Русский язык. Суффикс и приставка.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Котяш Анастасия Алексеевна

Суффикс и приставка. Закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 08.10.21_russkiy.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Суффикс и приставка. Закрепление

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания стр.68 упр.149

- Прочитай однокоренные слова, которые вы образовали.

- назовите часть слова, с помощью которой они образованы.

- расскажите о приставке и о суффиксе по плану, данному в учебнике.

3. актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски 2 ученика разбирают слова по составу)

  1. Столик, кормушка, поделка, переезд, листок, подарок.
  2. Берёзка, подготовка, выход, переход, походка.

- С помощью приставок образуйте новые слова от слова бег.

Приставки выделите.

- Образуйте от данных прилагательных однокоренные существительные. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий.

- Спишите. В выделенных словах обозначьте приставки и корни. Выпишите из текста однокоренные слова.

Накатались ребята на лыжах и замёрзли. Зашли они на ферму погреться.

Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея. Девочки закричали, потому что испугались.

Это гадюка согрелась и проснулась.                  (по П. Дудочкину)

Выпиши из текста слова с приставками, выделите в них приставку и корень. Подчеркните однокоренные слова.

Когда обоз проехал заяц перескочил дорогу и полегоньку пошёл к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась к гумну. Заяц поскакал вперёд. Собака завязла в снегу и остановилась.

2.Фронтальная работа.

- Я буду читать слова, а вы должны образовать от них новые слова с помощью суффикса –тель-, записать и выделить суффикс.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

- Чем сходны по смыслу эти слова? (обозначают людей по роду их занятий)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (суффикс)

- Что такое суффикс? Расскажите правило.

- Что такое приставка? Расскажите правило.

  1. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

-Разделите их на 2 группы. (1. Домик, берёзка, рыбак; 2. пригород, переход, отлёт.)

По какому признаку вы разделили слова? ( в 1 группе, образованные с помощью суффиксов, во 2 группе с помощью приставок)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

4. Работа по теме урока

Анализ смысловых значений.

- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна. (автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково)

-Выясним, с помощью какой части слова речи придаётся ласковый оттенок. (учитель записывает слова на доске, а учащиеся- в тетрадях)

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова? Выделите их.

5. Работа по учебнику.

Упр.151

- Прочитайте текст.

- Где жил Миша летом?  Какой подарок ему сделали?

- Почему он решил написать маме?

- Как он обращается в письме к маме?

- Как Миша относится к щенку? Найдите в тексте слова, которые подтверждают это.

-Выполните задания.

Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр.152

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

Упр.153

-Прочитай стихотворение

- Найдите в тексте выделенные слова. Чем эти слова отличаются по смыслу?

- Разберите их по составу, пользуясь памяткой 5. (Проверка)

- Сравните по смыслу слова, записанные ниже

- Выполните задания

- Прочитайте слова, которые выписали. Назовите суффиксы и основы.

7. Рефлексия

Шарады

Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" все встречали.
Вся же в дневнике я и в журнале.
(Оценка)

Корнем с дорогою роднится.

В сборе приставка таится.

Суффикс,как в слове дневник.

Целым же-в космос проник. (спутник)

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Оцените свою работу на уроке

Подведение итогов урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Упр. 154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"

Используемые  современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...

Контрольная работа по русскому языку "Суффиксы и приставки" по программе Школа 21 века 2 класс

Данная контрольная работа в виде теста позволяет проверить уровень усвоения понятий суффикс и приставка...

Карточки по русскому языку по теме "Приставка и суффикс" для 2 класса

Карточки можно использовать для индивидуальной работы с детьми и в целях контроля знаний по предмету....

Урок по русскому языку 3 класс " Приставки и суффиксы".

Урок по русскому языку  в 3 классе....

Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».

В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО....

Рабочий лист по русскому языку «Суффиксы и приставки»

Рабочий лист по русскому языку  «Суффиксы и приставки»...