Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Еремина Ирина Владимировна

Изучение нового материала. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология. Ресурсы урока: учебник В.П.Канакина В.Г.Горецкий "Русский язык. 4 класс. 2 часть",

Рабочая тетрадь В.П.Канакина «Русский язык» 4 класс, 2 часть», презентация, компьютер, проектор, произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 4 класс

Учебник В.П.Канакина В.Г.Горецкий "Русский язык. 4 класс. 2 часть" УМК "Школа России"

Тема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже

Тип: Изучение нового материала

Задачи: - создавать условия для наблюдения за окончаниями имен прилагательных в родительном падеже  мужского и среднего  рода единственного числа;

- учить выделять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа;

- работать с текстом, находить нужную информацию, анализировать.

- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, формировать уважительное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные:

  • называть окончания имен прилагательных в именительном и  родительном падежах мужского и среднего рода единственного числа;
  • сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
  • подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;
  • развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам наблюдений.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей;
  • анализировать информацию, представленную в тесте, таблице;
  • оценивать совместно с учителем и одноклассниками качество и уровень усвоения материала.

Личностные:

  • формировать положительное и осознанное отношение к изучению русского языка;
  • воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология

Ресурсы урока: учебник В.П.Канакина В.Г.Горецкий "Русский язык. 4 класс. 2 часть",

Рабочая тетрадь В.П.Канакина «Русский язык» 4 класс, 2 часть»,

презентация, компьютер, проектор, произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

На уроке не зевай –                        

      Сразу всё запоминай.

      Чтоб минутка не пропала,

      Мысль чтоб точно в цель попала!

      Чтобы в русском языке

      Равных не было тебе!

- У вас на столах лежат смайлики. Покажите, с каким настроение Вы пришли на урок?

Показывают смайлики.

II. Целепологание. Актуализация знаний

- А начнём мы  наш урок с высказывания  Л.Н.Толстого               (Слайд 1)

        «Русский язык – это прежде всего

         Пушкин – нерушимый причал русского языка»

(Слайд 2)

- Почему Толстой так сказал об Александре Сергеевиче?

-А Вы  любите сказки А.С.Пушкина?

-Какие сказки Пушкина Вы знаете?

 

- Сегодня у нас с вами необычный урок…  

  1. Каллиграфическая минутка.

  Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

  Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

  Сяду прямо, не согнусь,

   За работу я возьмусь.

Открыть его

На доске записано заранее словосочетание –ОЛО-

- Запишите красиво сочетание «-оло-» , столько раз какой сегодня по счёту день недели.

-Сколько раз напишите? Почему?

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать.

-Мы вспомнили сказки А.С.Пушкина, в названии какой сказке есть это сочетание – ОЛО- ?

В каком из слов?

- Какая это часть речи?

-Молодцы, а в названии сказки,  это слово в  прямом или переносном значении? Докажите.

У доски два человека.

- Запишите в тетрадь слова золото и золотой.

-Что ещё про эти слова скажите? Какие они? Выделите корень.

- Подберите и запишите еще два однокоренных слова, выделить корни.

- Определите какой частью речи являются  записанные Вами слова? Подпишите.

- Посмотрите на слова. Ребята, слова какой части речи у вас получилось записать больше? - Поднимите руки, кто записал имена существительные, имена  прилагательные, глаголы. 

- Вы удивились, почему так получилось?

Имя прилагательное по частоте употреблению в речи занимает третье место после имени существительного и глагола.

Читает 1 ученик

Он самый великий среди всех русских поэтов.  Каждая  его фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча и поистине прекрасна.

Справедливо называют основоположником современного русского литературного языка

  • «Сказка о попе и работнике его Балде»,
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Сказка о Золотом петушке»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

Записывают 3 раза, сегодня среда, третий день недели.

«Сказка о Золотом петушке»

золотой

прилагательное

переносном, петушок не может быть золотым, он жёлтого цвета

однокоренные (корень – золот-)

2 человека работают на закрытых досках, остальные в тетради. Записывают в тетрадь слова золото, золотой.

Позолоченный, золотишко, золотистый, позолотить

Поднимают руки.

III. Мотивация познавательной деятельности

- Поиграем в игру?

Попробуйте угадать по именам прилагательным, о каком предмете пойдёт речь?

Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое, бурливое, штормовое, тихое, ласковое, тёплое, уснувшее, сонное, таинственное, капризное, бушующее…

И это всё о чём?

-В каких сказках Пушкина встречается упоминание о море?

(слайд 3)-

- Море - неподвластное человеку стихия, величественная и прекрасная.

 (Слайд 4)- физминутка

Море очень широко.

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить нельзя!

- Ребята, составьте устно словосочетание при.+ сущ. (море).

-Устно определите число, род, падеж у имени прилагательного.

-Ребята, а кто был вчера самым внимательным на уроке? Какой падеж изучали? А какой следующий падеж?

Сформулируйте тему нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться?

-Проверим свои предположения на стр. учебника – 19.

Как думаете, а в жизни нам эти знания пригодятся? Где?

-Раз мы говорим о море, то скажите, есть ли на планете цветные моря? (Слайд 5)

-А  каких из этих морей нет у  России?

Вспомним, какое вспомогательное слово есть у Р.п?

Запишем предложение: «В России нет ни Жёлтого моря, ни Красного.»

На доске (1 человека) работаем и в тетради. Выделите окончание. Определите падеж.

Какой вывод сделаем?

 Прикрепить карточку со словами Р.п., какого, - ого.

Проверим себя. 

-Рассмотрите в учебнике схему на стр. 19. На какой вопрос отвечает прилагательное в Р.п.? Всё у так? Какие окончания имеет имя прилагательное?

Первичное закрепление

- Откроем р/т на стр.11 упр. 24. Прочитайте (1 ученик читает вслух задание: «Вставьте пропущенные окончания и имена собственные»)

Физминутка

(Слайд 6)- минутка релаксации – шум волн.

Повесить на стенки класса фигурки морских обитателей.

О море

«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Большое море, глубокое море, тёплое море…

(Что?) море – ед.ч., окончание -е- ср.род, И.п. (ед.ч., ср.р., И.п.), море (какое?) Большое, глубокое…. Окончание

-ОЕ-, ед.ч., ср.р., И.п.

Вчера – И.падеж, сегодня – Р.п. Учиться записывать окончания имён прилагательных в Р.п., ставить вопросы, находить прилагательные в текстах…

Имя прилагательное в родительном падеже. Узнать на какие вопросы отвечает, какие окончания у прил.в Р.п.

Научиться писать окончание у  прил.в  Р.п.

Чёрное море, Белое море, Жёлтое море, Красное море.

Нет 

В России нет ни Жёлтого моря, ни Красного.

(какого?) Жёлтого моря – Р.п.

Нет (какого) Красного моря  -Р.п.

Имя прилагательное в Р.п отвечает на вопрос какого? и имеет окончание –ого.

Выполняют задание  с комментированием.

Сидят закрыв глаза, можно опустить голову на парту (1 минута)

IV. Организация познавательной деятельности

Открывают глаза. Посмотрите вокруг. Назовите морских обитателей. Кто лишний? Почему?

1. Работа по теме урока

-А сейчас, внимание! Срочное задание от золотой рыбки!

* Задание № 1 (работа в парах) имеет 3 уровня сложности.

Выберите понравившиеся 3 слова

2. Закрепление материала

Задание № 2. (с карточкой 1)

Работа на доске. В каком падеже получились имена прилагательные?

Поставьте словосочетания м.р и ср.р. в родительный падеж,  Запишите, выделите окончания.

-Сделайте вывод, продолжив фразу:  прилагательные мужского и среднего рода в Родительном падеже отвечают на вопрос  КАКОГО? и имеют окончание – ЕГО  и – ОГО.

Они стоят в том же …., …., ….. что имя….

Дополнительное задание

Работа в группах (повышенной сложности)

-Задание,  которое нам предстоит сегодня сделать, задание особо важное, похожие задания встретятся Вам на ВПР.

Готовы?

Карточка № 2 (обсуждаем в группе)

Подумайте и запишите, в какой жизненной ситуации уместно употребить выражение «Остаться у разбитого корыта».

Найдите имя прилагательное, определите число, род, падеж. Выделите окончание.

  1. Повышенный уровень. Находя лишние слова. Объясняют (устно) свой выбор.
  2. Подбирают к 3  существительным  подходящее  имя прилагательное из сказки.

Определят род. Выделяют  окончание

В И.п.

На доске самостоятельно работают 4 человека. Ставят с/с в Р.п, выделяют окончание.

Остальные работают в тетради.

…прилагательные мужского и среднего рода в Родительном падеже отвечают на вопрос  КАКОГО? и имеют окончание – ЕГО  и – ОГО.

Коллективное обсуждение

VI. Подведение итогов

1. Рефлексия.

- Сегодня Вы поработали на славу.

-Вспомним, какие цели мы перед собою ставили?

-Справились ли мы?

- Продолжите фразу:

 На уроке...

- я узнал…

- я научился…

- мне понравилось… 

- Я предлагаю Вам поймать свою золотую рыбку и загадать ей три своих желания.

 (Изготовление золотых рыбок)

(Выставление оценок.)

Спасибо за урок!

Анализируют работу на уроке, обсуждают учебную деятельность, оценивают результаты.

Учащиеся подводят итог урока

Я узнал как пишется окончание имени прилагательного в Р.п.

Я научился писать окончания….

Мне понравилось…

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»

Планируемые результаты:Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов проверки безударных окончани...

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Разработка урока  русского языка  4 класс Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе План...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять  окончания имён прилаг...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода,  формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...