Будем жить и помнить. Род имён прилагательных. 3класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 Тематический урок русского языка посвященный 75 -летию  Победы. Род имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоивановская основная общеобразовательная школа

Карасукского района Новосибирской области

Мой лучший урок

Русский язык

Тема урока: «Будем жить и помнить».

Род имён прилагательных

(3 класс)

Учитель начальных классов:

Афанасьева Лидия Юрьевна

2020 год


Тематический урок русского языка, посвящённый 75-летию Победы

 «Будем жить и помнить». Род  имён прилагательных.

Цели: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

   создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

  воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Формы и методы: работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Мотивация к учебной деятельности

Дети хором говорят стих.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

 Ведь урок начинать нам пора

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.

- Здравствуйте, ребята. 

А какие праздники, ребята, вы знаете?

Одному из этих праздников посвящен наш урок, а какому… Вы узнаете,  решив ребус: ПОБЕДА (Слайд)

Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о Великой Отечественной войне. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье. Мы живём потому, что в далёкие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. 9 мая 1945 года произошло самое важное событие в истории нашей страны – победа в Великой Отечественной войне. Наш народ одержал величайшую победу в истории всего человечества! Этот праздник люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней и ночей. Столько дней и ночей продолжалась битва с фашизмом - Великая Отечественная война.

Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий мир был избавлен от фашизма, наша страна осталась свободной, а народ – единым.

III. Минутка чистописания  

Давайте, запишем слово победа.(Слайд)

1.Словарная работа: (Слайд)

Все он в один миг решает, Великий подвиг он совершает,

 Он за честь стоит горой. Кто он? Правильно. (Герой)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

 Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост. (Солдат)

Вдруг из темной темноты,
В небе выросли кусты.
А на них — то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.(Салют)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою... СТРАНУ

Ранним утром

У школьных ворот

Собирается дружный...НАРОД  

Самопроверка (самооценка)

3Постановка учебной задачи

Ребята, к какой части речи относятся эти слова, на какие вопросы отвечают? Определите род?  Запишите в тетрадь каждое слово с новой строчки.

 Могут ли имена прилагательные изменяться по родам?

Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

- Сформулируем тему нашего урока.

IV. Работа по новой теме.

22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг - фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь  народ. В том числе и жители нашей небольшой деревни.

Не было б нас, если б не они!

Не было б вас, если б не они!

Не было б всех, если б не они!

Не было б страны, если б не они –

ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ! (Слайды с ветеранами)

1. Усвоение новых знаний.

В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

- Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь.

Подумайте,  с каким именем прилагательным будет сочетаться слово победа. Определите род существительного.

Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное победа женского рода, то и имя прилагательное великая будет тоже женского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам

 Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

            (Таблица ) (Слайд)

  Ж. р.            М. р.               Ср. р.

(какая)        (какой)         (какое)

- ая, - яя     - ый, - ий       - ое, - ее

- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

-  Запишите данные словосочетания.

- Выделите окончания, укажите род прилагательных.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном?

- Давайте составим алгоритм (Слайд)

                      Алгоритм.

1. Найди сущ., определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

  1. Работа с правилом в учебнике.

- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- Перечитайте правило ещё несколько раз.

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

3.Слайд Рассказ о ветеране.

4.Работа по учебнику

 Упр. 126 сделать в таблице (Групповая работа)

V. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности.  Творческое задание. (Групповая работа)

Ваня составил  текст. Ира прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Ира?  

Наступила долгожданный май. Погода стояла ясное.  Деревья оделись в зелёное наряд. Распустилась белый черёмуха.

Посоветуйтесь друг с другом. В чем ошибка?

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

2.Индивидуальная работа по карточкам.

3.Стихотворение (показ слайдов)

VI. Итог урока.

 Что нового сегодня на уроке вы узнали?

- Как мы можем определить род имени прилагательного? 

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

  1. Какое окончание у прилагательных мужского рода?
  2. В каком году началась ВОВ? 1941
  3. В каком году закончилась? 1945
  4. Какого числа? 22
  5. Какое окончание у прилагательных женского рода? Ая,яя
  6. Какого числа праздник Победы 9
  7. Какое окончание у прилагательных среднего рода ое, ее
  8. Сколько звуков в слове день? 3
  9. Сколько лет прошло со Дня Победы? 75
  10. Сколько слогов в слове ветераны? 4

(должна получиться пятерка).

1941 .                        . ый, ий

                1945 .

22 .                . ая, яя

                                                . 9

                4 .                                        .ое ее

75 .                . 3

VII. Рефлексия

 Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

- Закончите предложения:

Я знаю …

Я умею …

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

 

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Курить или жить Давайте будем жить!»

Данная разработка будет интересна не только детей младшего , но и среднего школьного возраста.Данное мероприятие составлено в юмористической форме, позволяет  воспитывать у младших школьников пот...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...