Доклад "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка"
методическая разработка

Доценко Ольга Викторовна

Методическая разработка представляет материалы для организации познавательной деятельности на уроках Русского языка детей с ОВЗ. Форма представления материала- авторская статья, которая может быть использована в различных формах методической работы с педагогами, для стендовых и иных докладов при распространении опыта, для педагогической копилки мастерства. Работа содержит большой практический материал, что делает её особо привлекательной для педагогов НОО.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие  познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.

Познавательная деятельность – умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указанием педагога. Проявление активности и интереса к учебной деятельности , окружающему миру. Стремление к овладению знаниями, умениями и навыками. Заинтересованность в положительной оценке своей деятельности.

Учащиеся коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, перед нами, учителями, всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний, организовать урок таким образом, чтобы на уроке происходило развитие, становление деятельной личности.

Результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью, терпением. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся  и необходимо делать акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи учителю помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

Хочу остановиться на развитии познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю, что каждый учитель   всегда должен находить, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса  что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того должны помнить, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков. Необходимо создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как  это самый эффективный стимул познавательной деятельности.  Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся.

Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь очень хорошо помогает дифференцированный подход к обучению.

Например, готовя карточки для урока русского языка, можно  сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.

Так же на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся учителем создаются проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, при изучении темы «Предложение»

Сравните правый и левый столбики.
Я ученик первого класса.        Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.        В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради,         Я кладу в портфель.
учебники и пенал.

1. Обе ли записи слов являются предложением? Если нет, то почему?

2. Какое слово и куда нужно добавить, чтобы получилось предложение?

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.

Например, для организации итогового повторения по теме  можно провести урок-КВН, а, систематизируя и обобщая изученное по теме - урок – «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как  урок-викторину, урок-зачёт.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок можно ввести элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны и полезны эти виды работы для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы лучше всего использовать объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Эффективно  использовать на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.

С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными можно использовать такую  форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности необходимо  провести подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав  пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся можно использовать  на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляется текст, в котором специально допускаются ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе

должны быть разные по уровню обученности дети. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление  их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный – о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции. Такой прием работы можно использовать и при изучении словарных слов.

Примеры заданий

  1. Штриховка – развитие мускульной памяти.

Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали сами или составили с помощью трафаретов, шаблоны.

    Правила штриховки следующие: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами).

Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

 Развитие мелкой  моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!  Для развития моторики можно использовать не только штриховку, но и задания на раскрашивание,  обведение контуров,  рисование узоров по клеточкам.

Обведение контуров                             Рисование узоров по клеточкам

http://fio.novgorod.ru/projects/project2016/linii.jpg                                                              http://fio.novgorod.ru/projects/project2016/grafika.jpg

Раскрась картинку

http://fio.novgorod.ru/projects/project2016/luna.jpg

2. Создание в памяти ребенка образа заглавной и строчной букв и их соединений - развитие тактильной памяти.

    Эффективным является метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Обводя, ощупывая букву, ученик уже «пишет» ее. Таким образом, формирование модели буквы в памяти учащегося происходит с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения «Азбуки» («Букваря»).

        Из самой нежной  (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги вырезаются буквы (заглавные и строчные) наклеиваются  их на бумагу или картон.

Например, для развития анализа и синтеза, учащимся можно предложить решить анаграмму (зашифрованное слово):

1, 2, 7, 4, 5, 3, 2, 4, 6, 2, 9, 8, 2

11, 2, 13, 12, 14, 10, 4, 1, 8, 2

15, 18, 10, 19, 1, 8, 2.

Ключ:

Е – 2, О – 5, Я – 6, Ы – 8, А - 10, У – 12, Н – 1, П – 7, Р – 4, В – 3, М - 9,

Б – 11, З – 13, Д – 14, Г – 15, Л – 18, С – 19.

Шарады

            Отгадать зашифрованные слова.

  1. Я – дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.  (Сосна – насос)

2) Число и нота рядом с ним,

Но букву припиши согласную –

И в целом – мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную. (Сто – ля – р)

3) Вам известно или нет?

Есть такой на свете цвет:

Если ноту уберете –

В лес еловый попадете. (Бор – до)

4) Первое метут метлою,

Глазом назову второе,

Третье резать хлеб годится,

А четвертое частица  (Сор – око – нож – ка)

5) Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши,

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (Ре – зина).

Подведение итогов:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Какое слово зашифровано?

Взрослый предлагает детям назвать все буквы, которые они видят на рисунке, и сосчитать их количество. После того как дан правильный ответ, устраивается соревнование — кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?

Найди слова

Для игры детям предлагаются карточки, содержащие «склеенные» (т.е. соединенные без пробелов) слова. Задача игроков — отделить слова друг от друга вертикальной чертой и посчитать общее количество слов в каждой строке, например:

слонкорова

туфликорзиначасы

фартукписъморадугасвет

песнякроватъсанкимедведъчерепаха

коверпонисамолетперчаткисекундамалъчики

Для повышения интереса и азарта детей время выполнения задания можно ограничить тремя минутами. Выигрывает тот, кто первым правильно нашёл все слова.

Так бывает или нет?

В игре принимает участие вся группа детей. Их задача — слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), подать знак — хлопнуть в ладоши. Кто будет играть без ошибок?

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал поэт наш, чудак?

И. Семенова

***

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

К. Чуковский

***

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка в куклы играют,

А рыбы читают веселые книжки,

***

Шире круг!

Шире круг!

Шел по улице индюк,

На цепи бульдога вел

И хвостом дорогу мел.

Шире, шире, шире круг,

А навстречу шел утюг,

Шел с корзинкой на базар,

Шел и гладил тротуар.

Шире, шире, шире круг!

Проглотил индюк утюг,

А бульдог — корзинку

Скушал, как сардинку.

***

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете,

Свекла ехала верхом

В парусной карете.

А за ней, едва дыша,

Тихо, аккуратно

Два кирпичных беляша

Топали обратно.

А за ними во всю прыть,

Мелкими шажками

Шкаф пытался переплыть

Блюдо с пирожками.

***

Ох!

В лесу - Переполох!

Кто б подумать только мог:

Муравей -  берлогу строит,

А медведь - морковку ест.

Белка – ход подземный роет.

Слон - взлетает до небес.

Лев от зайца убегает. Волк

Крадется по сосне.

Где же,  лес такой бывает?

Вы не знаете?

 Во сне!

В. Нестеренко

«Выбери три слова»

(её можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

 

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА 

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, умение анализировать и обобщат, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например: 

  1. лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра «Следствие ведут знатоки».

  1. Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.
  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
  2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
  3. - Фамилия?

- Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

Игра с мячом

Во время работы,  например, над темами: «Части речи», можно использовать мяч. Учитель кому-то из класса бросает мяч и называет слово, обозначающее глагол , существительное, прилагательное, местоимение, ученик ловит мяч и называет к какой части речи оно относится.

        Такая игра активизирует мозговой центр, развивает память, внимание, повышает познавательную активность.

Рассыпанные слоги

Задание:

Прочитать стихи и составить слова из разрозненных слогов. Один слог нельзя использовать дважды.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе все кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять!

Помоги гостей собрать:

АН - ТИ – ЛО – ПА – КРО – КО - ДИЛ

– ДИ -  ШИМ – ЗЕ – ПАН – КО - РИЛ,

НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е - ГИ,

МУР – КО - ГО – ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ - ЖИ!

Ответы: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.

Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов УО детей.

Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов - это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), а также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).

Процесс отгадывания, по мнению современных психологов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знание педагогом механизмов построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней.

Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.

Например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

                                       (Арбуз)

(Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу: цвет, форма, вкус.) Решение загадок подобного вида основано на анализе: выделении всех признаков и синтезе объединения их в единое целое.

2. Загадка, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (По одному-двум признакам восстанавливается целостный образ).

Например:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

(Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке).

. В загадку включено отрицательное сравнение.

Например: 

Летит, а не птица, воет, а не зверь.

(Ветер)

(Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании).

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Под одной крышей 4 братца сидят

                                                 (Стол.)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

А) Шарады – слова, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Например: Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа. (Задача)

Б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

Например: С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю. (Чайка-гайка)

В) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток), или при перестановке слогов и букв (сосна-насос).

Например: Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь. (Липа-пила)

Г) Логографы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза-роза).

Веселые загадки- складушки

Нельзя странички вырывать –

Худышкой сделаешь… (тетрадь)

 

Очень страшен ей огонь,

Ненавистна влага.

Для рисунков и письма

Всем нужна… (бумага)

 

Чтоб не мять тетрадь, как тряпку,

Положи ее ты в… (папку)

 

В первом классе я узнал:

Дом для ручек звать… (пенал)

 

Меж страничек книжных сладко

Спит помощница - … (закладка)

 

 

Все ошибки нашей Зинки

Слижут начисто… (резинки)

 

Если нет детишек в классе, у нее тоска.

Ждет каракулей из мела черная… (доска)

К контрольной готова полностью Галка:

В три метра длиною в кармане… (шпаргалка)

 

Час сижу уже  и плачу:

Не могу решить… (задачу)

На уроке нам нужна,

Чтоб все слышать… ( тишина)

 

Сказкотерапия на уроке русского языка.

Известно, что даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.

Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

1. в качестве дидактического материала;

2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

3. как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти и внимания.

Я старый сказочник, я знаю много сказок –

Про злых волков, про зайцев косоглазых,

Про хитрых лис, про глупых попугаев…

Я старый сказочник, я много сказок знаю.

(Ю.Кукин)

1) Сказку на лингвистическую тему учитель-дефектолог использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное.

2) Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, т.к. нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

3) Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, т.к. языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

В некотором царстве, в некотором государстве, в стране Чистописания, в городе Букволандия жили – были элементы букв:

Учитель показывает изученные элементы букв, дети их называют.

(Наклонная большая и маленькая прямая линия. Короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо. Наклонная линия с закруглением влево. Короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу).

Семья у них была большая и дружная. Часто собирались за одним столом, обедали, ужинали. К ним приходили в гости буквы Л, М, П, Р, Г, Ш. Но вот однажды на улице разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас, что такое!

Вдруг в дверь кто-то постучал. У дверей были буквы з, у, д, в. Хозяева были рады пригласить путников в гости, но буквы не могли войти в дом.

- Почему?

- Потому, что в семье не было элемента – петельки.

- Сегодня вам предстоит продолжить сказку об элементах букв. - Будет наша сказка называться “Наклонная линия с петелькой внизу и вверху”.

- Чтобы буквы могли пройти в дом и обогреться, вы должны чему-то научиться?

-  Научиться правильно писать элемент “наклонная линия с петелькой внизу и вверху”.

Шуточные стихи – один из занимательных приемов развития фонематического слуха и познавательных процессов у младших школьников на уроках обучения грамоте.

Прослушав стихотворение, ребенок определяет слово, в котором буква «заблудилась», называет эту букву и новое слово. Слова, отличающиеся одной буквой, ученик анализирует и соотносит звучание слов и их смысл в контексте стихотворения.

Использовать шуточные стихи «Буква заблудилась» целесообразно на уроках знакомства с новой буквой на этапе закрепления или повторения пройденного материала.

Так же как и при работе с ребусами, можно дать детям задание выложить исходное слово из букв, а затем, заменив в нем «заблудившуюся» букву, получить новое слово. Такой вид работы будет способствовать запоминанию графического образа буквы и слова. Применение подобных упражнений на уроках обучения грамоте стимулирует познавательную активность, вызывая интерес к чтению, и расширяет кругозор школьников.

1. Поспевает виноград –
Гвозди сочные висят.

2. На кустах распустились батоны –
Полюбуйтесь, какие пионы!

3. Потемнело за окном –
Это дочь вошла в наш дом.

4. Для мамы в подарок
Буфет мы купили
И в воду поставить
Его не забыли.

5. На стволе гора растет,
Из нее смола течет.

6. Пришиты кармашки
И пуговки в ряд.
Какой замечательный
Вышел салат!

7. По снежку беляш скакал –
От лисицы убегал.

8. В поле волос золотой
Вырос спелый, налитой.

9. Воет вьюга за окошком.
Спит, в клубок свернувшись, мошка.

10. Вдали показалась
Родная земля,
Торт и причал
Видят все с корабля.

11. Чай на столе,
Пироги и ватрушки,
Бублики, мед
И хрустящие мушки.

12. Куча по небу ползет,
Значит, скоро дождь польет.

13. В ульях ноты, а из нот
Мед добудет пчеловод.

14. Мама Олю причесала –
Фантик дочке завязала.

15. Самовар вскипел уже,
Чайки, блюдца на столе.

16. Держу в реке я карандаш,
Хочу нарисовать пейзаж.

17. Папа маком пол покрыл,
Чтоб паркет красивым был.

18. На чужих мычит Барбос,
За забор просунув нос.

19. В поле волнуется ложь,
В ней васильки ты найдешь.

20. Если соль в шкафу жила,
Знай: одежда не цела!

21. На деревьях распустились бочки,
Показались клейкие листочки.

22. Папа для мамы подарок купил –
Крошку с жемчужиной ей подарил.

23. Куранты на пашне пробили опять.
Мы время умеем по ним узнавать!

24. У крана две больших клешни, Размером разные они.

25. Любит маску наша кошка –
Ты погладь ее немножко.

26. Мы пришли на огород,
Смотрим: кепка там растет.

27. По дорожке плитка ползет,
На спине ракушку везет.

28. Чайки по тундре бегут,
Погонщика в нартах везут.

29. Острые когти
На тапках у кошки,
Но ходит неслышно
Она по дорожке.

30. Дрова пололи на дворе,
Остались щепки на траве.

31. Мед на катке,
Все надели коньки.
С шайбой и клюшкой
Мы – игроки!

32. Стая палок во дворе
Раскричалась на заре.

33. Ливень льет, грохочет гном.
Дома нам не страшен он.

34. Козы на клумбе росли,
Сегодня они расцвели.

35. Взял я речку и опять
Стал в тетради ей писать.

36. Мама на праздник
Гостей позвала
И вкусный порог,
Как всегда, испекла.

37. Дедушка печку топил,
А дом из трубы выходил.

38. Сок бежит по проводам
К пылесосам, утюгам...
Очень нужен этот сок,
Чтоб прибор работать мог.

39. Сильный вечер вдруг подул
И деревья все согнул.

40. Ребята в лесу
Машину нашли,
В корзину собрали
И в дом принесли.

41. Лисий мох на воротник
В санях домой везет старик.

42. Зимой на нашей печке лед.
Там рыба в проруби клюет.

43. Яблоки на сетках зреют,
К осени они поспеют.

44. Тронный зал. Пажи у трона.
Вот король – на нем ворона.

45. У великана клюв-сачок,
Он ловит рыбу, как в мешок.

46. Рисуют в альбоме карандашами,
А на асфальте – цветными мешками.

47. Бананы пасутся на горных лугах,
И эхо разносит их голос в горах.

48. Чтобы двери отпирать,
Надо клюв в замок вставлять.

49. На пальцах финики растут,
Их к нам из Африки везут.

50. Пальчик во дворе гулял,
На санях с горы съезжал.

51. На ели смолистые шашки растут,
Еловые шашки белки грызут.

52. В стаде бак свирепый был,
Пободаться он любил.

53. Мяч взял в руки богатырь
И злодея им сразил.

54. Баночка, порхая,
Села на цветок,
И узор на крыльях
Рассмотреть я смог.

55. В парте подснежник расцвел,
Его я сегодня нашел.

56. Шапку для тетрадей
Ученик купил,
Подписал тетрадки
И в шапку положил.

57. В доме чистые волы,
А на волах лежат ковры.

58. Для чего игра нужна?
Чтобы мама шить могла.

59. Закипел наш самовар,
И оттуда вышел шар.

60. Овечку под рукой держу,
Погаснет свет – ее зажгу.

61. Снежная корка в нашем дворе.
Весело с корки съезжать детворе!

62. Сушка ядрами стреляет –
Кто же этого не знает?

63. Все лето ластики растут,
Но осень придет, и они опадут.

64. Каравай по пустыне бредет,
А жаркое солнце нещадно печет.

65. Сыну мама мяч купила,
А точке куклу подарила.

66. Вся семья собралась за столом,
Сейчас мы с газетами чаю попьем.

67. Баран завалил все пути –
Ни проехать в степи, ни пройти.

68. В горячий чай положишь лед,
И от простуды он спасет.

69. Взвился гриб под облака
И зорко смотрит свысока.

70. с кругом я играл в футбол

Кто забил в ворота гол

В заключении хочется сказать, что использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности".

Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу....

Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка

Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...

Особенности развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ на уроках русского языка

Это методическая разработка поможет специалистам, которые  работает с детьми с ОВЗ...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка с использованием дидактических игр, занимательных заданий и упражнений

Ш.Амонашвили утверждает, что «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широк...

Познавательные и увлекательные дополнительные разработки к уроку русского языка по теме "Приставки" - "Приставки - труженицы"

Очень люблю уроки русского языка. Хочу, чтобы изучаемый материал легко усваивался детьми. Поэтому дополнительный, с одной стороны, познавательный материал, а с другой - увлекательный,  с интересн...

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...