Русский язык
план-конспект урока по русскому языку

Кеняйкина Валентина Николаевна

Сочинение по картине

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»

Конспект

урока русского языка в 3 классе.

Тема урока:

«Сочинение по картине Ивана Шишкина «Зима».

                                                           Составила и провела: Кеняйкина В.Н. -

                                                                          учитель начальных классов.

Цель урока: учить детей писать сочинение по картине.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать свою работу.

2. Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в иллюстрации;

- уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содер-жание картины;

- уметь самостоятельно делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

4. Личностные УУД

- ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Оборудование урока.

Репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», музыка П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года», карточки к словарной работе, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.        

- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, трудолюбивые и дружные ребята. 

– откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

II. Подготовка к восприятию нового.

(Учитель читает строки из стихотворения  В.Брюсова «Первый снег» под музыку П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года») (Слайд № 1)

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.                                                                                                                      Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Какому времени года посвятил поэт Валерий Брюсов эти строки? (Зиме)

Именно сейчас в природе господствует Её Величество Зима. И мы имеем неповторимую возможность испытать последние зимние мгновения счастья. И пусть брюсовские  строки послужат мостиком к теме нашего урока.

Скажите, где можно увидеть деревья, с чьих веток никогда не облетят листья, а летом никогда не растает снег? (На картине)

III. Формулирование цели и темы урока.

На многих уроках мы с вами говорили о красоте русской природы, читали, рисовали… О природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.                                                                                                                          - Кто уже догадался, чему будет посвящен наш сегодняшний  урок?  (Будем писать сочинение по картине) - Верно, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством знаменитого художника Ивана Ивановича Шишкина (Слайд № 2) и напишем сочинение по одной из его картин.

-Как вы думаете, зачем нужно писать сочинения? Легко ли это делать? Но мы будем стараться!

  Таким пейзажиста Шишкина, изобразил художник Крамской (3 слайд)

  - Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном маленьком городке Елабуге.  Любовь к родному краю, понимание красоты и богатства родной природы определили всю его дальнейшую жизнь. Шишкин решил посвятить себя пейзажной живописи. В его произведениях много интересного. Они приковывают наше внимание и заставляют любоваться красотой, которую мы часто в спешке не замечаем.   (4 слайд)

IV. Знакомство с картиной «Зима»

Какое название вы бы дали этой картине? (Репродукция картины)

Выберите наиболее подходящее название из предложенных на слайде. Прокомментируйте свой выбор. (Слайд № 5)

«Снежный лес», «Зима», «Морозный день», «Зимняя сказка»

Художник назвал свою картину «Зима». Почему именно это название художник дал своему полотну?                                                                                                                                       - Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?

   Дети: - В самой чаще леса.

   Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?

   -При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:                          

                                Заколдован невидимкой

                              Дремлет лес под сказку сна.

   - Как вы понимаете смысл слов, дремлет лес под сказку сна?

 (значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)

   - Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

  Дети: - Сосны.

  Учитель: - Опишите их.

  Дети: - Они стройные, величавые, могучие.

  Учитель: - С чем мы можем их сравнить?

  Дети: - С колоннами, столбами.

  Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

  Дети: - Старые.

  Учитель: - Почему так решили?

  Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

  Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь, потом рисовал их.                                                                         - Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?

  Дети: - Ясный, морозный.

  Учитель: - По каким признакам вы это определили?

  (Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)

  Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.

  (выслушиваются ответы детей).

  Учитель: - С чем можно сравнить снег?

  (С белой скатертью)

  Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?

  Дети: - Птица.

  Учитель: Посмотрите вдаль. Каким кажется лес?(Светлее, голубее, чем вблизи)

- Какими нам кажутся предметы вдали?  (Меньше, менее чёткими)

Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.

- Что мы видим на переднем плане?  (Величавые сосны)

- А на втором плане?     (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)

 -Какие краски преобладают в картине?  (Белая, голубая, коричневая)

- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.

Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.

V. Работа над образными средствами языка.

 - Какие определения вы подберете, чтобы описать: лес, сосны, ёлочки, зиму, день?  

 Давайте составим таблицу:                (6 слайд)

 «Данное»                                                                                             «Новое»

Лес           Могучий, красивый, тихий, пустынный, спокойный, сказочный, таинственный

Снег Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, мохнатый, чистый, новый.

Сосны  Могучие, величавые, стройные, крепкие.

Ёлочки Маленькие, в нарядных белых платьях.

Зима  Волшебница, чародейка.

День Ясный, морозный, зимний, холодный, чудесный.

Воздух Свежий, холодный.

VI.Орфографическая подготовка.       (7 слайд)

  - Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, зачем я вам их дала, где они нам могут пригодиться? Какие орфограммы встречаются в них?

На доске: «Заброшенный, властвует, редко ступает, величавые, могучие, выросли на просторе, пустынно, чётко, различимы, стволы, поваленные, засыпанные, голубовато-белый массив, переднем, видим, изобразил, вверху, переливаются».

 1)С безударными гласными в корне: стволы, переднем, вверху, переливаются, величавые.

2)С приставками, которые нужно запомнить: заброшенный, засыпанные, переливаются.                                                                                                                                       3)С удвоенными согласными: заброшенный, пустынный, поваленные, засыпанные, массив.                                                                                                                                                          4)С безударными окончаниями: властвует, ступает, на просторе, на переднем, видим. 5)Слова, написание которых надо запомнить.

  - Оцените свою работу. Поменяйтесь карточкой с соседом по парте. А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

VII. Составление плана сочинения.

 - В какой последовательности будем описывать увиденное на картине?

(Сначала о преображении всего с приходом зимы. Затем описывать лес. В конце о своем отношении к картине)

                                                          План:          (8слайд)

                         1.Пришла волшебница зима.

                         2. Дремлет лес под сказку сна.

                         3. Снег, снег, снег – царство снега.

                         4. Мое отношение к картине.

Сочинение вы будете писать дома.

IX. Итог работы.

X. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Чему научились?

Чему еще надо учиться?

Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством И.И. Шишкина?

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? Кто доволен своей работой?

У вас на столах лежат лучики, оцените свою работу на уроке (ярко-красный – всё сделали правильно, жёлтый – справились, но были затруднения, бледно-жёлтый – было очень трудно).

«З…брошенный, властву…т, ре…ко ступает, вел…чавые, м…гучие, выр…сли на просторе, пустын..о, разл…чимы, ств…лы, повален...ые, засыпан….ые, г…лубовато-белый массив, передн…м, вид…м, вв…рху, пер…ливаются».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...