Правила и упражнения по русскому языку, 3класс.
материал по русскому языку (3 класс)

Правила и упражнения по русскому языку, 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_i_upr_po_rus_yaz_3_klass.docx240.01 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Дорогие ребята!        3

СОСТАВ СЛОВА        4

Корень        4

Окончание        5

Приставка        7

Суффикс        10

Правописание безударных гласных в корне слова        12

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне        14

Правописание слов с непроизносимыми согласными        16

Разделительный твёрдый знак (ъ)        18

ЧАСТИ РЕЧИ        21

Имя существительное        21

Род имён существительных        21

Число имён существительных        23

Склонение имён существительных        26

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих        28

Имя прилагательное        30

Род имён прилагательных        30

Число имён прилагательных        33

Глагол        36

Неопределённая форма глагола        36

Изменение глаголов по числам        39

Изменение глаголов по временам        41

Правописание НЕ с глаголами        44

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!        47

Дорогие ребята!

Данное пособие представляет собой рабочую тет- радь, в которой вы должны выполнить все предло- женные нами задания . Тетрадь будет полезна для повторения и закрепления пройденного вами в шко- ле материала .

Пособие разбито по темам, которые вы изучаете на уроках русского языка .

Каждую тему предваряет теоретический материал, изложенный в краткой и доступной для вас форме . Затем следуют упражнения, тексты для которых взя- ты из лучших образцов русской литературы и фоль- клора .

Если какое-то задание покажется вам трудным и вы не сможете выполнить его самостоятельно, обра- титесь за помощью к родителям или к своему учи- телю . Кроме того, в конце тетради помещён раздел

«Проверь себя!», в котором приведены ответы ко всем упражнениям .

Надеемся, что наше пособие поможет вам твёр- до запомнить все орфографические правила, научит грамотно писать, а также пополнит ваш словарный запас и расширит ваш кругозор .

Желаем вам только хороших и отличных отметок по всем школьным предметам!

СОСТАВ СЛОВА

Корень

Упражнение 1. Выдели корни . В каждой строке зачеркни «лишнее» слово .

1 . Гореть, пригорел, пригорок, горючее  . 2 . Грабельки, грабли, ограбление .

3 . Гусёнок, гусятница, гусыня, гусеница .

4 . Уводить, наводнить, безводный, водяной  . 5 . Ежевичный, ежевика, ежиха .

Упражнение 2. Продолжи ряды однокоренных слов. Выдели корни.

  1. Ледяной,           

.

  1. Медовый,           

.

  1. Грибной,           

.

  1. Серебряный,           

.

  1. Утиный,           

.

Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши из него однокоренные слова и выдели корень.

Свистит косая метель — белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Февраль летит на всех парусах! Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пу- ти-дороги.

(По Н. Сладкову)

Окончание

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Окончание — это изменяемая часть сло- ва:

ед. ч.        мн. ч.

ромашк а

ед. ч.

грем ит

ед. ч.


  • ромашки;

мн. ч.

  • грем ят;

мн. ч.

щедр ый  —  щедрые.

Окончание может быть нулевым (обознача- ется пустым квадратом):

стенд        — на стенд е .

Окончания служат для связи слов в пред- ложении:

над чем?

Над лесом  взошло  солнц е .

Упражнение 4. Напиши по образцу. Выдели в сло- вах окончания.

ед. ч.        мн. ч.

Образе ц: ряд        — ряд ы.

Окно —        .

Стол —        . Кровать —        . Комната —        . Море —        .

Упражнение 5. Составь и напиши предложения.

Выдели окончания слов, которые тебе пришлось из- менить.

  1. блестела луг речка за

  1. я очень зима люблю

  1. снежные осветило вершины солнце

Упражнение 6. Вставь пропущенные буквы. Вы- дели окончания.

На ал…й зорьк…, в глубок…м озер…, кисл…е яблоко, спел…я малина, тих…й вечер, син…е колокольчики.

Приставка

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Приставка — это часть слова, стоящая пе- ред корнем и служащая для образования но- вых слов:

забежать

бежать        перебежать убежать

На письме приставку нельзя отделять

от корня!

Отличай приставку  от  предлога,  который

всегда пишется раздельно с другим словом:

пошла по тропинке.

Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово:

пошла по узкой тропинке.

Упражнение 7. Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приставки и выдели их. Выпиши слово с двумя приставками и также выдели их.

И под утро снегом Поле …белело,

Точно пеленою Всё его …дело.

Тёмный лес — что шапкой Принакрылся чудной

И …снул под нею Крепко, непробудно…

(И. Суриков)

Упражнение 8. От данного слова образуй как мож- но больше однокоренных глаголов с разными при- ставками и выдели их.

Ходит —           

Упражнение 9. Заполни таблицу (с. 10) словами из текста, раскрывая скобки. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

Митя (на)катался (на)саночках (с)ледяной го- ры и (на)коньках (по)(за)мёрзшей реке, (при)бе- жал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

  • Уж как весело зимой! Я бы  хотел,  чтобы всё зима была!
  • (За)пиши твоё желание (в)мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя (за)писал.

(При)шла весна. Митя вволю (на)бегался (за) пёстрыми бабочками (по)зелёному лугу, (на)рвал цветов, (при)бежал (к)отцу и говорит:

  • Что (за)прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите (за)писать своё желание…

(К. Ушинский)

Слова  с  приставками

Слова с предлогами

Суффикс

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Суффикс — это часть слова, стоящая по- сле корня и служащая для образования но- вых слов:

жёлтый


желток желтизна жёлтенький желтеть

Упражнение 10. Прочитай текст. Выпиши из него слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выдели их.

ЛИСА И ЗАЯЦ.

  • Почему это, Заинька, у тебя такие длин- ные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
  • А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

(Н. Сладков)

Упражнение 11. Отгадай загадку. Вставь пропу- щенные буквы. Выдели суффиксы.

Ал…нькая, мал…нькая, Круглая, блестящая.

В руке её — трост…чка, Внутри неё — кост…чка.

(        )

Упражнение 12. Вставь пропущенные буквы. Раз- бери по составу выделенные слова.

Б…рёзонька,        вет…рок,        горош…нка,        д…ка- брьский, к…рабль, л…пата, м…двежонок.

Правописание безударных  гласных в корне слова

Упражнение 13. Распредели слова по двум стол- бикам, вставляя пропущенные буквы. Напиши про- верочные слова и обозначь орфограмму.

В…сковой, л…сник, н…ябрь, п…тнистый, ме- б…ль, м…ряк, покр…снеть, …реховый, расп…- лить, с…лома, гр…бник, т…релка, яг…да, ос…нь.

Проверяемая        Непроверяемая безударная гласная        безударная гласная в корне        в корне

Упражнение 14. В каждом из данных слов по 2 безударных гласных в корне. Напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

  1. Молодой —        .
  2. Городок —        .
  1. Веселиться —        .
  2. Золотой —        .
  3. Колосок —        .

Упражнение 15. Подчеркни в каждой строке про- верочное слово.

  1. Гора, взгорье, гористый.
  2. Весенний, веснушки, вёсны.
  3. Жемчуг, жемчужина, жемчужный.
  4. Синенький, синева, посинел.
  5. Остолбенел, столбик, столбы.

Правописание  слов  с  глухими и звонкими согласными в корне

Упражнение 16. Вставь пропущенные буквы. На- пиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

б или п?        1. Хра… —        .

2. Ры…ка —        .

в или ф?        3. Бро…ки —        .

4. Сей… —        .

г или к?        5. Фла… —        .

6. Сту… —        .

д или т?        7. Плу… —        .

8. Гла…кий —        .

ж или ш?        9. Ша…ка —        .

10. Пря…ка —        .

з или с?        11. Тря…ка —        .

12. Ука…ка —        .

Упражнение 17. Выбери нужную букву. Напиши проверочное слово и обозначь орфограмму.

Крова(д, т)ка —        .

Ло(в, ф)кий —        .

Моро(з, с) —        .

Про(б, п)ка —        .

Лё(г, к)кий —        .

Пу(ж, ш)ка —        .

Упражнение 18. Прочитай. В одном из слов допу- щена ошибка. Выпиши это слово правильно, подбери проверочное слово и обозначь орфограмму.

Собрала утяток утка, Заиграла громко в дутку. Сарафан коза надела

И плясать с козлом хотела. А козёл-то в сапогах

И с кафтаном на плечах.

(П. Соловьёва)

Правописание  слов

с непроизносимыми согласными

Упражнение 19. Выпиши слова с непроизносимы- ми согласными. Подбери проверочные слова и обо- значь орфограмму.

Безвластный, скользкий, говорливый, уст- ный, местный, шотландский, искусственный, шестнадцатый, прожорливый, робкий, честный, розоватый.

Упражнение 20. Вставь, где необходимо, пропу- щенные буквы.

Высокогорное пас…бище, чу…ство патриотиз- ма, звёз…ное небо, искус…ная работа, яркое со…нце, ярос…ная атака, прекрас…ная картина, радос…ное известие, уча…ствовать в конкурсе, хрус…нула ветка.

Упражнение 21. Заполни таблицу (с. 18) словами, вставляя пропущенные буквы.

Берё…ка, доблес…ный, л…дяной, гр…да, пры…- кий, голлан…ский, поверхнос…ный, стри…ка,

м…рской, гн…лой, тр…винка, лис…, г…л…ва, ст…б…лёк, поз…ний, кр…пива, лес…ница.

Безударная гласная

Глухая или звонкая согласная

Непроизносимая согласная

Разделительный твёрдый  знак  (ъ)

Упражнение 22. Вставь, где необходимо, раздели- тельный ъ. Обозначь орфограмму.

Об…едение, об…явление, об…ращение, об…яс- нение, под…небесье, под…езд, под…сказка, из…- еденный, из…винение, из…гнание.

Упражнение 23. Заполни таблицу словами, встав- ляя пропущенные буквы.

Вороб…и, мол…, мурав…иный, с…ёжился, вз…ерошенный, пал…то, кол…цо, руж…ё, Ол…- га, Ил…я, с…едобный, ден…ки, Дар…я, пер…я, под…ём, плет…, сем…я, от…ехать, дроб… .

Разделитель- ный ъ

Разделитель- ный ь

Ь — показатель мягкости со- гласных звуков

Упражнение 24. Вставь, где необходимо, ъ или ь. Об…ём, из…ян, туч…ка, ад…ютант, плат…е, апрел…ский, полын…я, рыжен…кий, ноч…ной,

об…елся.

Упражнение 25. Напиши мини-сочинение на тему

«Моё любимое время года». Одно из слов разбери по составу.

ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

Род имён существительных

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода:

мужской род (имена существительные, к которым можно поставить местоимения он, мой) — каштан, тюльпан, тигр;

женский род (имена существительные, к которым можно поставить местоимения она, моя): ольха, лилия, лисица;

средний род (имена существительные, к которым можно поставить местоимения оно, моё): дерево, растение, зверьё.

Упражнение 26. Распредели имена существитель- ные по трём столбикам. Вставь пропущенные бук- вы.

Адр…с, б…лото, в…рона, г…рой, д…ревня, ж…- вотное, завтр…к, кв…ртира, комн…та, м…тро, м…л…ко, м…рковь, …дежда, праз…ник, ябл…- ко, р…сунок.

Мужской род        Женский  род        Средний род

Упражнение 27. Определи род имён существитель- ных.

мн. ч.        ед. ч.

Образе ц:  алмазы  —  алмаз  (м.  р.).

  1. Шампуни —        .
  2. Крыши —        .
  3. Соловьи —        .
  4. Созвездия —        .
  5. Ожерелья —        .

Упражнение 28. Прочитай текст. Определи род выделенных имён существительных. С одним из них составь и напиши предложение.

Сидел я в лесной избушке при свете лампы. В окно постучали. Я поднял глаза. На чёрном стекле, с той стороны, билась большая ночная бабочка! Она прилетела из ночного леса на огонёк и билась в стекло так отчаянно, будто за ней гнались.

(Н. Сладков)

Число имён существительных

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

Имена существительные изменяются по числам.

Имя существительное в единственном чис- ле обозначает один предмет (жёлудь), во мно- жественном числе — два и более предметов (жёлуди).

При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание:

ед. ч.        мн. ч.

рюкзак

ед. ч.

лавина

ед. ч.

решение


  • рюкзаки ;

мн. ч.

  • лавины ;

мн. ч.

  • решения .

Упражнение 29. Поставь имена существительные в форму множественного числа. Выдели окончания.

ед. ч.        мн. ч.

Образе ц:  ландыш        — ландыш и .

Оса —        . Павлин —        .

Стул —        . Зерно —        . Зеркало —        .

Упражнение 30. Прочитай считалку. Надпиши над

именами существительными их род и число.

За морями, За горами,

За железными столбами, На  пригорке  теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Упражнение 31. Прочитай. Выпиши имя сущест- вительное, которое употребляется только в форме мно- жественного числа.

На скрипучие качели сели шустрые шмели. Повертелись, загудели, на верёвки налегли:

«Поддавай живее, братцы… Ух, как весело качаться!

Выше, выше, посмелее,

раз — вперёд! Два — назад!»

Плохо кончились затеи —

Лопнул старенький канат…

(М. Моравская)

Склонение имён существительных

ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Изменение окончаний имён существитель- ных по вопросам называется изменением по падежам (или склонением).

В русском языке 6 падежей:

Именительный (кто?)  Ира        (что?) заря Родительный        (кого?)  Иры        (чего?) зари Дательный        (кому?)  Ире        (чему?) заре Винительный        (кого?)  Иру        (что?) зарю Творительный (кем?)  Ирой        (чем?) зарёй Предложный        (о ком?) об Ире        (о чём?) о заре

Упражнение 32. Прочитай текст. Выпиши из него имена существительные в разных падежах и выдели их окончания.

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горя- чим воздухом с пустыни Сахары. Перед зака- том солнца капитан вышел на палубу, крикнул:

«Купаться!»…  (Л. Толстой)

И. п.           

Р. п.           

Д. п.           

В. п.           

Т. п.           

П. п.           

Упражнение 33. Просклоняй имя существительное

василёк. Выдели окончания.

И. п.           

Р. п.           

Д. п.           

В. п.           

Т. п.           

П. п.           

Упражнение 34. Вставь пропущенные буквы. Над- пиши над именами существительными их падеж. Раз- бери по составу выделенные слова.

  1. Ст…пного        к…ня        на        к…нюшне        не        удер- жишь.
  2. Научит г…рюна  ч…жая  ст…р…на.
  3. На ч…жой ст…ронушке рад своей в…ро- нушке.
  4. Без корня и п…лынь не растёт.
  5. За морем т…плее, а у нас св…тлее.

(Русские пословицы)

Мягкий знак (ь)

на конце имён существительных после шипящих

Упражнение 35. Напиши мини-сочинение, исполь- зуя слова: хвощ, камыш, ландыш, сыч, стриж, грач, чиж, уж, ёж, дичь, шалаш, лещ, пейзаж, луч, това- рищ. Озаглавь его.

Упражнение 36. Распредели имена существитель- ные по двум столбикам. Вставь, где необходимо, ь и обозначь орфограммы.

Малыш…, мощ…, плащ…, меч…, печ…, ку- лич…, полноч…, брош…, молодёж…, обруч…, корж… .

Женский род        Мужской род

Упражнение 37. Подчеркни имена существитель- ные, в которых пишется ь. С любыми из слов составь 3 предложения и напиши их.

Птен…чик, бан…тик, смерч…, доч…, капел…- ка, мощ…ность, немощ…, хвос…тик, коч…ка, врач…, апел…син.

Имя  прилагательное

Род имён прилагательных

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

Чтобы определить род имени прилагатель- ного, надо определить род имени существи- тельного, с которым связано имя прилага- тельное:

м. р.

прочный канат.

Поэтому и имя прилагательное прочный — мужского рода.

Имена прилагательные в форме единствен- ного числа изменяются по родам:

чудесный день мужской род; чудесная погода женский род; чудесное настроение средний род.

Имена  прилагательные

в форме множественного числа рода не имеют!

Упражнение 38. Напиши подходящие по смыслу имена существительные. Укажи род имён прилага- тельных.

ж. р.

Образе ц: соломенная шляпа.

Кислое        . Сладкая        . Горький        . Солёные        . Печальные        . Грустное        . Невесёлая        . Унылый        .

Упражнение 39. Напиши подходящие по смыслу имена прилагательные и укажи их род.

м. р.

Образе ц:  шар  воздушный.

Жасмин        . Сирень        . Дерево        . Кусты        . Кофта        .

Платье        . Куртки        . Сарафан        .

Упражнение 40. Заполни таблицу именами прила- гательными из текста. Выписывай их вместе с име- нами существительными, к которым они относятся.

Неожиданно двери распахнулись, и в комнату вбежала маленькая девочка с длинными бело- курыми волосами и синими, как сапфиры, гла- зами. На ней было великолепное голубое пла- тье с белоснежным кружевным воротником и крошечные атласные туфельки с серебряными пряжками. Пышное платье юной красавицы стя- гивал широкий жёсткий пояс. Девочка крепко прижимала к себе большую куклу с миловид- ным фарфоровым личиком. (Р. Радлов)

Мужской род

Женский род

Средний род

Число имён прилагательных

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

Чтобы определить число имени прилага- тельного, надо определить число имени су- ществительного, с которым связано имя при- лагательное:

ед. ч.        ед. ч.        мн. ч.        мн. ч.

прохладный вечер — прохладные вечера.

Имена прилагательные  мужского рода

в единственном числе имеют окончания:

-ЫЙ        -ИЙ        -ОЙ

южный        тихий        сух ой верный                лёгкий        крут ой

Имена  прилагательные  женского  рода

в единственном числе имеют окончания:

-АЯ        -ЯЯ

рыж ая, добр ая        зимняя,  синяя

Имена  прилагательные  среднего  рода

в единственном числе имеют окончания:

-ОЕ        -ЕЕ

алое, вечное        свеж ее,  осеннее

Упражнение 41. Вставь пропущенные буквы. Вы- пиши имена прилагательные и разбери их по составу. Что объединяет эти прилагательные с точки зрения их словообразования?

Отдохнуть цв…тку отрадно В т…шине ночной:

Днём его палил нещ…дно Душный летний зной.

(Д.  Михаловский)

Упражнение 42. Допиши окончания имён прила- гательных. Укажи их род и число.

Кирпичн… (        ) дом, радостн… (         

         ) лицо, отважн… (        ) мореплава- тели,  ранн…  (        )  заморозки,  ядовит… (                )  змея,  северн…  (                )  ветер,

прежн…  (        )  время,  вечерн…  (         

         ) заря.

Упражнение 43. На конце какого имени прилага- тельного пишутся 3 буквы е? Напиши это прилага- тельное и выдели его окончание.

П о д с к а з к а. У жирафа очень длинная шея, по- этому о нём можно сказать, что:

жираф —        животное.

(какое?)

Глагол

Неопределённая форма глагола

Упражнение 44. Распредели глаголы по двум стол- бикам. С двумя глаголами составь и напиши пред- ложения.

Выть, убежать, вытянуть, копать, подсмот- реть, уйти, позавтракать, ехать, отъехать, за- черкнуть, растаять, скосить, жевать, ковать.

Что        делат ь?        Что        сделат ь?

Упражнение 45. Заполни таблицу (с. 38) словами из текста, вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки в глаголах.

На старых стенных ч…сах ж…лезный кузнец ростом с игрушечного с…лдатика поднял молот. Ч…сы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по мал…нькой медной нак…вальне.

Тор…пливый звон посыпался по комн…те, зак…- тился под книжный шка… и затих.

(К. Паустовский)

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Упражнение 46. Поставь глаголы в начальную форму.

Образе ц: решает — (что делать?) решать.

  1. Решил —           

         .

  1. Подписывает —        .

.

  1. Расчищу —        .

.

  1. Звонят —        .

.

  1. Помечтаем —        .

.

Изменение глаголов по числам

Упражнение 47. Прочитай текст. Кто его автор? Выпиши из текста глаголы, распределяя их по двум столбикам. Разбери по составу выделенное слово.

Тогда сторож сунул ружьё в руки оторопе- лой матери, подошёл и открыл крышку сунду-

ка. В сундуке, на куче всякого тряпья, овчин, мешков, укрывшись своей шубёнкой и положив под голову шапку, крепко и спокойно спал Гек. Когда его вытащили и разбудили, то, хлопая сонными глазами, он никак не мог понять, от- чего это вокруг него такой шум и такое буйное веселье. Мать целовала его и плакала. Чук дёр- гал его за руки, за ноги, подпрыгивал и кри- чал: «Эй-ля! Эй-ли-ля!»

(        )

Единственное        Множественное число                число

Упражнение 48. Вставь, где необходимо, пропу- щенные  буквы.  Надпиши  над  глаголами  их  число. Во всех словах выдели приставки.

В л…су, на сухоньком местеч…ке, Подснежник первый зацв…тёт,

И, ш…роко разлившись, реч…ка Вновь в б…р…га свои войдёт.

И, возвр…тясь в свои скв…решни, Скв…рцы повсюду зап…ют,

Затем начнут цв…сти ч…решни И вишни буйно зацв…тут.

(М. Чехов)

Упражнение 49. Составь предложения по данным схемам.

где?        какие?

куда?

Изменение глаголов по временам

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

Глаголы в форме настоящего времени

отвечают на вопросы:

что        дела ю?        что        делае м?

что        делаеш ь?        что        делает е? что        делае т?        что        делаю т?

Глаголы в форме прошедшего времени

отвечают на вопросы:

что                дела л?        что        делал и? что        сдела л?        что        сделал и?

Глаголы в форме будущего времени

отвечают на вопросы:

что        сделае т?        что        сделаю т? что        будет        делат ь?

что        будут        делат ь?

Глаголы в форме прошедшего времени име- ют в своём составе суффикс -л-:

рассказал, выяснил, зазеленели.

Упражнение 50. Образуй от данных глаголов гла- голы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

наст. вр.        прош. вр. буд. вр.

Образе ц: верещать — верещит, верещал, будет верещать.

  1. Говорить —        .
  2. Делать —        .
  3. Ужинать —        .
  4. Дразнить —        .
  5. Блестеть —        .

Упражнение 51. Подбери к именам существитель- ным подходящие по смыслу глаголы и запиши их в форме прошедшего времени. Укажи род глаголов, выдели их окончания.

  1. Солнце        .
  1. Цветок        .
  2. Котёнок        .
  3. Буря        .
  4. Море        .

Упражнение 52. Отгадай загадку. Вставь пропу- щенные буквы. Выдели в глаголах суффикс, ука- зывающий на то, что глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

В чёрном поле за…ц белый Прыгал, бегал, петли делал. Сле… за ним был тоже бел. Кто же этот за…ц?        .

Правописание НЕ с глаголами

Упражнение 53. Прочитай считалку. Найди ошиб- ку и исправь её.

Мы весной сажали  сад, А Семён лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим, А Семёну недадим.

Нам лентяев здесь не надо! Выходи, Семён, из сада.

Упражнение 54. Напиши мини-сочинение на тему

«Мой любимый литературный герой». Укажи время и число глаголов.

Упражнение 55. Придай предложениям отрица- тельный смысл. Подчеркни частицу не.

Образе ц. Из крана идёт вода. — Из крана не идёт вода.

Птицы щебечут. —           

                 . Трава пожухла. —                   

                 . Земляника поспела. —                   

                 . Роса высохла. —        . Снег растаял. —        .

Упражнение 56. Вставь, где необходимо, пропу- щенные буквы. Подчеркни глаголы.

Тихо ноч… лож…тся На в…ршины гор,

И луна гл…дится В з…рк…ла …зёр;

Над  глухою  степ…ю В неизвес…ный путь Бесконеч…ной цеп…ю

…блака плывут.

(И. Никитин)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Упражнение 1.

  1. Гореть, пригорел, пригорок, горючее.
  2. Грабельки, грабли, ограбление.
  3. Гусёнок, гусятница, гусыня, гусеница.
  4. Уводить, наводнить, безводный, водяной.
  5. Ежевичный, ежевика, ежиха.

Упражнение 2. Например:

  1. Ледяной, лёд, ледок, леденящий, леднико- вый, ледышка, наледь, подлёдный, обледенение, льдина, льдинка.
  2. Медовый, мёд, медок, медвяный, медо- вик.
  3. Грибной, гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница.
  4. Серебряный, серебро, серебрецо, серебрис- тый, серебрение, посеребрённый.
  5. Утиный, утка, утёнок, утята, уточка, утя- тина, утица.

Упражнение 3. Метель, метла, метёт, замета- ют.

ед. ч.


мн. ч.


ед. ч.


мн. ч.

Упражнение 4. Окно


  • окна. Стол

  • сто-

ед. ч.


мн. ч.


ед. ч.


мн. ч.

лы. Кровать

ед. ч.


—  кровати.  Комнат а

мн. ч.


  • комна-

т ы. Море  — моря.

Упражнение 5. Например: 1. За луг ом блес-

тела речка. 2. Я очень люблю зиму. 3. Солнце осветило снежные вершины.

Упражнение 6. На ал ой зорьк е, в глубок ом

озер е, кисл ое, спел ая, тихий, син ие.

Упражнение 7. Забелело, одело, заснул. Принакрылся.

Упражнение 8. Ходит — входит, восходит, всходит, выходит, доходит, заходит, обходит, отходит, переходит, подходит, походит, прихо- дит, проходит, сходит, уходит.

Упражнение 9.

Слова с приставками: накатался, замёрзшей, прибежал, запиши, записал, пришла, набегался, нарвал, прибежал, записать.

Слова с предлогами: на саночках, с ледяной, на коньках, по замёрзшей, в мою, за пёстрыми, по зелёному, к отцу, за прелесть.

Упражнение 10. Заинька, ушки, серенький, ножки, Лисонька, шажки, зубки.

Упражнение 11.  Отгадка:  вишня. Аленькая, маленькая, тросточка, косточка.

Упражнение 12. Берёзонька, ветерок, горо- шинка, декабрьский, корабль, лопата, медве- жонок.

,

декабрьск        ,

.

Упражнение 13.

Проверяемая безударная гласная в корне: воско- вой — воск, лесник — лес, пятнистый — пятны- шко, моряк — море, покраснеть — красный, распилить — распиленный, грибник — гриб, осень — осенний.

Непроверяемая безударная гласная в корне: ноябрь, мебель, ореховый, солома, тарелка, ягода.

Упражнение 14.

  1. Молодость, молодка.
  2. Город, иногородний.

        

  1. Весело, веселье.
  2. Золото, позолота.
  3. Колос, колосья.

        

Упражнение 15. 1. Взгорье. 2. Вёсны. 3. Жем-

чуг. 4. Синенький. 5. Столбик.

Упражнение 16. 1. Храпеть. 2. Рыба. 3. Брови.

4. Сейфы. 5. Флаги. 6. Стукнуть. 7. Плутовка.

                        

8.  Гладенький.  9.  Шашечка.  10.  Пряжечка.

11. Трясёт. 12. Указывать.

        

Упражнение 17. Кроватка —  кровати.  Лов- кий — ловок. Мороз — морозный. Пробка — пробочка. Лёгкий — лёгенький. Пушка — пу- шечный.

Упражнение 18. Дудку — дудочка.

Упражнение 19. Безвластный — власть, уст- ный — уста, местный — место, шотландский — шотландец, шестнадцатый — шесть, честный — честен.

Упражнение 20. Пастбище, чувство, звёздное, искусная, солнце, яростная, прекрасная, радост- ное, участвовать, хрустнула.

Упражнение 21.

Безударная гласная

Глухая или звонкая согласная

Непроизносимая согласная

ледяной

берёзка

доблестный

гряда

прыткий

голландский

морской

стрижка

поверхностный

гнилой

лист

поздний

травинка

лестница

голова

стебелёк

крапива

Упражнение 22. Объедение, объявление, объ- яснение, подъезд, изъеденный.

Упражнение 23.

Разделитель- ный ъ

Разделитель- ный ь

Ь — показатель

мягкости со- гласных звуков

съёжился

воробьи

моль

взъерошенный

муравьиный

пальто

съедобный

ружьё

кольцо

подъём

Илья

Ольга

отъехать

Дарья

деньки

перья

плеть

семья

дробь

Упражнение 24. Объём, изъян, адъютант, платье, апрельский, полынья, рыженький, объ- елся.

Упражнение 26. Мужской род: адрес, герой, завтрак, праздник, рисунок.

Женский род: ворона, деревня, квартира, ком- ната, морковь, одежда.

Средний род: болото, животное, метро, моло- ко, яблоко.

Упражнение 27. 1. Шампунь (м. р.). 2. Крыша

(ж. р.). 3. Соловей (м. р.). 4. Созвездие (ср. р.).

5. Ожерелье (ср. р.).

ср. р.        м. р.        ж. р.        м. р.

Упражнение 28. Окно, глаза, бабочка, огонёк,

ср. р.

стекло.

Упражнение 29. Оса


  • осы. Павлин

  • пав-

лины. Стул


  • стулья.  Зерно

  • зёрна. Зер-

кало  —  зеркала.

ср. р., мн. ч.


ж. р., мн. ч.


м. р., мн. ч.

Упражнение 30. Морями, горами, столбами,

м. р., ед. ч.


м. р., ед. ч.


ж. р., мн. ч.


м. р., ед. ч.


м. р., ед. ч.

пригорке, теремок,  дверях,  замок,  ключиком,

м. р., ед. ч.

замочек.

Упражнение  31.  Качели.

Упражнение 32.

И. п. корабль        , день        , ветер        , погод а, капи- тан

Р. п. (у) берег а Африки, (с) мор я, (из) печ- ки, (с) пустыни Сахар ы, солнц а

Д. п. (к) вечер у

В. п. (на) палуб у

Т.  п. воздухом,  (перед)  закат ом

П. п. (на) якор е

Упражнение 33.

И.  п. (что?)  василёк Р. п. (чего?)  василька Д. п. (чему?) васильку В. п. (что?) василёк

Т. п. (чем?) васильком

П. п. (о чём?) о васильке

В. п.        П. п.

Упражнение 34. 1. Степного коня на конюшне

В. п.        И. п.

не удержишь. 2. Научит горюна чужая сторона.

П. п.        Д. п.

  1. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Р. п.        И. п.        Т. п.

  1. Без корня и полынь не растёт. 5. За морем

теплее, а у нас светлее.

Сторонушке,  воронушке.

Упражнение 36. Женский род: мощь, печь, полночь, брошь, молодёжь.

Мужской род: малыш, плащ, меч, кулич, об- руч, корж.

Упражнение  37.        Дочь, капелька, немощь, апельсин.

ср. р.

Упражнение 38. Например: кислое варенье;

ж. р.        м. р.

сладкая малина; горький вкус; солёные грибы;

ср. р.        ж. р.

печальные глаза;  грустное  чувство;  невесёлая

м. р.

девочка; унылый вид.

(Имена прилагательные солёные, печальные стоят в форме множественного числа, поэто­ му рода не имеют.)

м. р.

Упражнение 39. Например: жасмин душис-

ж. р.        ср. р.

тый; сирень белая; дерево высокое; кусты зелё-

ж. р.        ср. р.

ные; кофта  шерстяная;  платье  летнее;  куртки

м. р.

кожаные, сарафан джинсовый.

(Имена прилагательные зелёные, кожаные стоят в форме множественного числа, поэто­ му рода не имеют.)

Упражнение 40.

Мужской род

Женский род

Средний род

с белоснеж- ным кружев- ным воротни- ком; широкий жёсткий пояс

маленькая девочка; юной красавицы; большую куклу

великолепное голубое пла- тье; пышное платье;

с миловидным фарфоровым личиком

(Имена прилагательные длинными, белоку- рыми, синими, крошечные, атласные, сереб- ряными стоят в форме множественного числа, поэтому рода не имеют.)

Упражнение 41. Цветку, (в) тишине, нещадно.

Ночн ой, душн


, летн


(данные имена при­

        

лагательные образованы при помощи  суффик­ са -н-).

Упражнение 42. Кирпичный (м. р., ед. ч.), радостное  (ср.  р.,  ед.  ч.),  отважные  (мн.  ч.),

ранние (мн. ч.), ядовитая (ж. р., ед. ч.), север-

ный (м. р., ед. ч.), прежнее (ср. р., ед. ч.), ве- черняя (ж. р., ед. ч.).

Упражнение  43.  Длинношеее.

Упражнение 44.

Что делать? — выть, копать, ехать, жевать, ковать.

Что сделать? — убежать, вытянуть, подсмот- реть, уйти, позавтракать, отъехать, зачеркнуть, растаять, скосить.

Упражнение 45. Часах, железный, солдати- ка, часы, маленькой, наковальне, торопливый, комнате, закатился, шкаф.

Посыпался, закатился, затих.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

часах

старых

поднял

кузнец

стенных

щёлкнули

ростом

железный

ударил

солдатика

игрушечного

посыпался

молот

маленькой

закатился

часы

медной

затих

оттяжкой

торопливый

молотом

книжный

наковальне

звон

комнате

шкаф

Упражнение 46.  1.  (Что  сделать?)  решить.

  1. (Что делать?) подписывать. 3. (Что сделать?) расчистить. 4. (Что делать?) звонить. 5. (Что сделать?) помечтать.

Упражнение 47. Это отрывок из рассказа Ар- кадия Гайдара «Чук и Гек».

Единственное число: сунул, подошёл, открыл, спал, не мог, целовала, плакала, дёргал, под- прыгивал, кричал.

Множественное число: вытащили, разбуди- ли.

Упражнение 48. (В) лесу, местечке, зацветёт, широко, речка, (в) берега, возвратясь, сквореш- ни, скворцы, запоют, цвести, черешни, зацве- тут.

ед. ч.        ед. ч.        мн. ч.        мн. ч.        мн. ч.

Зацветёт, войдёт, запоют, начнут, зацветут.

Подснежник, зацветёт, разлившись, вновь, войдёт, повсюду, запоют, зацветут.

Упражнение 50.

наст. вр.        прош. вр.        буд. вр.

  1. Говорит, говорил, будет говорить.

наст. вр. прош. вр.        буд. вр.

  1. Делает, делал, будет делать.

наст. вр.        прош. вр.        буд. вр.

  1. Ужинает, ужинал, будет ужинать.

наст. вр.        прош. вр.        буд. вр.

  1. Дразнит, дразнил, будет дразнить.

наст. вр.        прош. вр.        буд. вр.

  1. Блестит, блестел, будет блестеть.

ср. р.

Упражнение 51. Например: 1. Сияло. 2. За-

м. р.        м. р.        ж. р.        ср. р.

сох        . 3. Замяукал        . 4. Кончилась. 5. Шуме-

Упражнение 52. Отгадка: мел. Заяц, след.

Прыгал, бегал, делал, был.

Упражнение 53. Не дадим (частица не пи­ шется с глаголами раздельно).

Упражнение 55. Птицы не щебечут. Трава не пожухла. Земляника не поспела. Роса не высох- ла. Снег не растаял.

Упражнение 56.

Тихо ночь ложится На  вершины  гор, И луна глядится

В зеркала озёр;

Над глухою  степью В неизвестный путь Бесконечной цепью Облака плывут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - викторина по русскому языку 3класс

урок викторина по теме "Сложные слова" УМК "Школа России",используется на этапе закрепления, фотографии можно вставить своих детей....

Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).

Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных  и словарных диктантов, работ п...

КИМ.Русский язык.3класс. Планета знаний.

КИМ.Русский язык.3класс.Планета знаний....

Рабочая программа по русскому языку.3класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

квн по русскому языку 3класс

КВН по теме части речи...

рабочая программа по русскому языку 3класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

конспект урока по русскому языку 3класс «Правила правописания разделительных Ъ и Ь».

Даный конспект урока может быть применён на уроке русского языка в 3 классе по учебной программе "Школа 2100" . На этом уроке учащиеся знакомятся с правилом написания разделительных Ъ и ь знаков. В хо...