Подготовка к сочинению на морально-этическую тему в 7-8 классах
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

В помощь учителю - словеснику для подготьвки  к творческой работе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soch8_lass_na_moral._temu.odt21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7  классе

Тема: подготовка к сочинению - рассуждению на морально – нравственную

тему на основе анализа текста «Осколки доброты».

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению –

рассуждению на морально –нравственную тему на основе анализа

текста.

Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для

написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к

окружающему миру,

- воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,

- создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их

материально-творческих способностей,

- формировать умение строить речевое высказывание,

- формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием

проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

- формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей,

принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы,

- учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,

корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: эпиграф, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

презентация, видеоролик, раздаточный материал, тексты для анализа.

2

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание ситуации общения.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему

урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте определить, о

чём мы сегодня будем говорить.

Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте

над её содержанием. (Приложение № 1).

Вопросы классу:

1. В чем смысл притчи?

2. Почему она так называется?

3. О каких людях идёт речь?

(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к

ним).

Учитель

- Теперь обратите внимание на эпиграф .

- Как он отражает смысл притчи?

- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

- Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании)

- Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежит

распечатанные тексты и бланки для ответов.

- Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст,

т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить

проблему и позицию автора).

3

- Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же

явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать

сочинение по проблеме данного текста).

(Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и

задачи).

Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова

«Голгофа».

Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его

творчестве.

II. Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 2)

III. Работа над анализом текста

Учитель

Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст)

Вопросы для анализа текста.

- Определим тему текста. О чём говорится в нём? Определить это нам

помогут ключевые слова и словосочетания

- Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а

оставалась в госпитале?

- В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает

её действия?

- Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня?

- А что значит бедолага? (бедняга, несчастный. страдалец).

- А какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни?

(слова мягкие, как хорошая повязка).

- Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь

не меньше, чем лекарства и повязки).

- Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать?

- И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря тете Груни.

Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин?

(Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени).

- Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное

суконное одеяльце (суффикс- то какой!)

4

или внимание, сочувствие, помощь?

- Вот и подошли мы к определению проблемы текста. Что такое

проблема?

- Какая же проблема волнует автора? (Нужны ли людям сострадание и

доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг

другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)

- Запишите себе эти вопросы.

- Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция

автора?

(основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы).

- Как же автор отвечает на поставленные вопросы?

(Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой

рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда

война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).

- Запишите позицию автора в бланке ответов.

- Как тогда озаглавим текст? (О сострадании. Добро без корысти)

- Следующее задание: определяем стиль текста и тип речи.

(Стиль художественный, п.ч. автор рисует правдоподобный, но

вымышленный мир. Автор мог придумать ситуацию, чтобы вызвать наши

чувства.

А какие изобразительные–выразительные средства использует автор?

(Эпитеты – бешенный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло –

холодная рука, легкие слёзы.

Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль.

Метафоры - жаром пышущие лбы, приступ боли.

Сравнения – слова мягкие, как повязка.

Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата).

Лексические повторы – приговаривала, гладила.

Ряды однородных членов (предл. 4,6).

Риторические вопросы (предл. 3,12).

- Осталось определить тип речи (Этот отрывок представляет собой

повествование с элементом рассуждения, потому что есть завязка (Пряхин

оказался в госпитале), развитие действия (тетя Груня ухаживает за ним),

5

кульминация (Пряхин победил свою боль) и развязка (она приютила его у

себя).

Много глаголов, обозначающих последовательность действий героев .

- В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том,

есть ли плата за доброту (предл. 16-25).

IV. Работа с синонимами (работа в парах)

Учитель – Ребята, вы встретились в тексте со словами сострадание,

добро без корысти.

 В словаре синонимов представлен большой

синонимический ряд к слову сострадание.

1. Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку,

желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому

герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем

сожаление.

2. Сожаление – чувство печали, огорчения, вызванные утратой,

сознанием невозможности что – либо изменить.

3. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.

4. Соболезнование – чаще официальная форма при выражении

сочувствия кому-то.

5. Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого

несчастья.

6. Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо

неудачи.

Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку со, которая

имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»:

сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать,

сочувствие - чувствовать то же самое.

Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением - участие

к чужим страданиям, неудачам.

1. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не

требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.

2. Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово

образовано суффиксальным способом.

3. Бескорыстие – отзывчивое отношение к человеку, помощь без

всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный

суффиксальным способом.

4. Альтруизм – (слово заимствовано из французского языка) -

бескорыстная забота о ком-либо, готовность бескорыстно

приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано

суффиксальным способом.

5. Гуманность - человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к

людям. Образовано суффиксальным способом.

6. Человеколюбие – любовь к людям, гуманность. Образовано путём

сложения.

Таким образом, всё перечисленное слова обозначают

общечеловеческие нравственные ценности.

 Действительно, в языке есть очень много

хороших слов, которые определяют добрые отношения между

людьми.

Стихотворение « Нужна ли людям доброта?»

V. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 3)

Учитель: Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома

 подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те,

которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова.

Объясни их смысл. (Доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым

жить хорошо. Мир не без добрых людей).

Учитель: Ребята, запишите 1-2 пословицы.

VI. Работа с высказываниями. (Приложение № 4)

Учитель: Проверяем следующее задание: высказывания известных людей

о сострадании, милосердии и доброте.

Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на

этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в

самой тяжелой ситуации помочь друг другу»

1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как

вежливость и доброта.

Сервантес

2. Спешите делать добрые дела.

А. Яшин

3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай

ими.

Л. Толстой)

Учитель: Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут

понадобиться эти мудрые мысли? ( в качестве эпиграфа или аргументов).

А теперь вспоминаем произведения художественной литературы, в которых

поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты. (Дети называют

произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина « Уроки

французского», В.Г. Короленко « В дурном обществе» и др.)

VII. Беседа о ситуациях в реальной жизни.

Учитель. Ребята мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие.

Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что

замечаете вокруг? (Бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой,

переполненные детские дома; люди, проходящие мимо лежащего на улице

человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество. 8

А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать?

Попробуем?

VIII.

Задания группам:

1 группа – Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии

2 группа – Что можешь сделать ты, чтобы мир стал добрее? Составь

правила доброты.

3 группа - Дана ситуация. Оцените её. Если бы ты был на месте героя,

как бы ты поступил?

4 группа - Творческий проект «Солнце». Задание: заменить

существительные антонимами и выразить свои мысли (1-2 предложения).

(учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы)

Учитель. В жизни по – разному

можно жить –

Можно в беде, а можно –

в радости

Вовремя есть, вовремя жить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною

Солнце достать

И подарить его людям!

IX. Рефлексия

Учитель: Пришло время подвести итоги.

- Что взяли для себя полезного?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока:

понравилось –

не понравилось –

остались равнодушны –

9

X. Видеоролик. «Спешите делать добрые дела» (песня В.. Мигули )

Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле

и начинании.

XI. Д/З: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «О милосердии и

сострадании»

Материалы из категории:

Предметы

Коллегам:

 "http://uchitelya.com"

Похожие материалы

  • 1-10-2016, 15:24

Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине на основе 

  • 22-05-2016, 14:03

Урок развития речи в 5 классе. Описание животного на основе 

  • 10-03-2016, 13:12

Подготовка к сочинению-рассуждению ОГЭ 2016 

  • 14-12-2015, 14:27

Подготовка к сочинению-рассуждению "С доброты человек начинается" 6 

  • 27-11-2015, 11:27

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА 

  • 18-09-2015, 16:15

Презентация "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" 

  • 14-08-2015, 12:14

Подготовка учащихся к различным формам трансформации текста через 

  • 31-07-2015, 10:49

Подготовка к сочинению как заключительному этапу деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Подготовка к сочинению по теме "Беренче кар" в 3 классе по татарскому языку

Подготовка к сочинению  по теме "Беренче кар" в 3 классе по татарскому языку....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

Урок развития речи .Основная цел урока: учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной  форме, систематизировать с...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи и школы (морально-этические нормы и качества)

Уважаемые преподаватели! Давайте проведём самоанализ своего педагогического стиля работы....

Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс

Презентация к уроку развитие речи  обучающее сочинение по картине....