Обобщение опыта работы по теме: " Развитие орфографической грамотности в начальной школе".
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Тарасюк Татьяна Николаевна

" Развитие орфографической грамотности в начальной школе" - очень важная и актуальная тема.  В данной статье проанализировала  свой многолетний опыт работы, а также подборку материалов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта работы по теме:

 «Развитие орфографической грамотности в начальной школе»

учитель– Тарасюк Татьяна Николаевна

МАОУ « СШ № 26» г. Хабаровск

         В рамках современной школы эта тема более чем актуальна. Каждый практикующий учитель в своей работе  постоянно сталкивается с бесконечными ошибками учеников.

        Как научить детей писать без ошибок?

        Как добиться орфографической грамотности ?

        Базовым орфографическим умением является умение быстро обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью. Поэтому одна из важнейших задач учителя начальных классов – сформировать у обучающихся умение  видеть орфограмму, научить детей думать при выполнении письменных работ.

       Проанализировав собственный опыт работы, а также подборку материалов по данной тематике, я сделала следующие выводы.

1.Работу по развитию навыков грамотного письма надо начинать уже в период обучения грамоте, работая над развитием фонематического слуха первоклассников, обращая внимание  детей на несоответствия произношения и написания.

2.Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое чтение, т.е. чтение чётко по слогам   так, как надо писать. Такую работу необходимо  вести с 1 класса. Орфографическое проговаривание даёт неплохие результаты. При систематическом его использовании у детей формируется полезная привычка – перед записью любого слова проговорить его чётко по слогам, т.е. орфографически.

3.Необходимо вводить понятие « ошибкоопасное место в слове», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

•В 1 и во 2 классах дети выделяют « ошибкоопасные места» в словах зелёной ручкой, с 3 класса эту работу выполняют  простым карандашом. Этот приём использую в своей практике уже давно и вижу положительные  результаты  в развитии орфографической зоркости у своих учеников.

• С большим интересом дети младшего школьного возраста играют на уроках русского языка в школу. Каждому ребёнку во время игры предлагается попробовать себя и в роли ученика, и в роли учителя.

Задаю детям вопрос: « Как вы думаете, какие ученики нравятся учителю?»

Как правило, ребята отвечают : « Старательные, трудолюбивые, внимательные, прилежные…» Говорю детям, что в нашем классе учатся только трудолюбивые, старательные, прилежные и внимательные ученики. Предлагаю записать под диктовку несколько предложений или небольшой текст. После выполнения работы прошу каждого ребёнка представить себя  уже в роли учителя и проверить написанную работу. Предварительно спрашиваю: « Как учитель должен проверять письменные работы своих учеников?»

Детские ответы: « Внимательно, исправляя все допущенные ошибки.»

Предлагаю проверить написанные работы внимательно и строго, а потом спрашиваю, какие ошибки были исправлены? Далее на экране открывается образец  предложений или текста и проводится коллективная работа по нахождению «ошибкоопасных мест», и дети ещё раз сверяют свою работу с образцом.

4.В целях предупреждения ошибок полезны диктанты с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, находить правильный ответ.

5. Для запоминания правописания словарных слов использую наборы карточек.

На карточках слова записаны с пропуском букв, написание которых надо запомнить. Уроки русского языка часто начинаем с мягкой посадки – каждый ученик прежде, чем присесть, читает  орфографически словарное слово.

6. Важную роль в совершенствовании грамотного письма играет частота тренировочных упражнений.

В системе провожу орфографические минутки.

7.Особое внимание необходимо уделять работе над ошибками.

Научить детей правильно делать работу над ошибками помогает памятка. Перед выполнением домашней работы, ученик прорабатывает свои  ошибки с опорой на памятку, которая  напоминает, как это сделать  правильно.

8. Очень помогает в работе орфографический блокнот, который мои ученики  ведут с 1 класса.  Орфографический блокнот – это пособие с необходимой учебной информацией по предмету, которое пополняется с изучением  каждой новой  темы и ведётся на протяжении всей начальной школы. Вместе с детьми мы составляем своё справочное пособие по русскому языку, в котором есть схемы- опоры на изученные правила,  алгоритмы и образцы всех видов разборов, словарные слова, правила в стихотворной форме.

9.Работая над орфографической грамотностью, уделяю особое внимание аккуратному и каллиграфически правильному письму, так как в аккуратных работах меньше ошибок,  нежели в небрежных.

10.Ребёнка необходимо заинтересовать, пробудить  желание – писать без ошибок, для этого на уроках должна быть доброжелательная обстановка. Для каждого ученика  очень важна ситуация успеха .

Готового рецепта, который помог  бы научить каждого ребёнка писать грамотно не существует, но если работу в этом направлении проводить в системе, обязательно будут положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"

Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотел...

Обобщение опыта работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

В данной презентации демонстрируется опыт работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....

Презентация из опыта работы по теме самообразования "Финансовая грамотность в начальной школе"

Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения берут на себя основы воспитания финансово грамотного подростка, так как дет...