Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Савенкова Наталья Александровна
     Закрепление правописания слов с удвоенными согласными. 
     Цель:  формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять правила переноса слов с удвоенными согласными; учить точному употреблению  слов в зависимости от их лексического значения; способствовать развитию фонематического слуха, познавательной активности; воспитанию самодисциплины, целеустремленности, чувства коллективизма.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнение в написании слов      с удвоенными согласными»

2 класс.

Цели урока

  • Упражнять в написании слов с удвоенными согласными, исследуя причины удвоения.
  • Способствовать развитию орфографической зоркости.
  • Повторять правила переноса слов с удвоенными согласными.
  • Совершенствовать умение разбирать слова по составу и на основе этого грамотно писать слова с удвоенными согласными.
  • Учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости         от их лексического значения.
  • Продолжить развивать способность работать в группах, опираться на помощь товарищей.
  • Совершенствовать умения слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Оборудование

  • Мультимедийный проектор. Презентация урока.
  • Карточка – тест для каждого ученика.
  • Опорные схемы «Состав слова», «Правописание приставок».
  • Кроссворд.
  • Ребусы со словами с обратной стороны листа.
  • Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).
  • Материалы к играм «Доскажи словечко», «Назови одним словом».
  • Фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей».
  • Картинки к письму с комментированием.
  • Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова.
  • Смайлики каждому ученику.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

 -Сегодня, ребята, мы будем работать в 4 группах, выберите командира группы,                 в группах вы можете советоваться, оценивать работу каждой группы будем по количеству фишек, полученных во время урока, старайтесь. А упражняться будем в написании слов по теме….

Не будем терять ни секунды, приступаем к 1 заданию.

II. Вводный тест.

Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определения. Ведь весь урок мы будем опираться на знания частей слова. (слайд 6) Дети на индивидуальных карточках работают цветными карандашами.

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем служит               для образования новых слов

Часть слова после корня служит                  для образования новых слов

       корень

      окончание

      суффикс

     основа

    приставка

    орфограмма

- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма? (Дети. Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)

Необходимо знать правила правописания различных частей слова. (слайд 7)

  • Написание суффиксов надо знать, требует практического применения.
  • Приставки надо знать; правописание некоторых требует развития фонематического слуха и умения разбирать слова по составу.
  • Корни родственных слов пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.
  • С правописанием окончаний мы познакомимся, когда будем изучать части речи более полно.

- Какие правила правописания корней вы знаете?(слайд 8)

  • Проверяемые безударные гласные.
  • Парные звонкие и глухие согласные.
  • Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).
  • Разделительный мягкий знак ь.
  • Непроизносимые согласные.
  • Двойные согласные.

- Какая же тема нас интересует больше всего? Разгадаем кроссворд.(слайд 9)

  1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось?   дрожжи
  2. Группа дружных детей.                     коллектив
  3. Шестой день недели.         суббота
  4. Удивительный вагон!

     Посудите сами:

     Рельсы в воздухе, а он

     Держит их руками.               троллейбус

  1. Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома.                  антенна
  2. Во мне два к. Не забывайте!                                   7. Вдоль дороги по бокам

Таким, как я, всегда бывайте        Липы, клёны тут и там.

     Я  точный, чистый и опрятный,        Всем идти здесь веселее.

     Иным же словом -      аккуратный.        Этот путь зовут ……аллея

-Мы будем упражняться в  написании  слов с двойными согласными.

III. Закрепление пройденного.

  1. Наблюдения – исследования (слайд  10)
  • Проследим, где в слове могут быть двойные согласные.
  • Выясним, по каким правилам орфографии их надо там писать.

  • Задание № 1.  (слайд  11)

Образование родственных слов   с помощью суффиксов.

Группа ------                                     работа                   групповая работа

      Лимон -----                                       чай        лимонный чай

      Коллектив-----                                 труд        коллективный труд                                                        

   

Выявление, как образовалось новое слово, где находятся двойные согласные.

(Выделяем корни,  окончания, суффиксы. Где же двойные согласные?)

Дети. На границе корня и суффикса, в середине корня, на границе, когда одна буква относится к корню, а другая – к суффиксу.

  • Задание №2. (слайд 12)

   Образование родственных слов приставочным и приставочно-суффиксальным  способом.

- Чтобы лучше понять значение слова, чаще надо заглядывать в толковые словари известных филологов, знатоков русской словесности В. И. Даля, С. И. Ожегова,                                   Д. Н. Ушакова. Воспользуемся их знаниями. Попробуйте отгадать слова, образовывая                                от данных слов с помощью данных приставок и, если надо, добавьте свои суффиксы.               (В руках у учителя и на выставке толковые словари).

Хорошо читающие ученики читают объяснения слов из толковых словарей.

Отгаданное или образованное слово все записывают, объясняется, каким способом образовано, выделяется корень, приставка, суффикс (Объясняется, почему пишем удвоенные согласные, подвожу к выводу о правописании данных приставок). (слайд 12 )

Рассада. Растение, выращенное в парнике для последующей пересадки на гряды.      (с. 697)

Беззаботный. 1. Ни о чём не заботящийся, легкомысленный. 2. Свободный от  забот.  (с. 27)                            

Оттолкнуть. 1. Толчком отодвинуть. 2. Внушить кому-то неприязнь к себе.  (с. 502)

Бессовестный. Нечестный, наглый.            (с. 33)

Раззевался. 1. Начал усиленно зевать. 2. Начал смотреть, зевать по сторонам (будучи  

                     занятым каким-либо делом, начал небрежно, невнимательно работать).

                                                                                                 (Ушаков, с. 1158)

Сад                рассада                                          от  раз    без    рас    бес

Забота           беззаботный

Толкать         оттолкнуть

Совесть         бессовестный

Зевать            раззевался

 

  • Задание № 3 .  

  Вывод (слайд 13) того, какие согласные пишутся после приставок на согласную.

  1. Запись предложений под диктовку с комментированием. (слайд 14)

(Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание. Выделить приставки в таких словах).

     

     Ребята подали дневники на проверку. Дядя Костя поддал пару по просьбе гостей.

(Поддать  (по Ушакову, с. 379) – подкинуть вверх ударом снизу; усилить, прибавить, увеличить силу, напряжённость чего-либо; ударить, стукнуть кого-то).

   

  1. Самостоятельная работа. (слайд 15)

(Работа по карточкам, по 1 ученику из 2 групп с обратной стороны доски для последующей проверки всего класса).

 - Вставьте, где надо двойные согласные.

Стари…ая монета, тума…ое утро, зелё…ая ветка, ра…..ердился на меня,

У бабушки бе…о….ица.

   

  1. Вывод.

-Когда же надо писать двойные согласные в слове?(слайд 16)

  • Когда при произношении согласный произносится долго.
  • Когда требует того состав слова

    и лексическое значение данного слова.              

  1. «Послушай и скажи».

- В каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные. (слайд17, 18)

  1. Спросите, не повысив тона:

     Что больше – центнер или тонна?

  1. Если в доме много сора,

     В доме вспыхнет ссора.

  1. Кто получит низкий балл,

     Не придёт на школьный бал.

  1. Приятнее найти под ёлкой гриб,

     Чем получить ангину или грипп.

6. Танцевальная разминка.

         Танцуем вместе с Незнайкой под «Гимн Незнайки и его друзей». (слайд19)

        - Незнайке всё бы бегать да веселиться, а задание, видимо, ещё не сделал.

7.«Прав ли Незнайка?».    (слайд 20)

- Вчера мы помогли Незнайке. Но он не хочет больше запоминать слова                              с двойными согласными. Прочитайте, что он пишет. (Читает хороший ученик).

Зачем ещё учить слова

Ведь класс помог уже вчера.

И я теперь смогу на «пять»

Их без сомненья написать:

Аллея, касса, сонн и тонна

Перонн, шоссе, хоккей, коллонна,

Гррупа, русккий, акурратно.

Ну что, друзья, тут непонятно?

    (Учащиеся исправляют ошибки, допущенные Незнайкой).

      -Ну, что ж, ребята, надеюсь, Незнайка будет дружить с русским языком,  научится    

      находить  в словах опасные места, объяснять их по правилам  орфографии, а если надо –    

     запоминать,  пополняя свой словарный запас.

8. Ребусы. (слайд  21, 22, 23 )

      Учащиеся записывают слова (колонна, вожжи, группа, масса, хоккей, юннат, касса, ссора), объясняя значение  и пополняя свой словарный запас.

9. Шарада.

Первая буква есть в слове сурок,

Но нет этой буквы в слове урок.

А дальше подумай, и краткое слово

У умных ребят ты найдёшь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущенья,

И в целом получишь - итог от сложения.      с - ум - ма 

10. Работа по тестам (4 варианта, для работы в каждой группе). (слайд 24 -31)

См. др. варианты в папке Тест 2 электронного варианта.

  • Найди слова с двойными согласными.
  1.  Шос…е
  2.  Кал…ендарь
  3.  Один…адцать
  4.  Кол…екция
  5.  Програм…а

  • 2.В каких случаях слова правильно разделены для переноса?
  1.   акк-уратно
  2.   тер-раса
  3.   с-сора
  4.   па-ссажир

  • 3. Запиши одним словом. Двойные согласные подчеркни.

Человек, который едет в автобусе, летит в самолёте -____________.

Острое вирусное заболевание -_______.

Маленькая ёмкость для купания -______.

Верёвки для управления лошадью -_____.

Спортивная игра с шайбой -___________.

  • 4. Дополни предложения словами                с удвоенными согласными, подходящими по смыслу.

   

  1) Сестра прислала ……….  .

  2)………. ребят  идёт на экскурсию в парк.

Дети могут обсуждать правильность своего выбора со всей группой.

11. Игра «Назови одним словом».  (слайд 32-35)

  • Солёная вода для засолки овощей.                                        Рассол
  • Обучение животных послушанию.                                       Дрессировка
  • Собрание картин или камней.                                                Коллекция
  • Художественное произведение небольшого размера.         Рассказ 
  • Рисунок, картинка в книге к тексту.                                      Иллюстрация
  • Время перед самым восходом солнца.                                  Рассвет
  • Праздничное освещение улиц.                                               Иллюминация

Учитель. Где в слове находятся удвоенные согласные? (Дети. В корне, на границе приставки и корня, начинающегося с той же согласной).

12. Игра «Доскажи словечко». (слайд 36-42)

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас.

Это наш просторный ……..класс

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два с,

Называется…………      экспресс

По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется ………….шоссе

Ах, какой огромный стол!

Для каких обедов он?

Нет, обедать, здесь не станем:

Сетку туго мы натянем –

Скачет шарик там и тут.

Как игру эту зовут?        теннис

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …………перрон

Этот глаз – особый глаз:

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет-

Самый точный ваш портрет.

                               фотоаппарат

IV. Итог урока.

  • Чему учились на уроке?    

Исследовали, когда и где в слове пишутся  удвоенные  согласные.

Упражнялись в написании слов с двойными согласными.

      Пополняли словарный запас такими словами.

Рефлексия   (слайд 43)

  • Какая работа понравилась вам больше всего?
  •  Дайте  с помощью смайликов  оценку совместной работы всего класса             на уроке.

             

        

           Хорошо и    отлично                    Более – менее                               Плохо

Окончание урока под песню «Хэппи энд». Подсчёт фишек по группам. Сообщение положительных отметок за работу на уроке.  (слайд 44)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе по технологии А.М.Кушнира на тему:«Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова».

Открытый урок по русскому языку во 2 класе на тему: «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», разработан по природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма ...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"

Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...

Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.

Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....

Урок русского языка для 2-3 класса по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными"

Урок - закрепление позволит учителю проверить сформированность у учащихся навыка проверки парных согласных в корне слова, обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения данной темы....

«Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне»»

Комбинированный урок.Предметные: умеют работать с учебником, применять полученные знания на практике, распознавать и формулировать ответы, употреблять термины, совершенствуют навыки чтения.Метапредмет...