Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Альфия Ринатовна

Тема: «Число имен существительных»

Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.

Задачи урока:

- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися   знаниями;

- обобщить полученные знания об имени существительном;

- развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Предметные результаты:

- определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- находить в тексте имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

ПУУД:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushch._teh.karta_.doc767.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»

Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.

Задачи урока:

- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися   знаниями;

- обобщить полученные знания об имени существительном;

- развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Предметные результаты:

- определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- находить в тексте имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

ПУУД:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

Организационный

Момент

Определить уровень готовности обучающихся к уроку.

Словесный метод: беседа.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в работу.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в учебный процесс.

Ф, И

1 сек.

РУУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Мотивация к учебной деятельности

Создать условия необходимые для мотивации обучающихся к продуктивной работе.

Словесный метод: беседа.

Учитель зачитывает притчу про успех.

Ребята анализируют притчу и отвечают на вопросы учителя

Ф

3 мин

РУУД: анализ, ответ на вопросы.

ЛУУД: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними.

«Орфографическая минутка»

Усвоение детьми ранее известных орфограмм.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: выполнение упражнения.

Предлагает учащимся поработать с методическим пособием «Грамотей»

Определяют орфограмму и по методическому пособию исправляют ошибки.

Ф

Методические пособие «Грамотей», интерактивная доска

3 мин

Совершенствование речевой деятельности младших школьников,

Распознание знакомых орфограмм, применение правил правописания

ПУУД - структурирование знаний.

КУУД - активное включение в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблемы; высказывание собственного мнения.

Актуализация знаний

Организовать проверку ранее полученных знаний, которые будут способствовать  усвоению новой темы урока.

Словесный метод: фронтальный опрос.

Предлагает интерактивное задание.

Работают у доски.

Ф

Интерактивная доска

2 мин

РУУД: определение и осознание усвоенного и еще подлежащего усвоению.

ПУУД - структурирование знаний.

КУУД - признание своих ошибок, озвучивание их,  умение соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Проблемная ситуация

Организация проблемного вопроса

Словесный метод: беседа.

Практический: выполнения задания

Предлагает ряд слов и необходимо представить отличие этих слов.

Выполняют задание и затрудняются с точным определением понятий «множественное» и «единственное» число

Ф

Интерактивная доска

1 мин.

Определение грамматических признаков имён существительных – единственное и множественное число

Формирование учебно-познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Целеполагание

Сформулировать в совместной деятельности с обучающимися темы и цель урока, определить пути их достижения.

Словесный метод: беседа.

Учитель подводит обучающихся к теме и цели урока. Предлагает составить план урока. Предлагает выявить уровень знаний по теме урока.

В совместной деятельности с учителем ставят цель и определяют тему урока.

Ф

Интерактивная доска, карточки с надписями плана урока.

2 мин

РУУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Открытие нового знания

Работа с правилом

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Предлагает разобрать проблемную ситуацию.

Читают правило, разбирают проблемную ситуацию.

Ф, И

Учебник

2 мин

Определение грамматических признаков имён существительных – единственное и множественное число

ПУУД: структурирование знаний;

РУУД: анализ, обобщение;

КУУД: умение отвечать на вопросы.

Формирование учебно-познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Закрепление знаний

Создать условия для выполнения заданий с целью закрепления знаний по данной теме.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: выполнение упражнения.

Предлагает учащимся выполнить задание, после этого выполняется проверка.

Выполняют задание.

И

Тетради и интерактивная доска.

4 мин

Систематизация знаний

РУУД - умение осуществлять действие по образцу.

ПУУД - структурирование знаний; проведение классификации изучаемых объектов под руководством учителя (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию).

КУУД - активное включение в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблемы; высказывание собственного мнения; овладение навыками оформления своих мыслей.

Динамическая пауза

Снять напряжение с мышц шеи, лица, рук, ног, спины.

Учитель проводит физминутку в соответствии с темой урока.

Выполняют упражнение.

Ф

1 мин

ПУУД – структурирование знаний.

Закрепление знаний

Проверить

усвоение знаний

учащихся по

теме урока,

закрепить

навыки работы

в парах.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: выполнение упражнений.

Методы контроля и самоконтроля.

Методы взаимопроверки.

Предлагает задания по данной теме.

Выполняют задание по данной теме и осуществляют проверку.

П, Ф

Карточки с заданиями,

Интерактивная доска

6 мин

Систематизация знаний по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных

РУУД - умение осуществлять действие по образцу;

умение делать выводы в результате совместной работы.

ПУУД - структурирование знаний; умение ориентироваться в информационном материале учебника, осуществление поиска необходимой информации при работе с учебником;

проведение классификации изучаемых объектов под руководством учителя (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию).

КУУД - активное включение в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблемы; высказывание собственного мнения; овладение навыками оформления своих мыслей; распределение обязанностей при работе в парах; признание своих ошибок, озвучивание их,  умение соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Самооценка

Подведение итогов

Соотнести поставленную цель с полученным в ходе урока результатом и зафиксировать степень ее соответствия.  

Словесный метод: беседа.

Обращает внимание обучающихся на поставленную вначале урока цель и тему урока.

Проговаривают цель и тему урока, а также результат ее достижения.

Ф

2 мин

РУУД - умение делать выводы в результате совместной работы.

ПУУД - структурирование знаний.

Домашнее задание

Закрепить усвоение знаний обучающихся по теме урока дома.

Словесный метод: объяснение.

Объясняет домашнее задание: учебник стр. 21 упр. 30

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф, И

1 мин

Рефлексия учебной деятельности

Оценить результат своей деятельности на уроке.

Наглядный метод: картинки.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

И

Интерактивная доска

2 мин

РУУД: оценка результатов работы.

ЛУУД: формирование адекватной самооценки.

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Организационный момент

- Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте.

Мотивация к учебной деятельности

- Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания. Он решил собрать всех учеников.

Мудрец сказал им:

— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.

Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.

Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью открылась.

Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.

Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:

— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов.

-Ребята, продолжите вы, а из каких факторов состоит успех? Благодаря чему мы можем быть успешными?

-Верно. Я хочу пожелать, чтобы и вам всегда сопутствовал успех и все тяжелые и большие двери открывались с легкостью.

-Благодаря знаниям, решительности, умением пользоваться правилами.

«Орфографическая минутка»

На столе размещены методические пособия «Грамотей».

-Ребята, а что же такое орфограмма?

-Итак, ребята на доске и у вас на партах представлены карточки с работой ученицы Алисы. Алиса обращается к  вам за помощью «Помогите найти ошибки».

-Вам необходимо найти ошибки, назвать орфограмму и при помощи нашей книжки-папки помочь ей исправить их.

-Это опасное место, там, где можно сделать ошибку.

-В слове газета допущена ошибка. Это словарное слово, написание которого необходимо запомнить.

Мы исправляем слово и записываем его три раза, ставя ударение и подчеркивая безударную букву, где Алиса сделала ошибку.

-В слове поздно допущена ошибка. Непроизносимая согласная «д». Проверочное слово «опоздать». Пишем поздно – опоздать.

-В слове Ирина ошибок нет.

Актуализация знаний

- Ребята давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? Какую часть речи?

Сейчас я вам предлагаю интерактивное задание. Восстановить определение имени существительного и дополнить предложения.

Интерактивное задание с выбором ответа.

Внимательно слушают учителя.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?

Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Проблемная ситуация

- Прочитайте слова.

Мост, карандаш, мосты, орехи, карандаши, орех.

- Разделите их на две группы.

- По какому признаку вы разделили слова на группы?

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает один предмет?

- В каком числе стоит имя сущ., если обозначает несколько предметов?

-Мост, карандаш, орех; мосты, карандаши, орехи.

-В первой группе имена сущ. обозначают один предмет, во второй – несколько предметов.

- В единственном числе.

-Во множественном числе.

Целеполагание

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставим перед собой?

Закрепить ….

Научиться определять …

Узнать больше об…

-«Число имен существительных»

-Узнать больше об имени существительном.

-Научиться определять число имен существительных.

-Закрепить свои знания (изученное).

Открытие нового знания

- Итак, открываем учебники на страничке 20 и находим правило.

-Итак, первый шаг нашего плана выполнен.

Один обучающийся зачитывает правило.

-Имена существительные изменяются по числам. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: дом, шкаф, зверь.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, звери.

Закрепление знаний

 - Открываем страницу 21 и выполняем упражнение 29, работаем только с первым двумя точками.

Учитель читает задание.

-Девочки (мн.ч.) рисовали. – Девочка(ед.ч.) рисовала.

Изменятся окончание. Выделяет окончание.

-Дерево (ед.ч.) выросло. – Деревья (мн.ч.) выросли.

Изменятся окончание. Выделяет окончание.

-Соловей (ед.ч.) поет. – Соловьи (мн.ч.) поют.

Изменятся окончание. Выделяет окончание.

-Плывут (мн.ч.) облака. – Плывет (ед.ч.) облако.

Изменятся окончание. Выделяет окончание.

Динамическая пауза

-Встаем.

Предлагает видео для выполнения физических упражнений.

Выполняют упражнения.

Закрепление знаний

- «Сейчас вы будете работать в парах. Пока я раздаю вам листки. Напомните мне правила работы в парах».

Раздает листки.

- «Правильно. Итак, вам нужно будет собрать предложение и изменить число имени существительного, которое подчеркнуто»

- «Все поняли задание?».

- «Выполняем. На это задание не больше 2 минут».

Контролирует выполнение работы.

- «Все выполнили?»

- «Тогда начинаем проверять».

Учитель выбирает пару, та предлагает ответы.

- «Молодцы. Предлагаю вам задание на интерактивной платформе, в два столбика: первый – ед. число, второй – мн.ч.

- «Работать вместе.

Выслушивать мнение каждого.

Свое несогласие высказывать вежливо.

Если не понятно задание, нужно переспросить».

- «Да».

Выполняют задание.

- «Да».

-Аист свил гнездо на крыше дома.

-В саду на дорожке прыгал воробушек.

-Храбрец, замочки, комната, деревья, друзья, праздник, ключики, голова, ручки.

Подведение итогов

- «Ребята, чем сегодня на уроке мы с вами занимались?»

- «Научились ли мы это делать?»

- «Ребята, какое число, если имя существительное обозначает один предмет?»

- «Какое число, если имя существительное обозначает два и более предмета?»

- «Смотрим на наш план, мы его выполнили?»

- «Изучали имя существительное и как оно изменяется по числам».

- «Да».

- «Единственное».

- «Множественное».

«Да».

Домашнее задание

-«Открываем дневники и записываем домашнее задание стр. 21 упр. 30 и необходимо написать 5 слов ед. числа и 5 слов мн.числа предметов в своей комнате». Вам необходимо списать и указать число имен существительных.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

- А теперь предлагаю оценить свою работу на уроке!

На доске представлен слайд. Изображено: ручка – то, что нужно еще закрепить, портфель – это, что мы можем унести с собой и мусорная корзина – то, что необходимо выбросить, избавиться.

 (фиксирует результаты для того, чтобы учесть недочеты и спланировать следующий урок)

-Всем спасибо за работу!

Предлагают ответы.

Ребята оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»

Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой  коллекции ЦОР...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»Цели деятельности учителя: обобщить знания детей об имени существительном, находить эту часть речи среди других слов, различать одушевлённые и неодушев...

Технологическая карта урока по теме:" Сочетания жи-ши" Русский язык. 2 класс.

Технологическая карта урока по теме: " Сочетания жи-ши". Русский язык. 2 класс....

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России" с использованием системы "1 ученик -1 компьютер"...

Урок по теме "Склонение имен существительных" Русский язык 3 кл.

УМК   «Школа   России».    Русский  язык.    Канакина В. П.    3 класс      Тема  у...

Технологическая карта урока "Род и число имен прилагательных"

Дата: 13.01.21 г.Предмет: русский язык.Класс: 4Программа: УМК "Школа России"Тема урока: «Род и число имен прилагательных»Тип урока: Обобщение и систематизация...

Урок по теме "Число имен существительных" 3 класс

Материал к уроку русского языка...