Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: разбор глагола как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яруллина Диана Радиковна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Разбор глагола как части речи».

 

Цели деятельности учителя: формирование представления о разборе глагола как части речи

Планируемые результаты

Предметные:

-знать грамматическое понятие «глагол»;

- уметь определять значение глаголов и задавать к ним вопросы.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс «программа «Перспектива», презентация, карточки с заданиями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2021                                                                                                         Учитель: Ямалетдинова Л. М.

Класс: 3                                                                                                                                         Студет: Яруллина Диана

Урок: 2                                                                                                                                          Методист:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Разбор глагола как части речи».

Цели деятельности учителя: формирование представления о разборе глагола как части речи

Планируемые результаты

Предметные:

-знать грамматическое понятие «глагол»;

- уметь определять значение глаголов и задавать к ним вопросы.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс «программа «Перспектива», презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод - прием: словесный - стихотворение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

- Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод - прием: словесный – беседа;

практический – каллиграфическое упражнение, орфографическое упражнение;

 практический – языковой анализ, орфографический анализ;

наглядный – демонстрация слайдов.

6 мин

Минутка чистописания:

– Прочитайте слова: Р.КЕТА, ПЛ.НЕТА ,КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить?

-записываете в тетрадь и выполняете эти задания

Выполняем фронтальную проверку

– Как называются такие слова?

– Что означает слово Р.КЕТА?


– Составьте предложения с данными словами.
(Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения.
– Разберём слово небо как часть речи.
(Комментируют с места) у доски 1

-читают

-(Вставить пропущенные буквы, списать, подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

- Прописывают.

-(С непроверяемыми написаниями)

-(Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)

-проговаривают ответы

-записывают под диктовку

-выделяют орфограммы

-(Ракета, небо)

-  РАКЕТА - существительное Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное 

-комментируют разбор

- Р: саморегуляция.

- П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ.

- Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Р: коррекция – внесение коррективов.

- П: смысловое чтение как осмысление.

III. Постановка учебной задачи

Метод - прием: словесный – беседа;

частично-поисковый  – выявление темы, формулирование цели;

наглядный – демонстрация.

1 мин

- -а теперь давайте разберем слово осветила

-Значит сегодня нам предстоит получить новые знания

-Попробуйте предположить тему урока.

- Верно. Тема нашего урока: Разбор глагола как части речи

- Поставьте цель.

- Правильно.

-не умеем

- разбор глагола как части речи

- научиться разбирать глагол как часть речи

Р: целеполагание – постановка учебной задачи;

К: планирование учебного сотрудничества – определение цели.

IV. Открытие нового знания

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

практический – выведение правила учащимися, сопоставление правила в учебнике с правилом учащихся, постановка вопросов к правилу, письменное, орфографическое упражнение;

наглядный – демонстрация.

17 мин

Вы уже умеете разбирать имя существительное как часть речи. Для глагола тоже существует свой порядок разбора. Чтобы научиться разбирать глагол как часть речи, надо вспомнить всё, что мы уже узнали о глаголах.

Открыли учебники стр. 92 читаем

Задание 1: Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт, лётчик, летать, самолёт, улетает, вылет, летательный, лётный, вылетел, полетит,

– Докажите. Какой вывод можно сделать?

– Среди этих глаголов есть особенный. Какой?
– Почему?

– На какой вопрос отвечает?

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола?  

Задание 2

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

Задание 3

Определите число глаголов улетает. вылетел, полетит. (Единственное число) Можем ли мы изменить число этих глаголов?

Давайте попробуем.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола?
– У всех глаголов?

-Посмотрите в учебнике, как Аня справилась с разбором глагола


-мы только что с вами все это повторили

– Какую ещё осталось задачу решить?

– Смотрим образец записи в учебнике.

Физминутка.

Видеофрагмент

- Молодцы.

-слушают учителя

 -Открывают учебники.

-вспоминают пройденный материал

-(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
-(Летать)

-(Нельзя определить время и число)
-что делать?

- Начальная форма, инфинитив)

-улетает, вылетел, полетит

-доказывают

-Выполняют устно

-(Род)

-(Только в прошедшем времени)

-(Как правильно оформить на письме)

- Выполняют физминутку.

- П: смысловое чтение как осмысление.

П: произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- П: осознание и построение речевого высказывания в письменной форме.

- Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Р: коррекция – внесение коррективов в случае расхождения эталона и реального действия.

- П: подведение под понятие, выведение следствий.

П: структурирование знаний.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод - прием:

словесный – речь учащихся;

практический – выборочное письмо.

3 мин

Разбор глаголов из скороговорок (упр 167)

Первый глагол «летит» разберём устно, а на доске сделаем запись этого разбора.

Работаем в парах.

Разберите остальные глаголы из упр 167 как часть речи.

Проверка работ.

- Называют имена собственные.

-Летит-глаг., нач.ф.- летать, наст.вр., ед.ч.

- Записывают в тетрадь.

-работа в парах

-самопроверка

П: структурирование знаний;

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод - прием: словесный – слово учителя;

практический – упражнение.

3 мин

-вы хорошо поработали теперь поработайте самостоятельно

-задания на слайде

-теперь проверьте себя, на экране верные ответы

- Выполняют задания на карточках.

- Выполняют

-самопроверка

П: построение речевого высказывания в письменной форме;

Р: контроль;

Р: коррекция – внесение коррективов.

VII. Включение в систему знаний

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

практический и игровой – разгадывание ребусов, запись в тетрадь;

наглядный – демонстрация.

6 мин

Исправим ошибки из упр 168.

-Какие ошибки исправили?

- Выполняют задание

- Записывают.

- Идёт - у глагола в настоящем времени род не определяют,

Рубили- глагол в прошедшем, а не в настоящем времени,

Испечёшь – глагол в единственном, а не во множественном числе.

-К: разрешение конфликтов – индентификация проблемы;

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция его действий.

П: произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

VIII. Рефлексия деятельности

Метод - прием:

словесный – беседа, слово учителя, речь учащихся;

практический – запись домашнего задания.

3 мин

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Почему считаете, что достигли её?

- Кто достиг этой цели – поднимите руку.

- Закончите предложения на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было трудно…
  3. Теперь я могу…

Запишите домашнее задание: упр. 132  в рабочей тетради.

- научиться разбирать глагол как часть речи

- Отвечают на вопрос.

- Анализируют свою деятельность.

- Записывают домашнее задание.

- Р: оценка – оценка результатов работы;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р.КЕТА , ПЛ.НЕТА ,КОСМ.С

Слайд 2

Полёт, лётчик, летать, самолёт, улетает, вылет, летательный, лётный, вылетел, полетит,

Слайд 3

летать, улетает , вылетел , полетит,

Слайд 4

глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать? Что делать?(летать ) Нельзя определить время и число

Слайд 5

Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите улетает. вылетел, полетит

Слайд 6

От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени Пускать Сигналить Вывод : глаголы изменяются по временам.

Слайд 7

3.Определите число глаголов улетает. вылетел, полетит . Можем ли мы изменить число этих глаголов? Вывод: глаголы изменяются по числам.

Слайд 8

Летит - глаг., нач.ф . - лететь, наст.вр ., ед.ч .. Говорили - глаг., нач.ф . - говорить, прош.вр ., мн.ч . Поставлю - глаг., нач.ф . - поставить, буд.вр ., ед.ч .

Слайд 9

Самостоятельная работа Вариант 1 Разбери глаголы как часть речи Смотрел , прыгал Вариант 2 Разбери глаголы как часть речи Играл ,писала

Слайд 10

Вариант 1 Разбери глаголы как часть речи 1) Смотрел -глагол, нач.ф .-смотреть , прошед . время, ед. , муж.род 2)прыгала -глагол, н.ф .-прыгать, прош.вр . ед. ч. ж.род Вариант 2 Разбери глаголы как часть речи 1) Играл -глагол, нач.ф .- играть, прошед.время , ед. , муж.род 1)писала-глагол, нач.ф . -писать. ед. ч. ж.род

Слайд 11

Найдите глагол и разберите его как чать речи На небе сверкнула яркая молния Лошади скакали по полю Цветы запахли Мальчик плывет по реке

Слайд 12

Стоял…раннее утро. Длинные тени лежал…на земле. Лёгкая волна набегал…на берег. Море сверкал…в лучах солнца. На берегу сидел…белая чайка. Лучи солнца освещал…верхушки сосен .

Слайд 13

I уровень. Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал . II уровень. Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал., дерево полыхал., пенёк тлел., птицы замолчал .; определите их род. III уровень . Измените глагол гореть по родам.

Слайд 14

I уровень: тлела - ж.р ., разгоралось - ср.р ., кричали - мн.ч ., полыхал - м. р.; II уровень: роща догорала - ж.р ., дерево полыхало - ср.р ., пенёк тлел - м.р ., птицы замолчали - мн.ч .; III уровень: горел - м.р ., горела - ж.р ., горело - ср.р .

Слайд 15

1.Допишите пословицы глаголами с частицей не. Семеро одного - Волков бояться — Слово не воробей: вылетит Кто не работает,

Слайд 16

Закончите предложения: Сегодня я узнал… Было трудно… Теперь я могу

Слайд 17

д/з упр-168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок по русскому языку для учащихся 3 класса Тема: Разбор глагола как часть речи

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре...

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема:имя прилагательное как часть речи

Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи».Цели деятельности учителя: формирование знаний о прилагательном как часть речи; выяснение лексико-грамматичес...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: имя прилагательное как часть речи (Рефлексия)

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи».Цели деятельности учителя: формирование знаний о прилагательном как часть речи; выяснение лексико-грамматических...