Программа по внеурочной деятельности "Живое слово"
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс)

Данилова Маргарита Сергеевна

Занятия помогут ребятам закрепить полученные на уроках знания .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo_.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

     Программа предназначена для реализации в 1 - 4 классах и раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, логопедической коррекции, способствует успешной социализации младшего школьника.

          Целями программы внеурочной деятельности  «Живое слово» являются формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме; формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

 Программа  включает в себя следующие  разделы:

- Речедвигательная деятельность (речевая гимнастика, коррекция речи). Содержит комплексные средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

-Устное народное творчество. Обеспечивает изучение языка как культурно-исторического процесса, позволяет почувствовать  своеобразие русского народного искусства и его общность с фольклором других народов.

-Развитие письменной речи (занятия творчества). Дает  возможность выражать мысли и чувства письменными средствами, а также понимать то, что написано другими. (профилактика нарушений фонематического восприятия, обогащению словарного запаса)

-Речевая культура (культура речи, риторика). Центральное место в разделе занимают коммуникативные (формирование адекватного коммуникативного поведения, т.е. такого поведения, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным) и риторические умения.

-Игры с буквами и словами.  Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению, о значении и происхождении слов и устойчивых выражениях, о заимствованных словах, фразеологизмах). Знакомство с различными словарями. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Игры, викторины.

            Объем рабочей программы внеурочной деятельности «Живое слово» рассчитан на 138 часов, срок реализации 4 года.          

Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальное, парное и групповое, коллективное выполнение заданий, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы. Результатом занятий являются творческие, исследовательские работы, праздники. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

         Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение; игровая,  личностно-ориентированная технологии.        

II. Личностные, метапредметные  результаты освоения курса

Название раздела

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Речедвигательная

деятельность  

объяснять самому себе:

 «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу»

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов

умение работать в паре, в группах

Устное народное творчество

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем

использовать информацию под руководством  учителя

отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Развитие письменной речи

Объяснять самому себе:

 «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу»

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Речевая культура

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

уметь передавать содержание в сжатом  или развёрнутом виде

 умение оформлять свои мысли в устной форме

Игры с буквами и словами

Объяснять самому себе:

 «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу»

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

III. Содержание

3 класс-34 часа

Речедвигательная деятельность- 8 час.

Знакомство с языком жестов. Ритм движения и речи. Соотношение действия со схемой. Двигательные игры. Урок-путешествие «По городу». Праздник «Встреча весны». Музыкальная гостиная с шумовым оркестром.

Устное народное творчество – 6 час.

Знакомство со средствами выразительности устной речи. Учимся сочинять сказку. Знакомство со старинными русскими пословицами и поговорками. Конкурс чтецов  пословиц и поговорок. Знакомство с загадками-описаниями, составление таких загадок. Русский обрядовый праздник «Масленица».

Развитие письменной речи –  6 час.

Творческий урок-сочинение «Портрет моей мамы». Литературный практикум о толковых словарях. Что такое объявление и как его составить? Проба пера «Я хочу рассказать вам…», «Если бы я был…»,

«Мое первое знакомство с…».

Речевая культура –  9 час.

Какие слова мы называем волшебными и почему? С оставление словаря волшебных слов. Правила поведения в театре, кино. Учимся правильному обращению к собеседнику. Учимся отказывать, не обижая. Когда лучше отказать? Конкурс чтецов на заданную тему. Речевой праздник.

Игры с буквами и словами – 5 час.

Игры-имитации «Кто это, что это?». Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Составление кроссвордов на заданную тему. Составление кроссвордов по произведениям С. Михалкова. Разгадывание ребусов.

IV. Тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Тема

1.

Речедвигательная деятельность

Язык жестов

игра-шутка

Прошел, пробежал, проскакал

игра-забава

Сделай по схеме

двигательная игра

Веселая зарядка

игра-забава

Путешествие по городу

игра-забава

Встреча осени

инсценирование

Ванька-встанька

игра-забава

Шумовой оркестр

музыкальная игра

2.

Устное народное творчество

Средства выразительной устной речи

артикуляционная гимнастика

Сочиняем сказку

драматизация

Старинные русские пословицы и поговорки

проект

Конкурс пословиц и поговорок

инсценирование

Загадки-описания

Масленица (русский обрядовый праздник)

инсценирование

3.

Развитие письменной речи

Портрет моей мамы

проект

Толковые словари

литературная гостиная

Описание в объявлении

творческое занятие

«Я хочу рассказать вам…»

творческое занятие

Если бы я был…

инсценирование

Мое первое знакомство с…

инсценирование

4.

Речевая культура

В мире волшебных слов

занятие-путешествие

Словарь вежливых слов

проект

Мы в театре

занятие-путешествие

Мы в театре

занятие-путешествие

Прошу Вас

деловая игра

Согласие или отказ

деловая игра

Отказывай не обижая

инсценирование

Конкурс чтецов

состязания чтецов

Праздник слова

речевой праздник

5.

Игры с буквами и словами

Кто это, что это?

деловая игра

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

деловая игра

Составляем кроссворды сами

творческое занятие

Кроссворды по произведениям С. Михалкова

литературная гостиная

Ребусник

словесная игра

V. Материально-техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Спортивный инвентарь (мячи, обручи, палки)
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-224с., ил.
  6. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. В..В. Волина – М. «Знание», 1995 г.
  7. Волина В.В. Русский язык. Переиздание-Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.-46с.
  8. Волина В.В.. Игры с буквами и словами. – М.- «АСТ- ПРЕСС», 1997.
  9.  Волков С.В. Я познаю мир. Русский язык: Детская энциклопедия.- М.: ООО «издательство АСТ», 2001.-493 с.: ил.
  10.  Газеты для педагогов начальной школы «Педсовет», «Педагогическое творчество»
  11.  Журнал «Здоровье детей»
  12.  Журнал «Начальная школа»
  13. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. 1 класс. Москва. «ВАКО», 2009.
  14.  Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.- М.: педагогика, 1983.-144с., ил.
  15. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
  16. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17.  Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-192 с.
  18. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

                    13.Презентации по темам на электронном носителе.

            14.Интернет ресурсы: сайт Федерального государственного  

                образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

            15.Интернет-ресурсы:

               http://www.openclass.ru/ 

               www.pedgazeta.ru.         

               http://infourok.ru/

               http://nsportal.ru/

               http://pedsovet.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы

Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторск...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...