Урок русского языка 2 класс "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Ширяева Елена Валерьевна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Однокоренные слова" составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием  проблемно-диалогиской технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

  «Русский язык» автор: В.П. Канакина. В.Г. Горецкий.

2 класс  

Технологическая карта урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно-диалогическая  с использованием ИКТ

Оборудование:

У учителя:

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук.

У учащихся

- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, ноутбуки для индивидуальной и парной работы;

- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

Учитель: Ширяева Е.В.(высшая категория)

Тема

Однокоренные слова

Цель изучения темы

Научить: различать и определять в речи однокоренные слова.

Формировать:

-образовательные компетенции учащихся (информационные, коммуникативные, рефлексивные, креативные)

Термины и понятия

Корень слова, однокоренное слово, родственные слова, близкие по смыслу слова, форма слова.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2015
  • «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2015.
  • «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014
  •  «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  •  «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
  • «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2010
  • «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2010
  • «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2015

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru
  2. www.openclasse.ru
  3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
  4. www.1september.ru
  5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru
  6. Единая коллекция ЦОР

Межпредметные связи:

Литературное чтение. «Поэтическая тетрадь»-чтение стихов.

Информатика и ИКТ: умение работать на ноутбуке с презентацией и текстовым редактором. 

I. Планируемые  результаты изучения темы (результаты ученика в рамках этой темы или части темы, т.е данной технологической  карты)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Определять корень слова и однокоренные слова в речи.

Сравнивать слова в предложении.

Анализировать состав слова.

Составлять небольшие рассказы на заданную тему, используя знания об однокоренных словах.

Выбирать  средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

Правильно  читать и писать, участвовать в диалоге. Составлять  несложные монологические высказывания.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать выполнение учебной задачи урока

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Ученик научится:

Анализировать состав слова

Выделять корень слова из всего слова.

Находить однокоренные слова в предложениях

Сравнивать, группировать и классифицировать слова в речи.

Определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения  

Узнавать, сравнивать и различать  времена года по природным признакам.

 Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

Понимать обобщённый смысл пословиц и поговорок, загадок, толковать их.

Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.

Осваивать правила выполнения работы в группе. Находить и определять необходимый материал для выполнения заданий.

Выполнять правила работы в малой группе, в парах.

Высказывает свое мнение о нахождении корня слов и однокоренных слов.

Анализирует  тексты, задания.

Аргументирует свое мнение о выборе нужного ответа на вопрос.

 Применяет полученные знания в ходе выполнения заданий и игр в парах и в группах.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Применение ИКТ, ЭОР.

1 этап. Организационный. Мотивация учебной деятельности (1 мин).

Цель: создать условия для обеспечения положительного эмоционального настроя на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку:

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2 этап. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа (6 мин).

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

На доске написаны слова

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? – Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы?

 – Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 

1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 

– Какое это слово? Запишите его. 
– Назовите грамматические признаки слова 
корень.
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать?

Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем  будем говорить сегодня на уроке?
 Где слова родные (
однокоренные)?

Как можно назвать тему нашего урока?

Что необходимо сделать на уроке. чтобы научиться писать, узнавать однокоренные слова?

Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

-Вставить пропущенные буквы.

-Проверить написание этих слов по словарю.

-Написание нужно запомнить.

Еоеоее     оееоее …

-Если их соединить, то получится слово.

Корень.

Это слово многозначное

Это часть слова.

Общую неизменяемую часть слова.

О словах и корнях слов.

(Дети читают слова, определяют однокоренные слова, доказывают свою точку зрения )

-Корень в словах.  Однокоренные слова.

Научиться узнавать их по корню, по смыслу, записывать упражнения  в тетради, определять корень.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Мультимедийный проектор:

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

(В конце работы открываются иллюстрации с правильными ответами)

3 этап. Изучение нового материала (6 мин).

Цель:  научиться применять  алгоритм определения однокоренных слов.

Коллективное выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

Что вы заметили?

Как определить однокоренные слова?

Будут ли однокоренными словами сад, в саду, за садом?

-Давайте хором повторим алгоритм нахождения однокоренных слов.

Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.

-У них одинаковый корень.

Существительное.

-Сад

-Сад

-Корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково 

-Чтобы определить однокоренные слова, надо найти близкие по смыслу слова, выделить в них главную часть – корень.

-Это форма одного слова. Эти слова не являются однокоренными.

(Дети хором произносят алгоритм).

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На экране- правило об алгоритме нахождения однокоренных слов.

Физкультпауза-игра (2 мин)

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара. 

4 этап. Первичное закрепление нового материала. (10 мин).

Цель: Проверка понимания способа действия. Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова.

1 Игра «Выбери пару»

(Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями).

- Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти слова?

Расскажите, какие пары однокоренных у вас получились?

2. Работа с учебником (упр. (№87, стр 62)

-Прочитайте задание.

 

Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

-Корень- еж, чиж, стриж.

Это общая часть слова. Они похожи лексическим значением.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ноутбуки у учащихся с презентацией. В презентации представлены слова. Из них только однокоренные нужно соединить стрелками.

(Весна-весенний, весны, вода-водитель, водный и т.п.)

Физкультпауза и гимнастика для глаз (2 мин)

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

-А теперь пусть глаза отдохнут.

(Ребята выполняют под музыку упражнения и гимнастику для глаз)

Мультимедийная музыкальная презентация (гимнастика для глаз)

5 этап. Самопроверка. Рефлексия (8 мин).

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

1.Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

(Учитель диктует предложения).

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

2. Интерактивная игра «Суета»

Распознать однокоренные слова.

Проверка правильности выбора (Мудрый ворон).

(Работа в паре: дети советуются,  записывают предложения, вставляют подходящие по смыслу слова. Производят самооценку в оценочных листах).

Дети находят однокоренные слова и расставляют их в таблицу( работа в парах).

Коммуникативные:

- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Мультимедийный проектор: на доске после диктанта появляется текст с правильными словами.

Мультимедийная презентация.

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия (5мин)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

1.-Какая была цель нашего урока?

-Как вы считаете, она достигнута?

-Назовите основное правило, выведенное на уроке.

-Кого вы можете вспомнить, кто больше всего нам сегодня помогал на уроке?

-Кто был самым активным в группе?

-Какие трудности возникли?

Отметьте в оценочных листах уровень усвоения алгоритма определения однокоренных слов, а так же свое настроение

2. Объяснение домашнего задания. (Упр.90, стр. 64.)

- Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Л…ска, л…сонька, л…са!

Ты в каких живешь лесах?

Л…сий хвост замел следы.

Где л…сичка? Видел ты?

-На какое правило встречаются в словах пропущенные буквы?

Найдите однокоренные слова. Почему вы так решили?

3. Завершение урока:

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Скажем спасибо друг другу за урок.

Дети вспоминают, делают выводы.

Дети работают в оценочных листах

(Дети слушают, отвечают на вопросы,  задают вопросы, записывают задание в дневник.)

Спасибо за урок!

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Мультимедийный проектор:

После подведения итогов, появляется правило определения однокоренных слов.

Мультимедийный проектор

Спасибо за урок!

(Звучит победная музыка).

                            

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя  безударными гласными....

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...