рабочая программа по русскому языку, 3 класс УМК "!Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Мозговая Наталья Леонидовна

Даннная программа в полной мере соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_russkiy_yazyk_3kl.doc210.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_k_ktp_po_russkomu_yazyku_3_kl.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по русскому языку.  

                                   

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть – 35 часов

Язык и речь – 3 часа.

1-2

Наша речь. Виды речи.

Стр. 6-7 Упр 1-4

2

01.09-2.09

 3

Наш  язык.

Стр 8-10 Упр5-10

1

03.09

Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 часов

4

 Текст. Типы текстов.

Стр 12-14 Упр11-12-13-14

1

07.09

5

Что такое предложение? Предложения по цели высказывания.

Стр 15-16-20 Упр 17-19, 20-26

1

08.09

6

Виды предложений по    интонации.

Стр 20-23  упр27-30

1

09.09

7

Предложение с обращением.

Стр 24-26 упр34-36

1

10.09

8–

9

Главные и  второстепенные члены предложений.

Стр 26-29 упр37-42

Упражнение в разборе предложений по членам предложений.

Стр29-30  упр43-47

2

14.09

15.09

10

Простое и сложное предложение.

Стр31-34  упр 48-56

1

16.09

11

Что такое словосочетание?

Стр 35-37  упр 57-62

1

17.09

12

Диагностическая контрольная работа.

Тема «Предложение»

1

21.09

13

14

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.  Простое и сложное предложение.

2

22.09

23.09

Слово в языке и в речи (18 ч)

15

Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные.

Стр 40-42  упр 64-67

1

24.09

16

Синонимы и антонимы.

Стр  42-44 упр68-74

1

28.09

17

Омонимы.

Стр 45- 46 упр75-78

1

29.09

18

Слово и словосочетание.

Стр 47-48  упр79-82

1

30.09

19

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

Стр 49-51, 53-54 упр83-87, 89-92

1

01.10

20

Части речи.

Стр53-54  упр 89-92

1

05.10

21

Имя существительное. Местоимение.

Стр55- 56 упр93-97

1

06.10

22

Части речи. Имя прилагательное.

Стр 57- 58 упр98-100

1

07.10

23

Подробное изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

Стр.52   упр.88

1

08.10

24

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Части речи. Глагол.

Стр58  упр 101=-102

1

12.10

25

Имя числительное как часть речи.

Стр 59-60  упр103-106

1

13.10

26

Однокоренные слова.

Стр 61- 62 упр107-111

1

14.10

27

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

Стр  63-64 -упр112-116

1

15.10

28

Согласные звуки и буквы.

Стр65-66  упр117-121

1

19.10

29

Упражнение в написании слов со звонкими и глухими согласными. Разделительный мягкий знак..

Стр 67-68-71 упр 122-124, 125-129

1

20.10

30

Обучающее изложение.

1

21.10

31–

32

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи».

Работа над ошибками.

Обобщение изученного Стр74-75 Упр 130-132

2

22.10

26.10

Состав слова (14 часов)

33

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Стр75- 77  упр133-137

1

27.10

34

Сложные слова. Формы слова. Окончание . Стр77-81   упр 138-146

1

28.10

35

Упражнение в нахождении окончаний.

Стр 81-82 -83 упр147-150, 151-152

1

29.10

2 четверть – 28 часов

Состав слова (14 часов)

36

Приставка. (общее понятие).

Стр 84-85  упр153-154

1

09.11

37

Значение приставок

Стр 85-86-87 упр155, 157-163

1

10.11

38

Суффикс (общее понятие).

Стр 89- 90 упр164-167

1

11.11

39

Суффикс – значимая часть слова.

Стр91- 92, 93-94 упр168-172, 173-176

1

12.11

40

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Стр94  Упр177

1

16.11

41

Основа слова. Работа над ошибками.

Стр 95-  упр 178-179

1

17.11

42–

43

Упражнение в разборе слов по составу. Обобщение изученного.

Стр  96-99 упр180-190

2

18.11

19.11

44

Обучающее изложение повествовательного текста.

1

23.11

45

Контрольный диктант по теме «Состав слова».Стр 99  упр 191

1

24.11

46

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о составе слова.

 Стр  100-103 Упр 192-193

1

25.11

Правописание частей слова – 23ч.

47

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

Стр 104- 105 упр194-196

1

26.11

48

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Стр  106-107 Упр197-200

1

30.11

49

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми   безударными гласными в корне.

Стр 107 -108  упр201-204

1

01.12

50

Правописание слов с парными согласными в корне.

Стр 111-113 упр208-212

1

02.12

51

53

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. Безударная гласная.

Стр 113-116 упр213-222

2

03.12

07.12

53-

54-

55

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр 117-121

упр223-232

3

08.12

09.12

10.12

56-

57

Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр 121-123  упр233-238

2

14.12

15.12

58

Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек\-ок.

Стр 124-126

упр 239-244

1

16.12

59

Упражнение в правописании суффиксов.

Стр 127-128 упр245-249

1

17.12

 

60

Правописание приставок и предлогов.

Стр 129- 131-134 Упр 250- 257-263

1

21.12

61

Контрольный диктант по теме: «Правописание частей слова»

1

22.12

62

63

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Правописание приставок и предлогов.

3

23.12

24.12

3  четверть – 38 часов

64

Правописание приставок и предлогов.

11.01

65

Правописание приставок и предлогов.

Стр 129- 131-134 Упр 250- 257-263

1

12.01

66

Слова с разделительным твердым знаком.

Стр 134-136  упр264-268

1

13.01

67

  Слова с разделительным твердым знаком.

Стр 134-136 -упр264-268

1

14.01

68-

69

 Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

Проект «Составляем орфографический словарь»

Стр  136-141 Упр 269-279

2

18.01

19.01

Части речи (63 часа)

70

Учебник  «Русский язык»  часть 2

Части речи. Стр 3-6 упр1-7

1

20.01

Имя существительное (27 час)

71

Имя существительное как часть речи.

Стр. 8-10 упр.8-11

1

21.01

72

Имя существительное и его роль в речи.

Стр. 10-11 упр.12-14

1

25.01

73

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Устаревшие слова.

Стр. 12-14 упр.15-20

1

26.01

74

Обучающее изложение повествовательного текста.

Стр 14-15 Упр 21

1

27.01

75

76

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные.

Стр 15-17 Упр22-27

2

28.01

01.02

77

Изменение имен существительных по числам.

Стр 20-22 упр28-34

1

02.02

 

78

Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи.

Стр 23-24 Упр35-38

1

03.02

79

Род имен существительных

Стр 25упр 39-

1

04.02

80

 Род имён существительных

Стр  26 упр40-42

1

08.02

81

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

Стр  27-29 упр 43-47

1

09.02

82

Имена существительные общего рода.

Стр 29-30 Упр48-50

1

10.02

83

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Стр 31- 33  упр51-57

1

11.02

84

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

Стр 33-35 упр58-63

1

15.02

85

Контрольный диктант по теме: «Род и число имён существительных»

1

16.02

86

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).

Стр 36- упр 64

1

17.02

87

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных

Несклоняемые имена существительные.

Стр 37-41 Упр65-72

1

18.02

88

Именительный падеж имен существительных.

Стр 42-43 упр 74-76

1

22.02

89

Родительный падеж имен существительных.

Стр 43- 45 упр77-81

1

24.02

90

Дательный падеж имен существительных.

Стр 46-47 Упр 82-85

1

25.02

91

Винительный падеж имен существительных.

Стр 48-49 упр 86-89

1

01.03

92

Творительный падеж  имен  существительных.

Стр 50- 52-96 упр  90-94-96

1

02.03

93

Предложный падеж имен существительных.

Стр 54-55 упр  97-100

1

03.03

94

Подробное изложение повествовательного текста.

Стр 56  упр 101

1

04.03

95

Обобщение знаний  о  падежах имен существительных.

Стр 57-59 упр 102-107

1

09.03

96

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы».

Стр 62 упр 108

1

10.03

97

Работа над ошибками, допущенными при написании сочинения.

1

11.03

Имя прилагательное (16 часов)

98

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Стр 64-66 -упр 109-115

1

15.03

99

Значение и употребление имен прилагательных в речи. Сложные прилагательные (общее представление).

Стр 67-68- 70 упр116-117-118

1

16.03

100

Текст описание. Отзыв по картине (общее знакомство).

Стр 68 -69 упр119-120- 121

1

17.03

101

Контрольный диктант  по теме: «Правописание»

1

18.03

4 четверть – 32 часа

102

Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по родам.

Стр 72-74 упр124-128

1

29.03

103

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Стр 75-76 Упр129-132

1

30.03

104

 Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Стр  77-  упр 133-134

1

31.03

105

Изменение имен прилагательных по числам.

Стр80-81  Упр138-140

1

01.04

106

Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.

Стр 81-82-84 упр 141-142, 143-146

1

05.04

107

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

Стр  84-86-87 упр 147- 152-153

1

06.04

108-

109

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Стр 89

2

07.04

08.04

110

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».  Стр. 88 упр. 154

1

12.04

111

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма.

1

13.04

112

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

1

14.04

113

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

15.04

Местоимение (5 часов)

114

Личные местоимения (общее представление).

Стр 92-94  упр 156-160

1

19.04

115

Изменение личных местоимений по родам

Стр 95 -упр 161-162

1

20.04

116

Местоимение.

Стр у96 - 97 - упр163-165- 166

1

21.04

117

Ознакомление с особенностями текста-письма.

Стр 97-98упр 167

1

22.04

118

Комплексная работа

1

26.04

Глагол (14 час)

119

Понятие о глаголе как части речи.

Стр 100-103 упр 169- 175

1

27.04

120

Значение и употребление глаголов в речи

Стр  103 – 104- 105 упр176-177- 179-180

1

28.04

121

Глаголы в неопределенной форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.

Стр 106-107 упр 181-185    Стр 108 Упр 186-188

1

29.04

122

Промежуточная аттестационная работа.

1

04.05

123

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Стр 109-110  упр189-190- 194

1

05.05

124

Времена глаголов.

Стр 111-113 упр 195-198

1

06.05

125

Упражнение в определении времени глагола. 2-е лицо  

Стр 113-116 упр119- 204

1

11.05

126

Упражнение в изменении глагола по временам.

Стр116 -119 упр205-212

1

12.05

127

Подробное изложение повествовательного текста.

Стр 120 упр 213

1

13.05

128

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

 с 121-124 упр 214-220

1

17.05

129

Частица не с глаголами.

Стр 124-128 упр 223-234

1

18.05

130-

131

Обобщение знаний о глаголе.

Стр 129- 130 Упр 221, 235-236

2

19.05

20.05

132

Контрольный диктант по теме «Глагол» (годовой)

1

24.05

Повторение (4 часа)

133

134

135

136

Работа над ошибками.

Повторение. Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении.

1

3

25.05

                                                                                                

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку 3 класс ФГОС НОО.

Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  • Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
  • Основная образовательная программа начального общего образования для 1-4 классов  Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
  •  Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы Канакина В.П., Горецкого В.Г.. (Канакина В.П., Горецкий В.Г. : «Русский язык»,  издательство Просвещение, 2012.)  Для реализации программы используется учебник авторов:  Канакина В.П., Горецкий В.Г.   Москва, издательство  «Просвещение», 2015.

             Программа рассчитана на 4 часа – федеральный компонент, 136 часов. В соответствии с годовым календарным графиком  на 2021-2022  год 133 часа. Темы раздела «Повторение» объединены и реализованы за счёт блоковой подаче материала.

     Цели курса русского языка в начальной школе

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

   Задачи:

  • формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
  • формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции;
  • формирование заботливого отношения к качеству своей речи;
  • формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Планируемые результаты изучения учебного курса русского языка в 3 классе.

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

  • проявлять   свою этнической принадлежности;
  • проявлять  чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • понимать об окружающем мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысливать необходимость бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавать положительное отношение к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • получать представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • показывать положительное отношение к языковой деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  выполнять  языковые и речевые задания и в проектную деятельность;
  • понимать нравственное содержание поступков окружающих людей, ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;
  • принимать  чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • показывать этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • сотрудничеству с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • бережному  отношению к материальным ценностям;  интересу к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

           Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

           Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты.


Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся научится:

  • понимать значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • уважительному отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • пониманию русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальному представлению о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • умению выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладению первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • примененинию орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать первоначальные умения проверять написанное;
  • учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения

        основных содержательных линий программы

        

Развитие речи

  1. Обучающийся научится:
  2. участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  3. строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  4. (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  5. пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  6. различать устную и письменную речь;
  7. различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  8. отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  9. анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  10. понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  11. читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  12. составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
  13. Обучающийся получит возможность научиться:
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

            Система языка

        Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

           Лексика

        Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

          Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

            Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

           Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

           Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания:
  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • — применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
  •  безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
  •  писать(печатать) под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

 

Содержание курса русского языка 3 класса.

Тема №1.   Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема №2.  Текст, предложение, словосочетание (11 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)

         Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                   

Тема №4. Состав слова (14 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Тема №5. Правописание частей слов.  (22 ч)

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема №6. Части речи: Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. (69 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.  Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

График выполнения практической части программы.

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Диктант

Изложение

Сочинение

Промежуточная аттестация

Язык и речь

3 часа

Текст. Предложение. Словосочетание.

11 часов

18.09

Слово в языке и речи.

18 часов

08.10

22.10

21.10

Состав слова.

14 часов

13.11

24.11

20.11

22.12

Правописание частей слов.

23 часа

Части речи.

1 час

Имя существительное

27 часов

27.01

16.02

04.03

09.03

Имя прилагательное

16 часов

17.03

08.04

13.04

Местоимение

5 часов

Глагол

14часов

22.04 комплексная

29.04

07.05

18.05

Повторение

4 часа

136 часов

Приложение

Материально-техническое обеспечение.

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

1.1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1.2.

Примерная программа начального  общего образования. Русский язык. М.:  Просвещение, 2012.

1.3.

УМК.

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2015. — (Школа России).

2. Пособие «Рабочая тетрадь» Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь:3кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. М. Просвещение, 2015. — (Школа России).

3. Методическое пособие, электронное приложение. Канакина В. П. Русский язык: 3 кл.: Электронное приложение к учеб. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD). — М.: Просвещение, 2014. — (Школа России).

1.4.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).

  1. С. В. Анащенкова [и др.] «Школа России» Сборник рабочих программ  1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений  – М. : Просвещение, 2013.
  2. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык: Рабочие программы. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2013. —(Школа России).

2.

Экранно-звуковые пособия

1

Презентации по разделам курса.

2

Видеоурок «Главные и второстепенные члены предложения».

3

Видеоурок «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

4

Видеоурок «Правописание предлогов».

5

Видеоурок «Разделительный мягкий знак».

6

Видеоурок «Правописание и, ы в корне слова после приставок».

7

Видеоурок «Употребление частицы не с глаголами»

8

Видеоурок «Лицо и число глаголов»

9

Видеоурок «Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных»

10

Видеоурок «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

11

Видеоурок «Правописание наречий»

12

Видеоурок «Имя прилагательное»

13

Словарный видиодиктант

14

Учебный мультипликационный фильм  «Сказка про ЖИ и ШИ»

15

Учебный мультипликационный фильм  «Сказка про ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ»

3.

Технические средства обучения

3.1.

Компьютер.

 Образовательные ресурсы.

Для учителя

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

2. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

3.Справочно-информационные интернет-порталы

Электронные образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

http://www.ict.edu.ru

Газета "Начальная школа"

http://nsc.1september.ru

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика

Для воспитанников

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2014. — (Школа России).

2.Пособие «Рабочая тетрадь» Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. М. Просвещение, 2014. — (Школа России).

3.Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (Диск CD-ROM)

Электронные образовательные ресурсы:

Самоучка. Математика 1-4 класс http://www.samouchka.com.ua/_1des/34/

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

www.lbz.ru

Школьная пресса: информационный портал

http://portal.lgo.ru

словари, энциклопедии:

http://vidahl.agava.ru/ Толковый словарь В. Даля;

http://ushdict.narod.ru/ Толковый словарь русского языка под ред Д.Н. Ушакова

                           

                                         

                                     Система оценки индивидуальных достижений воспитанников по русскому языку.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

 Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков, умения списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая орфографические и пунктуационные правила. Тестовые задания – форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

  1. Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

  1. Списывание

-

1-2 ош. или 1 испр. (1 кл.)

3 ош. и 1 испр. (1 кл.)

4 ош. (1 кл.)

3 ош.

(2-4 кл.)

Словарный диктант

-

1-2 ош.

3-4 ош. (из 15-20 слов)

более 5 ош.

Контрольный диктант

1 негрубая ошибка

2/2 ош.

1/3 ош.

3-4/4 ош. или

5/0 ош.

более 5 орф.ошибок

Грамматические задания

-

3/ 4 задания верно

не менее 1/ 2 верно

более 1/ 2 не сделано

Примечание:

1.Негрубые ошибки:

- исключения из правил;

- повторение одной и той же буквы;

- перенос слов;

- единичный пропуск буквы на конце слова

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

2. Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибка, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

Ошибкой в диктанте следует считать:

Нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ денного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла;

г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;

б) две однотипные пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи дваждынаписано в конце ы;

г)  две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и  той же буквы в слове (например, «каартофель»),

б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;

в) дважды написано одно и то же  слово в предложении.

При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов.

Задания для грамматического разбора (не более 3 заданий) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, обучающийсяобнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если обучающийсяобнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее % заданий.

Оценка «3» ставится, если обучающийсяобнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если обучающийсяобнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Словарные диктанты

проводятся в качестве текущих проверочных работ.

Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).

Объём словарных диктантов

для II класса - от 8 до 10 слов,

для III класса – от10 до 12 слов,

для IVкласса - от 12 до 15 слов.

Оценки за словарный диктант во II - IV классах

выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.

Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление

Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление.

Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5 ошибок.

  1. Оценка изложений и сочинений
  1. При проверке творческих работ во II-III классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных ниже. В IV классе, учитывая достаточный объём изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления учитывается следующее:

  1. Оценка

Критерии оценки содержания и речевого оформления

«5»

  • за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы;
  • отсутствие фактических ошибок;
  • богатство словаря;
  • правильное речевое оформление;
  • допускается не более 1 речевой неточности

«4»

  1. правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение); раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности;
  2. допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста

«3»

  • в работе допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы;
  • в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений;
  • беден словарь, имеются речевые неточности;
  • допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста

«2»

  • работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), либо совсем не передан авторский текст (изложение), не раскрыта тема;
  • допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей;
  • во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь;
  • в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста

                                                                                                                               КИМ    

                                                                                                     

1 четверть Контрольный диктант по теме «Предложение».

                                                                                                                    Осенью.

           Мы часто ходим в ближний лесок.  Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз.  Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром.  Шуршит по ногами пожухлая трава.  В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание.

  1. Запишите цифрой сколько слов в 1 предложении.
  2. Слова- русский листья разделите для переноса
  3. В 3 предложении подчеркните грамматическую основу.

                                                                               Контрольный диктант    по теме: «Слово в языке и речи».

                                                                                        Прощание с осенью.

         В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

        Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

       Слова для справок: стало, подмёрзла..

         Грамматическое задание.

  1. В 1 предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста 2  однокоренных слова,  выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков

                                                           2 четверть. Проверочный диктант по теме «Состав слова».

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добывать пищу.  Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев  и куропатка залегают  в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

   Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

    Слова для справок: постоянно.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое
  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками.

                         Контрольный диктант по теме: «Правописание»

     Декабрь. Мороз.  Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

      Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

      Слова для справок: оляпка, водяной.

                                  Проверочный диктант по теме: «Род и число имён существительных».

Мой товарищ Витя гостил летом у брата.  Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот  и первая рыбка-ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

      Ребята часто ходили в лес за грибами.  Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина.   Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

    Грамматическое задание:

  1. Запишите по 2 имени существительных женского, мужского и среднего рода
  2. Запишите 5 имён существительных с шипящим звуком на конце.
  3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною

                          3четверть. Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

        Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели на полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

    Выбежал на о пушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое  задание:

  1. Подчеркните в предложении главные члены: 1вар-четвёртое предложение, 2 вар-пятое.
  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания! 1вар- трусливый мальчик, узкий ручей; 2 вар- старательный ученик, высокий куст.
  3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

                              4 четверть.   Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам 7-ое предложение.

2.Разобрать по составу слова: засветило, утренний, березки.

3.Определить время, число, род и падеж существительных: разбудил ежа, спал в норке, покрыли снегом.

     

   ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА за 3 класс по ФГОС

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Сейчас ты будешь выполнять комплексную итоговую работу. Сначала тебе нужно прочитать текст, а потом выполнить задания по тексту. Внимательно читай задания. Ты можешь постоянно обращаться к тексту, перечитывать его. Постарайся выполнить все задания.

ВНИМАНИЕ: работу выполняй только ручкой. Работа, выполненная карандашом, к оцениванию не принимается

 « Мохнатые тяжеловесы»

       Самый большой из медведей - белый полярный медведь, самый крупный 8

и известный из современных хищников. Длина его бывает около 3 метров,  17

а весит этот гигант тонну. Но столько весят старые самцы. В среднем          26

белые медведи весят от 300 до 500 килограммов. У этого опасного               34

зверя железные мышцы. От холода его спасает толстый слой жира               43

(на спине, задней части тела и бёдрах он достигает 10 см в толщину)           51

и белая, чуть золотистая шкура с густой шерстью. Даже подошвы               59

лап защищены мехом. Этот зверь проплывает в ледяной воде десятки        68

километров, прекрасно ныряет. Белый медведь обладает отличным            75

слухом и зрением. Он чует добычу за 5-7 километров и улавливает            83

еле заметный запах через толстый слой снега.                                                 90

        Белый медведь питается тюленями и рыбой, иногда ест морские          98

водоросли и даже падаль. Бродя по суше арктическим летом, он                  105

может питаться растительностью. Начало лета - лучшее время для охоты 114

на тюленей. В этот период самка белого медведя с детёнышами 121

ловят тюленя каждые 5 дней. Белый медведь может очень долго 131

обходиться без пищи. Но когда есть добыча, он сразу съедает от 10 140

до 25 килограммов и быстро накапливает жир. Единственное 146

животное, способное противостоять белому медведю в Арктике, - 152

морж. 153

       Белые медведи держатся поодиночке, а весной создают пары. 160

Самка приносит 1-3 слепых и глухих детёныша, длиной около 30 см. 171

Через месяц медвежата открывают глаза, через 3 месяца впервые 180

получают твёрдую пищу. В безветренную погоду медведица 186

выводит медвежат ненадолго погулять. У детёнышей белого медведя 193

развита реакция следования за матерью. Без неё они становятся201

 беспомощными и погибают от голода. Семья остаётся вместе на три 208

года. 209

        Белые медведи хорошо плавают, могут оставаться под водой 217

несколько минут. Убежища устраивают в расселинах скал или 224

между нагромождениями льдин. Берлогу, круглую камеру, роют в снегу 232

на южном склоне, куда залегают на зиму. 237

        Белые медведи успешно содержатся в зоопарках. Сейчас на планете 244

осталось 12 тысяч белых медведей. В 1975 году вступило в 255

силу международное соглашение между Россией, США и рядом стран 263

по охране белых медведей, запрещающее добычу зверей в 270

коммерческих целях. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу. 278

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Определи, к какому виду относится текст? Отметь «галочкой» правильный ответ.

…Текст-описание …Текст-рассуждение

…Текст-повествование … Деловой текст

Задание 2.

Составь план текста:______________________________

Задание 3.

Используя информацию из текста, ответь на вопросы:

а) Что спасает белых медведей от арктического холода? _________________ __________________________

б) Через какой период времени новорожденные медвежата открывают глаза? ______________

в) Какие меры приняты по охране белых медведей? ___________________

г) Какое животное Арктики способно противостоять белому медведю?

д) Что позволяет белому медведю почуять добычу на расстоянии 5-7 километров?_______________________________________________________

е) Продолжи предложение: В безветренную погоду… ____________________

Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены слова в этом предложении.

Задание 4.

Найди выделенные слова. Спиши их. Укажи количество букв и звуков. Подчеркни в этих словах мягкие согласные.

______________________ __ букв, ___ звуков                                ______________________ __ букв, ___ звуков

______________________ __ букв, ___ звуков                             ______________________ __ букв, ___ звуков

Задание 5.  

Найди в тексте по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

1.Проверяемые безударные гласные в корне слова

2.Непроизносимые согласные

3.Парные согласные

Задание 6.

А. В семидесятые годы двадцатого века вступило в силу международное соглашение между Россией и некоторыми зарубежными странами. Обведи год, относящийся к этому периоду:

19, 197, 1070, 1970, 2170

Б. Сколько в выбранном тобой числе тысяч? сотен? десятков? единиц?

Ответ: ________тыс. _________ сот. __________ дес. __________ ед.

Задание 7.

А. Во сколько раз длина взрослого медведя больше длины новорожденного медвежонка? (Данные, необходимые для решения задачи, найди в тексте).

Б. Самка белого медведя весит в среднем 300 кг, а крупный самец – 500 кг. Кто тяжелее – 2 такие самки или 1 самец? На сколько? Реши задачу, поясняя действия.

Задание 8.    К осенней спячке масса одного медвежонка составляет 40 кг, а другого – 35 кг. На сколько кг похудеют оба медвежонка за зиму, если к весне масса первого будет 31 кг, а масса второго будет 24 кг?

Задание 9.

А. Где белые медведи делают убежища? Куда залегают на зиму?

Б.Определи, к какой группе относится белый медведь. Заполни таблицу до конца, добавив 3-4 своих примера.

Хищники

Всеядные

Внимание! Если при обсуждении заданий 10-13 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.

                                                                                ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 10-13 выполняются в парах (с соседом по парте)

Задание 14 выполняется самостоятельно.

Задание 10.

Выпиши все слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса. Подбери к этим словам однокоренные и разбери их по составу.

Задание 11.

Выбери из текста имена прилагательные, которыми описывается медведь-самец. Выпиши их. Подчеркни слова с непроверяемой гласной в корне слова.

Задание 12.

Сколько миллиметров слой жира на спине медведя, задней части и бёдрах?

Задание 13.

В Арктике уменьшилась популяция белых медведей. С какими экологическими проблемами это связано? Обоснуй свой ответ.

Задание 14.

Оцени свою работу в паре. Отметь «галочкой», в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен

(согласна)

Частично согласен

(согласна)

Не согласен

(согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному (одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

В рабочей программе указаны цели и задачи изучения курса ,ууд ,характеристика деятельности учащихся.Программа соответствует комплекту " Школа России" автор Климанова....

Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...

Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...

Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.

Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....