысловое чтение текста.

Регулятивные УУД:
осознание задачи преобразовать визуальную информацию в текстовую с учётом полученных знаний

11. Самопроверка

(2 минуты)

- Прочитайте, что у вас получилось.

Несколько учащихся читают свои работы.

Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; коррекция проделанной работы Коммуникативные: (умение слушать других)

12. Подведение итогов

(30 секунд)

- Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке русского языка?

- Продолжали учиться писать сочинение, узнали о таком художнике, как И. И. Левитан, вспоминали средства выразительности, объясняли правила грамотного письма.

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные  (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

13. Рефлексия

(1 минута)

- Дополните предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось..

Сегодня на уроке мне было трудно..

Дети дополняют предложения.

Коммуникативные  (слушать и слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения)

14. Домашнее задание ( 30 секунд)

- Придумать синквейн к слову «осень».

Дети записывают д/з.

Регулятивные (самоконтроль)

Приложение № 1

Эпитеты:

День

Небо

Облака

Деревья

Берёзы

Трава

Река

Солнце

Сравнения:

Река

Деревья

Облака

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация на тему "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень""

Презентация по русскому языку. УМК "Школа России", 4 класс.Презентация на тему "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень""...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему _Сочинение по картине И.С. Остроухова _Золотая осень_

Презентация  к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....

Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...

Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...