ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
статья по русскому языку

Басимова Анжелика Ивановна

Опыт по подготовке к РПР и ВПР по русскому языку накоплен уже немалый. Для его успешной сдачи необходимо иметь прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса; нужно уметь правильно использовать лексический состав языка, различные его грамматические конструкции.

По своему содержанию проверочная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. Задания ее включают:

  • проверку элементарной лингвистической компетенции, то есть знания о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом;
  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  • коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл выраженный в словах и содержащийся в подтексте.

Анализируя результаты различных проверочных работ, пришли к выводу, что при выполнении тестовых заданий обучающиеся больше всего ошибок допускают при определении правописаний -Н - и -НН - в словах, правописание Не с разными частями речи, большие затруднения дети испытывают при выполнении задания, связанного с определением лексической нормы, так как словарный запас детей очень беден и они часто не определяют значение слова русского языка.

Также в тестовых заданиях проверяются основные правила правописания корней, окончаний, приставок, суффиксов и др. Учащиеся сами определяют, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться.

Написание -Н - и -НН - является одним из очень трудных вопросов в выполнении контрольных проверочных работ.Особенно в тех случаях, где существуют специальные правила, охватывающие целые группы слов и целые группы суффиксов. При этом особенно труден вопрос о написании -Н - и -НН - в суффиксах отглагольных прилагательных, соотносительных с причастиями. Написание суффиксов с -Н - и -НН -, безусловно, нуждается в особом рассмотрении. Но прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует напомнить о сильных и слабых позициях доя произношения долгих согласных, так как эти позиции далеко не последний фактор доя орфографии. Для -Н- и -НН- (в отличие от других двойных согласных) сильной позицией некоторые ученые считают позицию перед ударным гласным (водяной, временной, дровяной, костяной и др.). В соответствии с действием морфологического принципа пишутся двойные согласные на стыке морфем типа - стена - стенной, спина - спинной, а также в суффиксах с долгими согласными. Не в вопросительных и восклицательных предложениях типа: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Где он только не бывал!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Басимова А.И.

МБОУ СОШ №108 г. Уфа Республика Башкортостан

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
НА ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Опыт по подготовке к РПР и ВПР по русскому языку накоплен уже немалый. Для его успешной сдачи необходимо иметь прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса; нужно уметь правильно использовать лексический состав языка, различные его грамматические конструкции.

По своему содержанию проверочная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. Задания ее включают:

  • проверку элементарной лингвистической компетенции, то есть знания о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом;
  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  • коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл выраженный в словах и содержащийся в подтексте.

Анализируя результаты различных проверочных работ, пришли к выводу, что при выполнении тестовых заданий обучающиеся больше всего ошибок допускают при определении правописаний -Н - и -НН - в словах, правописание Не с разными частями речи, большие затруднения дети испытывают при выполнении задания, связанного с определением лексической нормы, так как словарный запас детей очень беден и они часто не определяют значение слова русского языка.

Также в тестовых заданиях проверяются основные правила правописания корней, окончаний, приставок, суффиксов и др. Учащиеся сами определяют, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться.

Написание -Н - и -НН - является одним из очень трудных вопросов в выполнении контрольных проверочных работ.Особенно в тех случаях, где существуют специальные правила, охватывающие целые группы слов и целые группы суффиксов. При этом особенно труден вопрос о написании -Н - и -НН - в суффиксах отглагольных прилагательных, соотносительных с причастиями. Написание суффиксов с  - и -НН -, безусловно, нуждается в особом рассмотрении. Но прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует напомнить о сильных и слабых позициях доя произношения долгих согласных, так как эти позиции далеко не последний фактор доя орфографии. Для -Н- и -НН- (в отличие от других двойных согласных) сильной позицией некоторые ученые считают позицию перед ударным гласным (водяной, временной, дровяной, костяной и др.). В соответствии с действием морфологического принципа пишутся двойные согласные на стыке морфем типа - стена - стенной, спина - спинной, а также в суффиксах с долгими согласными. Не в вопросительных и восклицательных предложениях типа: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Где он только не бывал!

© Басимова А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая проверочная работа по русскому языку

Проверочная  работа  в  форме  теста  по  русскому  языку  по  теме  "Правописание"....

Презентация. Тестовое задание для 4 класса по русскому языку.

Презентация.Тестовое задание для 4 класса по русскому языку состоит из 10 вопросов с выбором ответа....

Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс.

Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс....

Итоговая проверочная работа по русскому языку в тестовой форме, 2 класс.

Итоговая проверочная работа по русскому языку в тестовой форме содержит четыре варианта. В работе имеются задания, включающие работу с однокоренными словами, словарными словами. Есть задания по написа...

Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса

Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса...