Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imen_sushchestvitelnyh.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ

Цель: способствовать развитию умений определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных

Оборудование: Учебник, с. 20–21. Схема «Число имен существительных»

УМК: система учебников «Школа России»

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  1. Оргмомент.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову –

                        речь готова,

И напевна, и стройна.

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

  1. Каллиграфическая минутка: ч, чв, чк, чу
  2. Выборочный диктант.

- Выписать из текста только имена существительные и распределить в два столбика: 1- существительные, которые обозначают один предмет; 2- существительные, которые обозначают два и более предметов.

      Виталик остался ночевать в сторожке. Насупила ночь. Месяц освещал сосны и ели. Снег заискрился блёстками. Из окна мальчик смотрел на лесную сказку. Вот белый комок оторвался от ели. Это голодный заяц – беляк поскакал к кустарнику.

- Назовите главное отличия имён существительных.

- Попробуйте изменить имена существительные так, чтобы те имена существительные, которые обозначали один предмет, стали обозначать множество и наоборот.

- Что происходит с именами существительными?

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

 Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу

  1. Число имён существительных:

выполнить упражнение 28

 - Выполнить задания упражнения;

- Ответить на вопросы учителя


2.
Работа с правилом (с. 20) и схемой (см. Приложение)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построенного проекта.

  1. Предложение: упражнение 29

(Изменяют число имен существительных, выделяют окончания. Распространяют предложение второстепенными членами, подчеркивают основу предложения)

Физкультминутка

(Выполняют движения по тексту под руководством учителя)

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка,

Раз, два, три.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение выражать свои мысли.

Познавательные: применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  1. Развитие речи. Работа со стихотворением
    (упр. 30)

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, обобщение, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные:  осуществляют контроль, оценку,
волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Личностные: осуществляют смыслообразование.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа: Работа с орфоэпическим словарем (упр. 31)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:  общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Информация о домашнем задании

Упр. 32

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.

-Чему учились на уроке?

– Как вы оцените свою работу на уроке?

– Что получилось хорошо?

– Над чем следует поработать?

Познавательные:  общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Приложение

ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Единственное

Множественное

Обозначает один предмет

Обозначает несколько предметов

Тетрадь, ученик

Тетради, ученики

Некоторые существительные употребляются только в единственном числе: молоко, доброта, Калуга, пение, молодежь, Франция

Некоторые существительные употребляются только во множественном числе: очки, сани, именины, ножницы, ворота, Гагры

Литература:

  1. Канакина В. П., Щеголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012
  2. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...