Методические разработки для начальной школы
методическая разработка по русскому языку (1, 2 класс)

Помещены конспекты уроков по обучению грамоте : "Знакомство со звуком и  буквой Г, г "; по русскому языку во 2 классе:"Главные члены. Основа". 

Сценарии к праздникам "Прощание с Азбукой", "Прощание с 1 классом",  "Красная горка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Учитель : Гильмизянова Марина Георгиевна

1 лист

Тема: Главные члены. Основа . 2 класс.

I Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, прочитайте девиз урока: (слайд 1,стих)


Мы любим учиться,
 Хотим мы все знать,
Чем больше узнаем,
 Тем сильнее станем!

  • Почему сегодня у нас такой девиз?
    - Что значит сильнее станем? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в    своих знаниях)
    - Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
    - Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Мы теперь во 2 классе ! Нас осень встретила у дверей школы  и часто приходит к нам на уроки.
    - Сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

2  лист

II Повторение.


-
Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем)

 -      Посмотрите на экран. Прочитайте письмо на экране.

                   (слайд 2,  картинка  осени и предложение).                                    

       Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.

   - Что мы прочитали? ( предложение)

   -  Что мы понимаем под предложением?

    (Предложение – это слово или несколько слов,    которые выражают      законченную мысль.

     Слова в предложении связаны по смыслу.

     Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает  к   действию.

 - Как на письме отделить одно предложение от другого?

    (Большая буква в начале предложения и точка,?,!)

 - Что еще мы узнали о предложении на прошлом уроке?

                                     ( слайд 3)

  В каждом предложении есть важное по смыслу слово,

которое выражает главную мысль

  - Чем будем заниматься? (Находить важные слова в предложении).

  - Если важные слова выражают главную мысль, можно эти слова назвать главными?

  • Что будем находить? (Будем находить главные слова.)

3 лист

 III  Новый материал.

(слайд 4, солнышко, светит, ярко, осеннее)

       

                                 1)   На экране 4 слова

 - Составим предложение: 1 ряд — из двух слов,

                                              2 — из 3,

                                              3 — из 4.

 -Что получилось? Прочитаем первое предложение. (Солнышко светит.)

 - Прочитаем второе предложение (Ярко светит солнышко.)     

 - Чем второе предложение отличается от первого? (Во втором предложении уточняется, что солнышко светит ярко)

 - Прочитаем третье предложение (Осеннее солнышко ярко светит.)

 - Чем третье предложение отличается от второго? (В третьем предложении уточняется, что солнышко осеннее)

 

                                              (Слайд 5)

                          Солнышко светит.

                        Ярко светит солнышко.

                       Осеннее солнышко ярко светит.

 -  Какие слова употребили все? (Солнышко светит)

 - Какие слова в этих предложениях главные? (Солнышко светит)

 - Почему? (Они выражают основную мысль)

                       

                               2)     Работа в тетрадях.

 - С красной строки запишите третье предложение. Вопросы к главным    словам.

 - На какой вопрос отвечает «солнышко»: кто или что?

 -Подчеркните по линейке слово «солнышко» одной чертой.

На какой вопрос отвечает слово «светит»?

Подчеркните по линейке слово «светит» двумя чертами.

   4 лист

- Было 4 слова, мы их обьединили в единое целое — в предложение и они все стали в одной команде,членами одной команды, которые помогают друг другу лучше передать мысль. А команда называется предложение. Значит они стали членами предложения.  У каждого слова свое назначение .

                            3)         (слайд 6)

               Когда слова обьединяются в предложение,

              каждое из них становится одним из членов предложения.

               У каждого члена предложения свое назначение.  

          - В каких членах предложения заключена основная мысль? (главных членах)

 -  Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (основа) 

 - Что заключается в основе предложения? (главный смысл)

                                 

 -Итак, слова, в которых заключается главный смысл предложения, называют главными членами предложения. Они составляют основу предложения.

                                                ( слайд 7)

                          В предложении всегда есть главные члены.

                          Они составляют основу предложения.

                           В  ней заключается главный смысл предложения.  

                                                     

                                                  (слайд 8)

  4) Тема:   Главные члены предложения. Основа       предложения.

                                     

                                                 IV    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вдруг закрыли небо тучи,                

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

                                             

                                              ( Слайд 9) 

                                         (картинка с дождем)

                                                                                                                                                      

                                                4 лист

                      V  Первичное закрепление.   Работа в парах.                              

                                                           

                                               (слайд 10)

                                         ( журавли улетают.)

      1)- С наступлением осени перелетные птицы покидают наши края.

                                  ( Осенью журавли улетают на юг.)

 -Возьмите в руки полоску бумаги, которую я вам дала. Закройте полоской слово «журавли» и прочитайте предложение.

"Осенью улетают на юг"

 - Изменился смысл предложения? Понимаем ли мы о ком идет речь?

 -Закройте полоской бумаги слова "журавли улетают".

 - Прочитайте, что получилось."Осенью на юг." Понятен ли смысл?

  -Теперь закройте полоской бумаги слово «улетают».

 - Прочитаем предложение "Осенью журавли на юг" .Понимаем ли мы, о чем идет    речь?

 -Таки образом мы убедились, что в этом предложении главными членами являются   слова «журавли улетают», так как они составляют основу предложения, в них  заключается главный смысл.

 - Записываем, подчеркиваем. Продолжим работу над этим предложением. Поставим вопрос от выделенных  слов к остальным словам в предложении.

 - Улетают когда? (осенью)

 - Улетают куда? (на юг)

  -Какую роль в предложении выполняют остальные члены? (Они поясняют,  уточняют главные члены предложения)

         2)- Возвращаемся к нашему предложению о ветерке.  Найдем основу предложения. Вопросы  к другим членам предложения зададим.

 ( по времени — письменно или устно)

                                                    (слайд 11,  о ветре )

      -   Если есть главные, значить есть и неглавные. О неглавных мы поговорим на сл уроке.    

 5  лист

     VI Закрепление. Работа в парах.

     -     Что происходит в природе осенью с листьями на деревьях?

    1)   На столах карточки с заданием.

                                                                                                                                                      -  Вставь cлово  в каждое предложение. Подчеркни главные члены предложения, основу.

.…… засыпает дорожки узкими лодочками.

…….. сыплет золотые монетки.

……. роняет желтые и красные звёзды.

…….. сбрасывает темные фонарики.

        Слова для справок: дуб, ива, береза, клен.

 

  2)Проверка, демонстрация слайдов.

                (Слайд 12, 13, 14, 15 : ива, береза, клен, дуб)

                           VII Подведение итогa, оценки.

-  Какие члены предложения составляют основу предложения?(главные)

- Какую роль играют главные члены предложения? (заключена главная мысль)

 - Может ли предложение быть без основы?( предложение без смысла не бывает, в основе главный смысл)

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником (или учителем).

                             В каждом параграфе, в каждом рассказе,

                             В сказке и в песне, даже во фразе —

                             Ты только вдумайся, только всмотрись —

                             Кроется самая главная мысль.

                             Она не всегда открывается сразу.

                             Строчка за строчкой, фраза за фразой —

                             Ты только вдумайся, только всмотрись —

                             Откроется самая главная мысль.

                              VIII Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель урока мы перед собой ставили?
( учились находить в предложении главные члены).
- Достигли цели? (Да)
- У нас свое осеннее дерево. Мы сейчас развесим свои листья знаний. Оцените свою работу на уроке, используя цветные листья.

   Я все понял и могу объяснить соседу   - зеленый

   Я все понял, но остались вопросы      - желтый

    Мне надо еще подумать  - красный

                                 Осеннее дерево с листьями          

                                       Урок окончен.

 

                                                  Доп -но

  Слова рассыпались, составить, записать, подчеркнуть. Проверка.

 -  Найди грамматическую основу.

                 Серый заяц грызёт вкусную морковку.

 



Предварительный просмотр:

Учитель: Гильмизянова Марина Георгиевна

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Знакомство со звуками [г] [г'], буквами Г, г.

Цель: познакомить со звонкими согласными звуками [г] [г'],буквами Г, г;

           упражнять в распознавании звуков в словах;

           развивать умение читать слоги с данными буквами;

           закреплять умения:

           распознавать гласные и согласные звуки,

           печатать слова, делить слова на слоги,

           определять в словах ударение;

           развивать умение читать плавно-слоговым способом;

           учить работать с текстом.  

Оборудование: доска, интерактивная доска,

          фрагменты видеозаписи «Русский язык для 1 класса» с участием героев       детской передачи «Спокойной ночи,малыши»,

           учебник «Азбука», диск «Азбука,1 класс» ,

           слайды к уроку,цветные кружочки, цветные карандаши,тетради,

           рисунок гриба с буквами для каждого.

      Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного.

           На доске: а о у и ы э

                            м с н л т к р в п

           Чтение букв, звуков

           (гласные, согласные; звонкие, глухие; твердые, мягкие)

3. Знакомство с новыми  звуками и буквами.

           Просмотр фрагмента из видеозаписи с участием героев «Спокойной  ночи,малыши».

- С каким новым звуком столкнулись наши герои?

          - Гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

4 .Определение твердости -мягкости у нового звука.

Загадка

          Землю пробуравил,корешок оставил,

        Сам на свет явился,шапочкой прикрылся.

                                                       (гриб)

                                        много? (грибы)

          Составляем схему слова грибы, ударение, деление на слоги, твердость

          звука.    

          Загадка

                                           Музыкальный инструмент на нашу букву.

                                                      (гитара)

           Схема слова на доске, деление на слоги, ударение, мягкость звука.

           Вывод о мягкости- твердости.

5. Физминутка. Игра «Отгадай звук».

6.Чтение слогов,слов с новой буквой.

        ги га гу го  гы

        гол гул луг рог

        нога  игра  гора  грибы  круг

        голова  круги   вокруг вагоны   кругом

7. Игра « Какой предмет лишний?».

       галка гриб гусь грач

8. Работа с учебником.

      Чтение текста детьми самостоятельно,цепочкой вслух,учителем;

      работа по содержанию;

      заголовок.

9. Физминутка. Игра «Найди звук».

10. Слова — антонимы. Игра «Великие упрямцы».

       холодное -

       чистое -

       тихий -

       веселый -

11. Индивидуальная работа. Игра «Найди букву «г» у гриба.

12. Беседа о грибах.

      -Какие грибы знаете?

      - Все ли грибы можно употреблять в пищу?

      - На какие группы можно разделить грибы?

       -Грибы съедобные и несъедобные. (показ слайдов)

      Правила сбора грибов:

         1. Срезай только тот гриб,который знаешь.

         2. Не пинай, не топчи гриб, который тебе не нужен. Он пригодится        

             жителям леса.

13. Родственные слова.

 Гриб,грибы,грибочек,грибник,грибной.

           -Что общего у всех этих слов?

14. Игра «Прочти слова».

      -ора, и-олка,кни-а, доро-а, сне-овик.

 15. Беседа. « Зима. Зимние забавы. Зимние гости. Забота о птицах».  

          -Когда можно лепить снеговика?

          -Из    чего? Когда бывает снег?

         - Какие   зимние забавы вы знаете?

          -Какие гости появляются у нас зимой?

       Загадка

                  Красногрудый ,чернокрылый любит зернышки клевать,

                  С первым снегом на рябине он появится опять.

                                                               (снегирь)

            -Почему снегиря назвали снегирем?

            Родственные слова:снег,снегирь,снеговик.

            Забота о птицах зимой.

16. Обобщение.

          - Есть ли в слове «снегирь» наш новый звук? Мягкий или твердый?

           -Что нового узнали на уроке?

17. Игра «Где прячется звук ? Найди и прикоснись».

            Упражнения из диска к  «Азбуке» на интерактивной доске.



Предварительный просмотр:

Учитель: Гильмизянова Марина Георгиевна

Праздник "Прощание с первым классом"

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник – Праздник прощания с 1 классом! Он очень радостный, но немного и грустный: ведь первый класс бывает только один раз в жизни.

Вот и закончился ваш первый учебный год в школе! Он был для вас непростым! Утренний подъём, когда так хотелось ещё минутку полежать в кровати; уроки, на которых нужно было писать, считать, читать и внимательно слушать; ссоры с одноклассниками на перемене и дружба на уроках; маленькие первые победы и разочарования – всё это было в этом незабываемом учебном году, когда вы стали школьниками!

Ученик: На прощание с первым классом

               Собрались мы всей семьей.

             Мамы все грустят в сторонке, 

             Папы улыбаются:

             То ли кончились заботы,

             То ли начинаются!

Ученик: Вот он пришел – последний школьный день!

               А май-волшебник, поглядите сами!

               Усыпал щедро нежную сирень

               Лиловыми душистыми цветами!

Ученик: И кружит в танце тополиный пух,

               И шелестит листвою майский ветер.

               И хочется сказать нам громко, вслух:

               «Ах, как чудесно жить на белом свете!»

Ученик: И вот заходят в класс ученики,

               Как никогда, торжественны их лица.

               Серьёзны и важны озорники,

               Хотя уже не надо им учиться.

Ученик: Не надо над задачками корпеть,

               Бояться на диктанте провалиться,

               Зато сегодня нужно песни петь,

               Стихи читать и дружно веселиться!

               И повод для веселья есть у нас.

               Окончили сегодня первый класс.

Ученик: Год назад осенним утром

               Отворила школа дверь.

               Приняла школа нас,

               Приняла в первый класс.

Учитель:  Давайте вспомним, как это было девять месяцев назад.

Песня «Круто ты попал» (1А и 1Б)

Ученик: Дома сверкают окнами,
              Кругом шары, банты.
              Все суетятся, бегают,
              Спешат купить цветы.

Ученик: Мамуля в модном платье,
              На пальцах – маникюр,
              Наряд – как от Версаче,
              А может, от Кутюр.

Ученик: Мой папа в новом галстуке,
              С блестящими щеками,
              С сияющей улыбкой
              Помчался за цветами.

Ученик: И вот во двор осенний
              Спустилась вся семья.
              Соседи, как героя,
              Поздравили меня.

Ученик: Идем вдвоем с букетом
              Немного впереди,
              А сердце часто-часто
              Стучит в моей груди.

Ученик: Какой он – мой учитель?
              Наверное, высокий,
              Конечно, очень сдержанный,
              Возможно, даже строгий?

Ученик: Невероятно добрая,
              С лучистыми глазами
              Учительница первая
              Беседовала с нами.

Ученик: Все слушали внимательно,
              Где нужно дополняли.
              И очень много важного
              Мы в этот день узнали.

Ученик: У каждого в жизни единственный раз

               Бывает свой первый, свой памятный класс.

               И первый учебник, и первый урок,

               И первый заливистый школьный звонок.

               И первый наставник - наш первый учитель,

               Что дверь распахнул на дорогу открытий!

 Ученик: Мы были все смешными малышами,

               Когда вошли впервые в этот класс.

               И, получив тетрадь с карандашами,

               За парту сели первый в жизни раз.

                                                        (Дети 1А садятся в зал)

 Ученик: Первый класс, как первый шаг!

               Мама говорит: «Он трудный самый!»

               Ну, а старший брат смеется:

               «То ли еще будет, малый!»

Песня: « То ли еще будет». (1Б)

 Учитель: Все ребята знают, с чего начинается урок в нашем классе. Конечно же с наведения тишины.

Ученик: В нашем классе тишина
              Почему-то не слышна:
              То линейка упадет,
              То резинка пропадет.
              То Артем наш вдруг под партой
              Чей – то карандаш найдет!
              "Рты закрыли, сели ровно! -
              Оксана Васильевна говорит,-
              Будем слушать тишину!"
              Я чего-то как вздохну,
              Засмеялся Данька сзади.
              "Тише! Тише!" - шепчет Катя.
              Ничего опять не вышло,
              Тишины у нас не слышно.
 

Учитель: А больше всего в школе вам понравились, конечно же, переменки!

Звенит звонок.

Ученик: Непременно! Непременно

               Зазвонит сейчас звонок!

               Перемена! Перемена!

               Сколько радости для ног!

Ученик: Успеваем целым классом

               Мы устроить тарарам,

               Выдрать пуговицы с мясом,

               Похудеть на килограмм!

Ученик: Громыхает кабинет,

               Лестница шатается.

               Это тихий первый «Б»

                В столовую спускается.

Сценка «Кто кого обидел первый» В.Орлов:

Учитель: Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

Учитель: Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

Учитель: Вы же раньше так дружили?

- Я дружил.

- И я дружил.

Учитель: Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

Просим их помириться.

Ученик: Смех и слёзы, радость и печаль

               За год довелось нам испытать.

               Но стараний наших нам не жаль,

               Книги нам легко теперь читать.

 Желаете ещё поиграть?
Игра на внимательность.
(Дети отвечают хором на каждый вопрос учителя: «Это я, это я, это все мои друзья!»)

1. Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
2. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
3. Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
4. Кто из вас, из малышей, грязный ходит до ушей?
5. Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
6. Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
7. Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?

 Танец исполняют девочки 1 А класса

Диалог двух учеников:
1-й ученик: Да, бедные наши мамы и папы!
2-й ученик: А чего это они бедные?
1-й ученик: Сидят, смотрят на нас и, я заметила , плачут!
2-й ученик: Плачут? Так это им на сцену хочется! Давай им дадим такую возможность?
1-й ученик: Ладно , пусть поиграют. Когда ещё у них такая возможность будет!

Конкурс для родителей.

1. В котором часу заканчиваются 4 урока?
2. Как зовут воспитателя группы продленного дня?
3. Сколько было собраний за год?
4. Вспомните расписание уроков своего ребёнка в понедельник.
5. Сколько детей в классе, в котором учится Ваш ребёнок?
6. Сколько уроков физкультуры в неделю было у Вашего ребёнка?
7. Как зовут директора школы?

1-й ученик: Видишь, какие у нас родители? Всё про нас знают, во всём хотят помочь.
2-й ученик: Мы их очень любим и хотим, чтобы нашим мамам и папам хотелось быть с нами всегда, вот так, как сегодня!

Учитель: Ребята! Давайте скажем родителям «спасибо» за то, что в любую минуту, грустную и радостную, они всегда с вами. За то, что помогали нам, учителям. Без их помощи нам бы пришлось очень трудно.(Дети хором громко говорят: «СПАСИБО» )

   В благодарность мы  дарим вам танец.

    ( Дети 1 Б класса исполняют)

Ученик: Трудно детей своих воспитать –
              Многое нужно для этого знать.
              Родителям мы хотим пожелать:
              Детям всегда во всем помогать,
              В школу с утра ребенка собрать,
              Напутствия добрые вовремя дать,
              Умную книжку успеть прочитать.
              А в выходной не забыть погулять,
              Чтобы болезней всех избежать.
              Надо еще детей закалять,
              Собрания также все посещать,
              Школе по мере сил помогать.
              А главное – без сомненья
              Все. Желаем мы вам терпенья!

Ученик: Дни промчались чередой веселой,

               Мы закончили свой первый класс,

               Но нигде забыть не сможем песни наши,

               Никогда забыть не сможем вас!

Песня (1А) Школа, школа..

(Дети рассаживаются,проводим викторину.)

Учитель: А вот как вы внимательно читали книги, мы сейчас узнаем.
Викторина по прочитанным произведениям "Назови сказку".

«…Я – великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир…»
(К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

«…Остров на море лежит,
Град на острове стоит:
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами…»
( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

«…Только вдруг из чащи тёмной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поёт…»
(С. Маршак «Теремок»)  

Учитель: Молодцы, справились с заданием!

Ученик: Вот и закончен последний урок,
                 Последний звенит в коридоре звонок.
                 Мы – сумки под мышку и мчимся вприпрыжку,
                 И  дружно шагаем  за школьный порог.
                 А там за порогом, листвой шевеля,
                 Качаются клёны, шумят тополя,
                 И значит всё это, что начато лето,
                 Что вас ожидают леса и поля.

Ученик: Но где бы я ни был,
              Куда бы ни шел,
              Каких бы я новых друзей ни нашел,
              На речке и в поле
              Я помню о школе,
              Я помню, что я
              во второй класс перешел.

Ученик: Умею читать я, умею считать я,
              Умею на карте Москву показать.
              Мы с песней веселой
              Простимся со школой,
              Чтоб осенью в школу
              Вернуться опять.

Ученик: Мел, доска, картина, карта
              Вместе с нами подрастут.
              Чуть повыше станут парты,
              Вместе с нами перейдут!

Ученик: А учительницу что же,
              Разве бросим мы с тобой?
              Нет, учительница тоже
              Переходит во второй!

Ученик: Вот и кончились уроки.
              Вот каникулы настали.
              До свиданья, школа,
              Мы теперь уже с тобой
              Встретимся нескоро!

Ученик: Первый класс!
              В первый раз
              Год назад ты принял нас,
              Перешли мы во второй
              И прощаемся с тобой!

Ученик: Мел, доска, картины, карты
              Вместе с нами перейдут.
              Чуть повыше станут парты,
              Вместе с нами подрастут!

Ученик: В школе кончены уроки.

 Перешли мы в старший класс.

 Полежать на солнцепёке

 Приглашает море нас.

Ученик: Пусть спокойно в нашей школе

 Спит до осени звонок.

 Здравствуй, травка!

 Здравствуй, поле!

 Здравствуй, солнечный денёк!

Песня (1А и 1Б). Доброе лето.



Предварительный просмотр:

Учитель: Гильмизянова марина Георгиевна  

Прощание с азбукой в 1 классе.

Сценарий внеклассного мероприятия.

       Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами.    Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Ученик 1:

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Ученик 2:

Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Ученик 3:

Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

Ученик 4:

Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

Ученик 5:

Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Ученик 6:

Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети: научились!

Буратино: Ой, какие вы молодцы! Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: Азбука!

Буратино:Я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Азбуку.

Дети соглашаются.

Дети (хором):Азбука!

     Выходит Азбука.          Здравствуйте, ребята!

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.

Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?

Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

 Буратино:Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.

Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?

Дети: Да!

                                      Исполняем песню «Азбука». 1А и 1 Б.

                                                        Дети рассаживаются.

   

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком

Азбука: Буквы – значки, как бойцы на парад,
             В четком порядке построены в ряд.
             Каждый в условленном месте стоит.
              А называется все – ( хором) алфавит!

Ученики выходят  и  читают стихи из азбуки первую половину.

А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.

В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.

И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.

Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.

П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.

С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.

Учитель:  Перемена,перемена!!

                  Вы все дружно отдохните

                  И наш танец посмотрите.   ( Танцуют девочки.)

             Продолжаем читать стихи о буквах.

Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.

У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.

Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.

Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!

Азбука: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).

             Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.

Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!

Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!

Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!

Азбука: Все эти буквы заучи.
            Их три десятка с лишком.
            А для тебя они – ключи
            Ко всем хорошим книжкам.
            Прочтёшь ты книги о зверях,
            Растеньях и машинах.
            Ты побываешь на морях
            И на седых вершинах.
            Тебе чудесные края
            Откроет путь от “А” до “Я”!

Учитель: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.

               Отгадайте буквы по их описанию.

Дети читают стихи

1. Вот два столбика наискосок,
  А между ними поясок.
  Ты эту букву знаешь? А?
   Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –
  Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:
  Кто такой, загородив дорогу,
  Стоит с протянутой рукой,
  Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,
   Она совсем как цифра три….

5.Ты с этой буквою знаком:
  Стоят два колышка рядком,
   А между ними поясок,
   Протянутый наискосок…

     Физминутка.

Учитель: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.

Я всех знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учится. (Книга)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? 
(Тетрадь)

Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком,
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш)

Я люблю прямоту
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка)

Если сломан карандаш
Я помощник первый Ваш
Я как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу.
(Точилка)

 А сейчас послушаем детей 1 б класса

 Дети поют песню

   Библиотекарь школы

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор …

2. Бабушка девочку очень любила,
   Шапочку красную ей подарила
  Девочка имя забыла свое,
  Вы подскажите, как звали ее?

3. Всех он любит неизменно
 Кто к нему не приходил
 Догадались это Гена,
 Это Гена …

4. У отца был мальчик странный,
  Необычный, деревянный.
  Он имел предлинный нос.
  Что за сказка? Вот вопрос?

Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: А это мой сюрприз. Я принесла ребятам другую книгу для чтения. Она называется Литературное чтение. (показывает книгу) Надеюсь вы подружитесь. Но и меня  не забывайте. Ведь я  первая ваша книга, по ней вы научились читать.

Учитель: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.

Сегодня праздник необычный

  Спасибо ,Азбука, тебе

  Ты столько знаний подарила,

  Мы будем помнить о тебе.

  Закончена Азбука.
 Буквы мы знаем.
 Стихи и рассказы
 Свободно читаем.
 Добру нас учила
 Русская речь.
 И мы её будем
 Любить и беречь!

                                   

1. Буквы, слоги и загадки
  В доброй Азбуке живут.
 По ступенькам постепенно
 В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
  Знаем слоги и слова.
 Скажем Азбуке спасибо –
 Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
  Мы тебя за все благодарим!
 Говорим тебе мы – до свиданья!
 Здравствуй! – новой книге говорим.

Азбука уходит

4. Как хорошо уметь читать!
   Не надо к маме приставать .
  Не надо бабушку трясти:
 “Прочти, пожалуйста! Прочти!”
  Не надо умолять сестрицу:
 “Ну, прочитай ещё страницу!”
   Не надо звать, не надо ждать,
   А можно взять и прочитать!
   И вот за это Азбуке
   Я говорю, благодарю!

           

Учитель

Всем мы сегодня говорим
“Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарки дарим.

  1. В заключении нашего праздника 1 а класс споет песню« Первый   раз в 1 класс...



Предварительный просмотр:

Учитель: Гильмизянова Марина Георгиевна

«КРАСНАЯ ГОРКА»
(Сценарий  русского народного обряда)

Звучит народная мелодия, в центр выходят Татьянка и Ванька.

ВАНЬКА: Здравствуй, Танька!
ТАНЬКА: Здравствуй, Ванька!
ВАНЬКА: Как живешь?
ТАНЬКА: Да помаленьку!
ВАНЬКА: Что-то ты не весела!
ТАНЬКА: Как-то нынче стало скучно. Неуютно, нерадушно!
ВАНЬКА: В самом деле? Ну и ну!
ТАНЬКА: Позабыли старину!
Помнишь, как при всем народе, мы ходили в хороводе,
Как на игрищах рядились,
На вечерках веселились,
А теперя скукота,
Да и публика не та!
То ли ритмы надоели,
То ль проблемы одолели, –
Не умеем отдыхать!
ВАНЬКА: Хватит охать-причитать!
Ты, Татьянка, не права,
Старина – она жива!
Не вздыхай ты так слезливо,
Это дело поправимо!
Собирайся живо в путь –
Надобно тебя встряхнуть!

ТАНЬКА: Только как туда дойти –
Ноги все собьешь в пути!
Как добраться, говори!
ВАНЬКА: Очень просто! Раз! Два! Три!

 С разных сторон под песню выходят участники обряда и поют ЗАКЛИЧКИ(песня)


ВАНЬКА:
 Вот и мы уже на месте!
Все готово – честь по чести!
А ты плакала – далеко,
Тут народу вона скоко!
Всем поклон наш и привет!
Танька, слышь ты или нет?!
ТАНЬКА: А что за праздник здесь справляют?
ВСЕ: Красной горкой величают!

- Собрались мы позабавиться да потешиться

- Пошутить, поиграть, посмеяться

- Веселимся, не скучая, только радость в жизни зная

- Здесь весенний праздник ясный – это праздник

ВСЕ: Горки красной
ТАНЬКА: А! Я знаю праздник этот! На этом празднике Весну- красну закликают! Надоела нам зима, надоели нам морозы, да метели. Покличем гостью – Весну!

ВСЕ УЧАСТНИКИ:

Весна, Весна красная! (руки рупором)

Приди с радостью! (поклон)

С великой милостью! (поклон)

Со льном высоким! (руки вверх)

С корнем глубоким! (приседают)

С колосом сильным (встают- руки вверх, пальцы разжаты)

Хлебом обильным (держат каравай)

 «Здравствуй, здравствуй красавица весна!»

 Выходит Весна.

ВСЕ: Весна — красна

Где была?

ВЕСНА: В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила!

ВСЕ: Весна-красна!
На чем пришла?

ВЕСНА: На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоске,

На пшеничном пироге.

ВСЕ:Весна — красна

Что нам принесла?

ВЕСНА:Соху, борону

И кобылку ворону.

Солнца Клочок

Соломки пучок.

Кому крошку, кому ложку,

Всем пшеничную лепешку!

Весна преподносит круглый хлебец и угощает всех.

ТАНЬКА: Мы на горочку пойдем,
Хоровод водить начнем.
А как песню заведем –
Слушает вся улица –
И петух и курица!!!

Игра 1 «Матушка весна»

Двое держат ворота подняв руки вверх, остальные ходят через ворота, держась за руки и поют пеню. На последние слова песни ворота опускают руки и ловят участника. Кого поймали- те тоже становятся воротами. Игра продолжается до тех пор, пока всех не поймают.

- Отворяйте ворота

Идет матушка Весна

Первым март прошел

Всех людей провел

А за ним апрель

Отворил нам дверь

А за ним и май, сколько хошь гуляй

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

ТАНЬКА: Красная горка – девичий праздник. Девушки наряжались, пели песни, танцевали, в игры играли, женихов завлекали.

ВАНЬКА: А парни обливали водой девушек, которые им нравились.

Народ говаривал: «Кто на Красную горку женится, тот вовек не разведется»!

ДЕТИ ГОВОРЯТ ПО ОЧЕРЕДИ:

- Горка Красная пришла

 Смех и радость принесла,

- Хороводы собираем,

 Ведь сегодня мы гуляем!

- Честной народ! Выходи из ворот

Из ворот дубовых, каменных, тесовых,

- Надевай кафтаны, сапоги сафьяны,

Румянься, белись, веселись!

- Как на улице солнышко играет,

Хоровод красных девок прибывает,

- Ох вы, девушки, поиграйте,

А вы парни холостые, девиц выбирайте!

Игра 2 «И шел козел»

Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Все водят хоровод по часовой стрелке, водящий идет против часовой. Звучит песня «И шел козел по лесу»

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. (все останавливаются, водящий выбирает одного участника)

Далее все начинают выполнять действия по словам песни:

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И всё начнём сначала, сначала, сначала.

Пара в кругу обнимается и уже двое ходят по внутреннему кругу. Игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока все не распределятся по парам.

ТАНЬКА: Как на Красную на горку,

Выходил народ гулять,

Показать свою сноровку,

С горки яйца покатать.

ВАНЬКА: Давай народ, становись в две команды, будем яйца в желобках катать! (встают в две шеренги, по очереди катят крашенные яйца вниз, у кого дальше покатилось, тот выиграл)

Игра «Катание яиц по желобу».

 ТАНЬКА: В народе всегда считалось, что катание яиц по весенней земле дарит ей зарождение новой жизни, плодородие.

ВАНЬКА: Настоящий народный праздник у нас получился. Соблюли обычаи и заветы предков.

ТАНЬКА: А это непременно прибавит нам сил, здоровья и радости.

ВАНЬКА: Вот так отмечался на Руси сразу после Пасхи почти забытый сейчас праздник «Красная горка».!!! (Уходят, напевая песню).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки для начальной школы

Разработка урока по кубановедению.Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Статья: Методическая разработка для начальной школы «Читательский дневник» УМК «Школа России»

Основная концептуальная идея «Читательского дневника» придерживается концепции УМК «Школа России», согласно которой российская школа должна стать школой духовно-нравственного р...

Мои методические разработки уроков, начальная школа Дроздова В.А.

ДАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МБОУ ИСОШ...

Методическая разработка "Детям начальной школы о ВОВ"

Методическая разработка «Учащимся начальной школы о Великой Отечественной войне» направлена на особенности изложения познавательного материала о Великой Отечественной войне, который может ...

Методические разработки для начальной школы

В данном разделе представлены: каточки, технологическая карта урока, сценарии...

Методическая разработка для начальной школы - игра по станциям «Знатоки космонавтики» Подготовила воспитатель ГПД ГБОУ школы № 695 «Радуга» Пушкинского района СПБ Комиссарова Татьяна Борисовна

Задачи: повысить интерес к самостоятельному поиску информации по теме космос, обобщить имеющиеся представления детей по теме космос,формировать умение работать в группе....

Методическая разработка для начальной школы (1 кл.) - игровые конкурсы «Морское путешествие», посвященная 23 февраля Подготовила воспитатель ГПД ГБОУ школы № 695 «Радуга» Пушкинского района СПБ Комиссарова Татьяна Борисовна

Задачи: формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины; через игровые технологии обучения и воспитания младших школьников формировать сплоченный коллектив класса; развить...