Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Цель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью слова

Задачи:

  •  познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;

  • актуализировать знания о составе слова и роли морфем;

  • определять роль суффикса в слове;

  • обогащать и расширять словарный запас учащихся;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

УМК «Школа России».

Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

 Цель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью слова

Задачи:

  •  познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;
  • актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
  • определять роль суффикса в слове;
  • обогащать и расширять словарный запас учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;

Планируемые результаты (предметные): познакомятся с новой значимой частью слова – суффиксом, научатся находить его в слове, наблюдать над ролью и значением суффикса в русском языке.

Познавательные УУД

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать и преобразовывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обосновывать выбор собственного решения; подводить итог своей деятельности;

Формирование УУД (метапредметных):

регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу,; организовывают и контролируют свою работу, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности; целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия ;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

личностные – осознают свои возможности в учении;

1Организационный моментМотивация к учебной деятельности. 

Я хотела начать урок с пословицы

«С малой удачи начинается большой  успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

II. Актуализация знаний. 

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
  • Что находится между городом и селом? (и)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
  • Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
  • Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
  • Сколько гласных букв в алфавите? (10)

III. Чистописание

На  доске

корень ,приставка ,окончание

-Что называют эти слова ? (Части слова) Запишите.

-Как думаете, есть ли другие части речи?

IV. Сообщение темы урока. Самоопределение к деятельности.

— Запишите в тетради слово малина, назовите орфограмму (непроверяемый безударный гласный звук в корне слова).

— Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)

— Как называется участок земли, где растут кусты малины? (малинник) (Учитель записывает на доске, а дети – в тетрадях слова малина, малинка, малинник.)

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

- Выделите известные вам части слова.

 — Какую часть в словах вы не выделили? (Часть слова, которая стоит после корня.)

-Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

-Ребята, сформулируйте тему урока. О какой части слова мы будем сегодня говорить?

-Какие задачи мы поставим перед собой? Какое новое знание нам предстоит получить? (Узнать. Что такое суффикс? Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?

-Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке. 

V. Работа по теме урока. 

1. Открытие нового. СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

 2.Формулировка правила:  - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

-Какая это часть слова ? ( Значимая, изменяющаяся)

После чего стоит?(После корня).

Перед чем стоит? (Перед окончанием).

Для чего служит? (Для образования новых слов).

Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3.Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?

Упр.164 с.89 ,упр.165  работа по вопросам и заданиям учебника

4.Работа в группах. Ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Для чего он служит?

Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

VI. Рефлексия
(Работа в парах.)
—    Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
—    Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)
—    По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)
—    Что такое приставка? Для чего она служит?
—    Что такое суффикс? Для чего он служит?
—    Оцените свою работу на уроке.
VI
1 Подведение итогов урока
—    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы

— Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди? А при помощи чего это им удавалось?( С помощью суффиксов).

Давайте, попробуем сказать ласковые имена друг  другу. Какое значение несут суффиксы: -еньк, -ечк, -очк- ?

- Ребята, вы такие молодцы, были сегодня все старательными и внимательными.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"

Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

презентация к уроку русского языка , 2 класс , программа "Школа России". Тема: "Какие слова пишутся с большой буквы?"

Данный урок проведен в  рамках районного методического объединения  учителей; сопровождался презентацией Microsoft PowerPoiht....