Конспект урока русского языка «Личные окончания глаголов I и II спряжения» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:    алгоритм  определения спряжения глаголов

уметь:  распознавать окончания глаголов I и II спряжения

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- ;раздаточный материал; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_okonchaniya_glagola.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: 1                                                                                                            ФИ студента: Куплевацкая Валерия

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет:                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема: «Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:    алгоритм  определения спряжения глаголов

уметь:  распознавать окончания глаголов I и II спряжения

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- ;раздаточный материал; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 2мин

-Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

-Давайте с Вами откроем тетради, запишем число. Сегодня у нас 7 апреля. На следующей строчке под числом, пишем классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

самоопределение (Л)

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, языковой анализ,  практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров

Постановка проблемного вопроса

4-5мин

Фронтальная форма работы.

На доске слова: улыбнитесь, садитесь.

-Ребята, что за слова у меня на доске?

-  Расскажите, что вы уже о нем знаете?

1. Что такое глагол?

2. Что такое спряжение глагола?

3. 1,2 и  3 лицо

4. Времена

5. Неопределенная форма глагол

-Запишите пословицу: Наука в лес не ведет, а из леса выводит.

- Как вы ее понимаете?

-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?

- В каком времени, числе и лице они употреблены? 

-Выделите окончания.

- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе?

- Как вы думаете почему?

 

 

-Глаголы

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? В предложении чаще всего является сказуемым

2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

3. 1 лицо – слова-помощники я, мы (говорю, говорим)

2 лицо - слова-помощники ты, вы (говоришь, говорите)

3 лицо – слова-помощники он, она, оно, они (говорит, говорят)

4.Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи

Будущее время – показывает, что действие будет происходить после

Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи

5. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти

- Наст. вр., 3 лицо, ед. ч

- Разные

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

учет разных мнений (К)

III. Постановка учебной задачи

Словесный.: подводящий диалог

4-5 мин

Фронтальная форма работы

Подводящий диалог

Тогда как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока?

Давайте попробуем составить план

1. Повторить ,что такое глагол и его признаки

2. Узнать о личных окончаниях глаголов I и II спряжения

3. Поупражняться в определении глаголов I и II спряжения и в выделении их окончания

- Личные окончания глаголов I и II спряжения

- Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV. Открытие нового знания

Наглядный: презентация

Практический: чтение

текста

Практический: выполнение упр.

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: беседа

7-8 мин

Фронтальная форма работы

Мы продолжаем путешествовать по стране Царя Глагола и открывать

его тайны. А какое открытие мы сделаем на уроке, я думаю, что вы мне

сами об этом скажите.

Работа в группах.

-Сейчас будем работать в группах. Задание для всех одно, а слова, которые вы будете изменять разные.

-Проспрягать глаголы, поставить ударение в словах, выделить окончания.

Что значить проспрягать слова? 

Задание 1группе. Проспрягать глагол спасти, лететь. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 2 группе. Проспрягать глагол думает, шалишь. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Проверка результатов работы.

1 группа зачитывает, как проспрягали глагол, записывая окончания в таблицу

-Какая буква встречается в окончании этих глаголов?

2 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этих глаголов?

Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

На доске появляется таблица

-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили? 

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

-Ребята, какой можно сделать вывод? 

-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по ударному окончанию.

-Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы.

Откройте учебник на стр. 88, изучите таблицу. Сделаем вывод: какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения в настоящем времени?

-Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!»

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.

Физминутка

- Изменить глагол по лицам и числам. Выделить окончание, проанализировать, как изменяются окончания при спряжении этого глагола

-1 В первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются

2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, 1 столбик - окончание Е,2 столбик – окончание И.

3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.

Вывод: глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения.А глаголы, имеющие в окончании гласнуюи, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ат, - ят, – II спряжения

Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

структурирование знаний (П)

извлечение из текстов необходимой информации (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

учет разных мнений (К)

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

V. Первичное закрепление

Практич.: выполнение задания

Взаимопроверка

4-5 мин

        Фронтальная форма  работы

 -Ваша задача: проспрягать глагол и выделить окончания

-1 вариант спрягает слово – верну

-2 вариант спрягает слово - спешу

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание вашего товарища, сверяясь с образцом. Оцените работы карандашом

1лицо:Я,Мы:
Я: верну,спешу.
Мы:вернем,спешим.
2лицо:Ты,Вы:
Ты:спеш
ишь,вернёшь.
Вы:спешите,вернёте.
3лицо:Он,Она,Оно,Они:
Он:спешит,вернет.
Она:спешит,вернет.
Они: спеш
ат,вернут.

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

Взаимооценка (Р)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа

VII. Включение в систему знаний

Практический: самостоятельная работа, взаимопроверка

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений

4-5 мин

7-8 мин

2 мин.

Индивидуальная форма работы. 

На экране слова.

Читаешь, кричит, поёт, качает, ворчит, пишет, говорим, молчат, клюют, грустите, ругаются, балуется, верят.

- Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?

- Приступайте к работе

- Проверим, правильно ли вы справились с работой.

(Самопроверка  по образцу)

- Давайте все вместе выполним задание. Замените фразеологизм глаголом. Как будет звучать этот глагол в настоящем времени? Определите спряжение и укажите окончания.

Забегать вперёд;

Закинуть удочку;

Делать из мухи слона;

Смотреть сквозь пальцы;

Бить баклуши;

Сбивать с толку

-Давайте вспомним. Как звучала наша тема урока?

- Какие цели мы ставили?

Давайте проанализируем нашу работу.

Я твёрдо знаю, что…

1) Спряжение – это…

2) Спрягаются глаголы только …

3) Глаголы бывают…

4) Глаголы 1 спряжения настоящего времени имеют окончания…

5) Глаголы 2 спряжения настоящего времени имеют окончания…

6) Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…

Молодцы! Спасибо за урок!

Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! 

-выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение

Забегать вперёд – спешить-спешит (2 спр.)

Закинуть удочку –выяснить-выясняет (1 спр.)

Делать из мухи слона – преувеличить-преувеличивает (1 спр.)

Смотреть сквозь пальцы –пропустить- пропускает (1 спр.)

Бить баклуши – бездельничать-бездельничает (1 спр)

Сбивать с толку – мешать –мешает (1 спр)

Рефлексия

оценка (Р)

П: структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс

Отрабатывание навыков определения спряжения...

Конспект по русскому языку "Личные окончания глаголов." 3 класс, УМК "Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"

Конспект по русскому языку "Личные окончания глаголов." 3 класс, УМК "Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"...

Конспект урока по русскому языку "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс

Конспект урока по русскому языку  "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока по русскому языку «Личные окончания глаголов I и II спряжений», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов; совершенствование умения определять лицо, чис...