Русский язык
план-конспект урока по русскому языку
Сочинение по картине
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
Конспект
урока русского языка в 3 классе.
Тема урока:
«Сочинение по картине Ивана Шишкина «Зима».
Составила и провела: Кеняйкина В.Н. -
учитель начальных классов.
Цель урока: учить детей писать сочинение по картине.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать свою работу.
2. Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в иллюстрации;
- уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содер-жание картины;
- уметь самостоятельно делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
4. Личностные УУД
- ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Оборудование урока.
Репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», музыка П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года», карточки к словарной работе, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, трудолюбивые и дружные ребята.
– откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!
II. Подготовка к восприятию нового.
(Учитель читает строки из стихотворения В.Брюсова «Первый снег» под музыку П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года») (Слайд № 1)
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера. Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Какому времени года посвятил поэт Валерий Брюсов эти строки? (Зиме)
Именно сейчас в природе господствует Её Величество Зима. И мы имеем неповторимую возможность испытать последние зимние мгновения счастья. И пусть брюсовские строки послужат мостиком к теме нашего урока.
Скажите, где можно увидеть деревья, с чьих веток никогда не облетят листья, а летом никогда не растает снег? (На картине)
III. Формулирование цели и темы урока.
На многих уроках мы с вами говорили о красоте русской природы, читали, рисовали… О природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины. - Кто уже догадался, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (Будем писать сочинение по картине) - Верно, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством знаменитого художника Ивана Ивановича Шишкина (Слайд № 2) и напишем сочинение по одной из его картин.
-Как вы думаете, зачем нужно писать сочинения? Легко ли это делать? Но мы будем стараться!
Таким пейзажиста Шишкина, изобразил художник Крамской (3 слайд)
- Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном маленьком городке Елабуге. Любовь к родному краю, понимание красоты и богатства родной природы определили всю его дальнейшую жизнь. Шишкин решил посвятить себя пейзажной живописи. В его произведениях много интересного. Они приковывают наше внимание и заставляют любоваться красотой, которую мы часто в спешке не замечаем. (4 слайд)
IV. Знакомство с картиной «Зима»
Какое название вы бы дали этой картине? (Репродукция картины)
Выберите наиболее подходящее название из предложенных на слайде. Прокомментируйте свой выбор. (Слайд № 5)
«Снежный лес», «Зима», «Морозный день», «Зимняя сказка»
Художник назвал свою картину «Зима». Почему именно это название художник дал своему полотну? - Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?
Дети: - В самой чаще леса.
Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?
-При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
- Как вы понимаете смысл слов, дремлет лес под сказку сна?
(значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)
- Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?
Дети: - Сосны.
Учитель: - Опишите их.
Дети: - Они стройные, величавые, могучие.
Учитель: - С чем мы можем их сравнить?
Дети: - С колоннами, столбами.
Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?
Дети: - Старые.
Учитель: - Почему так решили?
Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.
Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь, потом рисовал их. - Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?
Дети: - Ясный, морозный.
Учитель: - По каким признакам вы это определили?
(Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)
Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.
(выслушиваются ответы детей).
Учитель: - С чем можно сравнить снег?
(С белой скатертью)
Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?
Дети: - Птица.
Учитель: Посмотрите вдаль. Каким кажется лес?(Светлее, голубее, чем вблизи)
- Какими нам кажутся предметы вдали? (Меньше, менее чёткими)
Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.
- Что мы видим на переднем плане? (Величавые сосны)
- А на втором плане? (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)
-Какие краски преобладают в картине? (Белая, голубая, коричневая)
- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.
Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.
V. Работа над образными средствами языка.
- Какие определения вы подберете, чтобы описать: лес, сосны, ёлочки, зиму, день?
Давайте составим таблицу: (6 слайд)
«Данное» «Новое»
Лес Могучий, красивый, тихий, пустынный, спокойный, сказочный, таинственный
Снег Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, мохнатый, чистый, новый.
Сосны Могучие, величавые, стройные, крепкие.
Ёлочки Маленькие, в нарядных белых платьях.
Зима Волшебница, чародейка.
День Ясный, морозный, зимний, холодный, чудесный.
Воздух Свежий, холодный.
VI.Орфографическая подготовка. (7 слайд)
- Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, зачем я вам их дала, где они нам могут пригодиться? Какие орфограммы встречаются в них?
На доске: «Заброшенный, властвует, редко ступает, величавые, могучие, выросли на просторе, пустынно, чётко, различимы, стволы, поваленные, засыпанные, голубовато-белый массив, переднем, видим, изобразил, вверху, переливаются».
1)С безударными гласными в корне: стволы, переднем, вверху, переливаются, величавые.
2)С приставками, которые нужно запомнить: заброшенный, засыпанные, переливаются. 3)С удвоенными согласными: заброшенный, пустынный, поваленные, засыпанные, массив. 4)С безударными окончаниями: властвует, ступает, на просторе, на переднем, видим. 5)Слова, написание которых надо запомнить.
- Оцените свою работу. Поменяйтесь карточкой с соседом по парте. А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
VII. Составление плана сочинения.
- В какой последовательности будем описывать увиденное на картине?
(Сначала о преображении всего с приходом зимы. Затем описывать лес. В конце о своем отношении к картине)
План: (8слайд)
1.Пришла волшебница зима.
2. Дремлет лес под сказку сна.
3. Снег, снег, снег – царство снега.
4. Мое отношение к картине.
Сочинение вы будете писать дома.
IX. Итог работы.
X. Рефлексия
Что понравилось на уроке? Чему научились?
Чему еще надо учиться?
Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством И.И. Шишкина?
Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? Кто доволен своей работой?
У вас на столах лежат лучики, оцените свою работу на уроке (ярко-красный – всё сделали правильно, жёлтый – справились, но были затруднения, бледно-жёлтый – было очень трудно).
«З…брошенный, властву…т, ре…ко ступает, вел…чавые, м…гучие, выр…сли на просторе, пустын..о, разл…чимы, ств…лы, повален...ые, засыпан….ые, г…лубовато-белый массив, передн…м, вид…м, вв…рху, пер…ливаются». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....