Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением».

Цели урока: повторить цели и особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике.

Планируемые результаты

  • предметные: знать, для чего нужен текст-рассуждение, знать особенности его построения, знать, какие языковые особенности имеет этот тип текста, уметь рассуждать, уметь составлять такой тип текста.
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УКИЗ

Оборудование:

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: актуализация знаний, устный опрос.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

– А вы знаете, что люди, которые выпускают газеты, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.

- Тексты, как вы знаете, бывают разными.

- Ребята, а что такое текст? (предложения, связанные по смыслу)

- Какие типы тексов вы знаете? (Т-повеств., Т-опис., Т-рассужд.)

- Что такое текст-повествование? (автор рассказывает о чём-либо)

- Что такое текст-описание? (автор описывает что-либо)

- Что такое текст-рассуждение? (автор рассуждает на какую-либо тему)

- Ребята, что значит - рассуждать? (объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы)

- Важно ли владеть этим умением?

- Все названное вами является строительным материалом рассуждения.

- А часто ли вы рассуждаете на какие-то темы?

- Задаёте себе вопросы?

- Это всё и называется рассуждением.

- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Т-рассужд.)

- Вы уже знакомы с таким типом текста, тогда чем мы будем заниматься на уроке?

- Определите цель урока (закрепить ранее полученные знания по этой теме, написать текст-рассуждение)

Актуализировать ранее полученные знания, отвечать на вопросы учителя, высказывать свои мысли.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа с разными типами текстов.

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: устное задание.

Практич.: самостоятельное составление текста-рассуждения.

Словесн.: оценка выступлений одноклассников.

≈35

- Ребята, в начале урока я сказала о том, что люди, которые занимаются написанием газет, должны хорошо разбираться в типах текстов.

- Хотели бы вы когда-нибудь писать газеты?

- Сегодня вам представится эта возможность.

- Но для начала, как настоящие газетчики, попробуем различить типы текстов.

- Если я прочитаю текст-повествование, то поднимите зелёную ручку, если текст-описание, то красную ручку, а если текст-рассуждение, то синюю.

- 1) В этом году у нас на даче богатый урожай яблок, слив и груш.

Мама с бабушкой решили варить компоты и варенье. Я, конечно, им помогаю. Душистые краснобокие яблоки надо помыть, порезать, очистить от семечек.  Варенье мы готовим в большом медном тазу. Сначала бабушка приготовила сахарный сироп, в него высыпала порезанные яблоки и сливы, сказала, что так будет вкусней. Тем временем, в большой кастрюле закипел будущий компот из яблок и груш. Мама осторожно помешивает его большой деревянной ложкой.

К вечеру остывшее варенье мы разложили в банки, которые потом переедут в погреб, а компот разлили в банки побольше и закатали крышками.

Уставшие мы сели пить чай. Солнце уже садилось, в саду было очень тихо и пусто. Я представила, как зимой мы будем открывать ароматное варенье и душистый компот, вспоминая наш сад, и не стала грустить.

Почему это текст-повествование?

- Какие у него признаки?

- 2) Прогуливаясь в весеннем лесу я нашла(нашёл) цветущий луг. Он находился на краю леса. Мне стало интересно, что происходит с поляной в лесу день за днём. И я стала(стал) приходить туда каждую неделю. В начале весны там лежал снег. Потом он немного стал серым и куда -то пропала его пушистость. Затем появились проталины и первые ростки травы. Спустя несколько недель, трава стала более пушистой и зеленой.

Прошло ещё несколько недель, на этом лугу появлялись первые цветы. Подснежники. Они радовали прохожих людей своей нежностью. И многие говорили:" Какая красота! Чудесное творение природы!" Потом подснежники сменили другие цветы мать и мачеха. Казалось будто кто-то ночью застелил поляну жёлтым ковром.

Чудесное влияние оказывает весна на лес. Всё как будто начинает дышать и радоваться. Птицы поют на разные лады. Пахнет сыростью и свежестью.

Кажется, что ты попадаешь в загадочный, неизведанный мир.

- По каким признакам поняли, что это текст-описание?

Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему

цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы.

- По каким признакам поняли, что это текст-рассуждение?

- Повторим ещё раз, что такое текст-рассуждение?

- С каких слов можно начать писать такой текст?

- Что может быть в тексте? (вопросы к себе и читателю с последующими ответами)

- Попробуйте устно рассудить, для чего нужны цветы в классе, например.

- Выборочно послушаем ваши рассуждения.

- А теперь предлагаю вам изобрести свою газету, которая будет называться «Мир профессий».

- В этой газете, вы будете тренироваться рассуждать на тему профессий.

- Выберите какую-нибудь профессию, которая вам интересна, и письменно попробуйте порассуждать, чем она полезна и что она приносит.

- Итак, с каких слов может начинаться ваш текст? (Чем интересна профессия…?)

- И дальше вы будете рассуждать, чем же она интересна и полезна.

- В тексте вы можете задавать вопросы читателю вашей будущей газеты, можете задавать вопросы себе, и отвечать на них.

- Приступайте к выполнению работы.

- Выборочно послушаем тексты-рассуждения.

- Ребята, оцените текст, составленный и прочитанный вашим товарищем.

- Самые лучшие тексты-рассуждения попадут в настоящее школьное издание!

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с разными типами текстов, обозначая их разными цветами, слушать учителя.

Отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать своё мнение.

Рассуждать о признаках текста-повествования, описания и рассуждения.

Определять признаки текста-рассуждения, готовиться к практическому заданию, отвечать на вопросы учителя.

Составлять текст-рассуждение на тему профессий, выступать с написанным текстом перед классом, оценивать тексты товарищей.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- Ребята, с каким типом текста мы работали сегодня на уроке?

- Давайте повторим признаки такого текста.

- Кому понравилось писать рассуждение на тему профессии в газету?

- Есть те, кто не справился с заданием?

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

Учебно-методический комплект :Развитие речи с элементами культуры речи.

Развитие речи с элементами культуры речи.конспект урока и презентация для 2 класса...