Правописание безударных гласных в приставке и корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в приставке и корне  слова

3 класс

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов; совершенствование умения правописания приставок; развитие умения работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль; развитие речи и пополнение словарного запаса; воспитание любви к природе. Оборудование: учебник В. П. Канакина «Русский язык»; презентация; компьютер; интерактивная доска; проектор; снежинки с буквами; орфографические словари; словарь С.И. Ожегова; карточки гласных букв; карточки слов с непроверяемым написанием; индивидуальные задания для работы в паре, в группе; рисунок «В зимнем лесу»; карточки с тестовым заданием; смайлики.

Ход урока. I.

Подготовка и мотивация.

— Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу. Знания, полученные на уроке, помогут вам грамотно писать. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

 II. Проверка домашнего задания.

— Какое задание вы выполняли дома? (Упражнение 331. Списать загадку, найти в словах приставки, подчеркнуть безударные гласные, написание которых надо проверять.)

С какой целью выполняли задание? (Учились находить в слове приставки, учились видеть гласную в слове, требующую проверки.)

Прочитайте загадку.

 Назовите отгадку. Назовите слова с приставками. (Прохожих, проходу, подгоняет, задирает.)

 Гласная в приставке ударная или безударная? (Безударная.) Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.) Назовите слова, где гласную в корне надо проверять. (Летит, поет, не дает, подгоняет.)

 Почему в этих словах надо проверять гласную букву?

 Докажите, почему в словах поет, подгоняет в корне пишется гласная о? Как проверить безударную гласную в корне слова? Умение определять части слова, находить в слове безударную гласную понадобится на уроке.

III. Сообщение темы и цели урока.

 — Угадайте, что это опустилось нам на ладошку.

 С неба падают зимою

И кружатся над землею

 Белые, пушистые, Легкие... (снежинки).

На доске открываются изображения снежинок, на них записаны гласные буквы.

— Назовите буквы, которые вы видите на снежинках. (А, е, о, и, я.) Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные.)

Какие могут быть гласные? (Ударные и безударные.)

 В написании каких гласных легко ошибиться? (Если гласная без ударения.)

 Почему? (Безударный гласный звук произносится слабее, слышится неясно.)

 Что же делать? (Проверять, думать, прежде чем писать.)

Подумайте и сформулируйте тему урока.

Что хотите узнать на уроке?

 Чему хотите научиться сегодня на уроке?

 Сегодня на уроке будем учиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке и корне слова.

IV. Составление алгоритма проверки безударной гласной. Работа в парах.

 — Вернемся к слову снежинки. Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. В какой части слова она находится? Назовите корень. (Выделение корня условным знаком на интерактивной доске.)

Подберите однокоренные слова. (Снег, снежок, снежный, подснежник.)

 Из данных слов выберите проверочное к слову снежинки.

 Как вы определили, что эти слова явл ются проверочными?

 Напишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударными гласными в корне слова.

 Ученик работает на интерактивной доске, выделяет корень.

— Среди подобранных вами однокоренных слов найдите слово с приставкой. (Выделяется приставка.)

 Что скажете про гласную в приставке? (Она безударная.)

 Можно ли ее проверить?

Что надо знать, чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный звук в приставке?

— Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? (Зима, зимующие, зимний, предзимье, земли.)

Поставьте ударение. Назовите слова с безударными гласными. В каких частях слова они находятся?

 Как проверить безударную гласную в корне слова?

 Как написать безударную гласную в приставке?

Памятка

 Написание безударной гласной буквы в приставке и корне слова

 1. Поставь ударение.

 2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный звук.

3. Если безударный гласный звук в приставке — вспомни, как пишется эта приставка. О, об, от, до, по, под, про, за, на, над, пере

 4. Если безударный гласный звук в корне, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне. снежинки — снежный

 5. Запиши слово, вставляя нужную букву

V. Работа над словами с непроверяемыми написаниями

 — Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Невидимкой, осторожно

 Он является ко мне, И рисует, как художник,

 Он узоры на стекле.

 (Мороз)

Запишите слово-отгадку. Назовите безударную гласную. Можно ли ее проверить?

 Где можно проверить написание таких слов?

Сейчас, пользуясь орфографическим словарем, запишите слова: д..кабрь, ф..враль, ин..й, ..нварь. Ученик работает на интерактивной доске.

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

 Какое слово отличается от других? Почему?

Как объяснено значение слова иней в словаре С.И. Ожегова? Найдите и прочитайте. (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)

 Когда следует обращаться к орфографическому словарю, а когда к толковому словарю?

 VI. Минутка отдыха.

Ученики слушают стихотворение, повторяют хором.

 Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать  гора, трава 

И слова моря, дела?

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье:

 Го′ры, тра′вы, мо′ре, де′ло.

Вот теперь напишем смело.

 VII. Закрепление. Работа с учебником. — Прекрасное время года зима! Чем можно заняться зимой, вы узнаете, выполнив упражнение 339.

 Прочитайте текст. Как можно назвать орфограмму в словах с пропущенными буквами? Вспомните алгоритм действий, после чего спишите текст, вставьте пропущенные буквы. (Один ученик работает на компьютере.)

 Проверьте работу: назовите, в какой части слова пропущена гласная, и докажите, почему так написали.

Чему учились, какие навыки отрабатывали, выполняя это упражнение?

 VIII. Дифференцированная работа в группах.

— Весело ребятам зимой, а вот птицам и зверям — трудно. Как вы им можете помочь пережить это трудное время года?

 Ученики 1й группы составляют текст по картине «Помощь человека птицам и зверям зимой». Ученики 2 й группы работают с деформированным текстом по заданию.

 1) Расположите предложения так, чтобы получился текст.

 2) Вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему так написали.

 3) Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

 4) Назовите слово с безударной гласной в приставке.

 Ст..яли сильные морозы.

Ребята нар..дили ёлку в лесу.

 Петя п...весил на ветках кусочки хлеба и сала.

 Ваня принёс морковку.

 Птицы и зайцы лакомились г..стинцами.

— Проверьте выполненные задания. Послушайте тексты, которые составили ученики 2 й группы.   Посмотрите на рисунок, как люди помогают животным и птицам зимой, послушайте тексты, которые составили ученики 1 й группы.

Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

 Назовите слова с безударными гласными в приставке.

 IX. Проверка уровня обученности. Тест «Проверьте себя».

 — Выберите правильное написание безударной гласной в слове. Раскрасьте шар с правильной буквой. Если буква пропущена в приставке — зеленым цветом, в корне — красным.

 п..дарок

 т..нуть

 в..сёлый

 к..рмить

 з..прыгала

— Посмотрите на экран и проверьте выполнение теста. (Взаимопроверка.)

X. Домашнее задание по выбору. — Дома можно выполнить задание по выбору:

 1) Упражнение 334. Чтобы правильно выполнить упражнение, воспользуйтесь алгоритмом на странице 125 учебника

 2) Составить свой текст о помощи птицам зимой, найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, выделить в словах приставки.

XI. Итог урока. Рефлексия.

— Чему научились сегодня на уроке?

 Всегда ли без сомнения можно написать гласную букву в слове?

 Кто уже без сомнения пишет в слове безударную гласную букву?

 Кому необходимо еще потренироваться?

Оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики.

 Учитель оценивает работу обучающихся, комментирует отметки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".

Урок  русского языка в  3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"....

Тема урока "Правописание безударных гласных в приставке и корне слов"

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование ум...

Тренажёр "Правописание безударных гласных О-А в корне слова"

Данный тренажёр построен на основе технологического приёма "Шторка". Позволит учителю и учащимся проверить знания по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Закрепление.

Развитие умения осознанной проверки и письма слов с орфограммами в корне слова....

Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Закрепление.

В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ошибок....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...