Урок развития речи по теме "Работа с деформированным текстом "Котёнок"" (2 класс 1 отделение)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марина Николаевна Самородова

Технологическая карта по развитию речи по теме: "Работа с деформированным текстом "Котёнок"". На уроке восстановлен из предложений текст, проведена словарная работа с применением приёма "демонстрация действий", текст разделён на части, озаглавлен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта 

урока развития речи

Учитель: Самородова М.Н.

2020 - 2021 уч. год

Тема: Работа с деформированным текстом «Котёнок»

Класс: 2 «А» класс 1 отделение

Дата проведения: 11.03.2021

Цель: формировать у детей умение работать с деформированным текстом.

Планируемые результаты

Предметные

- формирование  умения составлять текст из предложений;

- формирование умения делить текст на части по картинному плану;

- формирование умения озаглавливать текст;

- осмысление прочитанного рассказа;

- развитие умения пересказывать текст по картинному плану.

Метапредметные

познавательные УУД:

- расширение и уточнение значения слов по данной теме;

- обогащение словарного запаса обучающихся на материале урока;

- формирование навыка беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения.

коммуникативные УУД:

- формирование осознанного построения речевого высказывания;

- формирование точного выражения своих мыслей;

- участие в речевой коммуникации;

- составление высказываний на основе личных впечатлений с опорой на схемы и слова.

регулятивные УУД:

- развитие умения постановки учебной задачи,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выполнение учебного действия в парах.

Коррекционно-развивающие

- развитие связной речи обучающихся на материале урока;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Личностные

- формирование положительного отношения к учению;

- развитие навыка рефлексии: выражение эмоций при оценке своей деятельности на уроке;

- развитие навыка понимания причин успеха и неудачи;

- формирование навыка оценки деятельности товарищей на уроке, понимание их причин успеха и неудачи;

- формирование навыка контроля результатов своей деятельности и товарищей;

- формирование модели поведения в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.

Межпредметные связи:

«Литературное чтение» - тема «Н.Н.Носов «Живая шляпа»» 2 кл.

«Русский язык (формирование грамматического строя речи) – тема «Текст» 2 кл.

Ресурсы занятия (оборудование): текст «Котёнок», таблички, карточки с заданиями, рисунки к рассказу, игрушка котёнка, стул, шляпа для демонстрации действий.


Ход урока

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы, приёмы, формы

Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

I. Организация начала урока

1. Приветствие

2. Проверка работы слухового аппарата/

кохлеарного импланта

3. Мотивация на учебную деятельность

Побуждает к приветствию.

Проверяет наличие и состояние слухового аппарата/кохлеарного импланта.

Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

Просит проявлять инициативу

- Ребята, поздоровайтесь.

- Какой сейчас урок?

- Напомни, как надо работать на уроке, … ?

Приветствуют учителя.

Сообщают учителю о готовности к уроку.

Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя, определяют форму работы.

- Здравствуйте.

- Сейчас урок развития речи.

- На уроке надо внимательно слушать учителя и товарищей, не перебивать, исправлять ошибки товарища, правильно говорить.

Слово учителя.

На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по развитию слухового восприятия (с использованием экрана / смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухозрительного восприятия.

При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

II. Основной этап урока

1. Постановка учебной задачи

2. Прогнозирование плана учебной деятельности

3.Припоминание понятия «текст»

4.Составление текста из предложений.

5.Отгадывание загадки (определение героя рассказа)

6. Подготовительное чтение (чтение трудных слов).

7. Определение последовательности предложений (вопросы по содержанию рассказа).

 

Демонстрация действий.

8. Физ.минутка

9. Работа по картинному плану.

Деление текста на части.

10. Озаглавливание текста

Просит обучающихся определить цель и задачи урока (чему будут учиться на уроке)

- Спроси у меня, чему мы будем учиться сегодня на уроке, …

Предлагает составить план.

- Составим план урока.

- На уроке мы будем:

План урока:

  1. 1. Составлять текст.
  2. 2. Делить текст на части.
  3. 3. Озаглавливать текст.

Предлагает прочитать план урока.

- Что такое текст, …

- Верно, молодцы.

Обращает внимание детей на первый пункт плана.

- Посмотрите на первый пункт плана – будем составлять текст.

- А о ком мы будем составлять текст, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Читает загадку, меняя своё положение в классе.

Загадка:

Молочко я пью из миски,
Обожаю кушать рыбку,
Очень я люблю сметану.
Подросту и кошкой стану.

- Верно, молодцы.

- Посмотрите, этот котёнок пришёл к нам сегодня в гости.

Учитель демонстрирует игрушку детям.

- Рассказ будем составлять о котёнке.

- Посмотрите на доску, у меня записаны предложения. В предложениях встретятся трудные слова. Чтобы читать без ошибок, прочитаем сначала трудные слова.

с бумажным шариком

видны лапки

накрыла Тишку

шалунишка

- Будем читать предложения вместе со мной.

Предлагает хором прочитать предложения, записанные на доске.

- Ребята, мы прочитали текст?

Подводит детей к мысли, что это не текст, так как нарушен порядок предложений.

- Будем составлять текст из этих предложений. Слушайте внимательно вопросы.

Учитель задаёт вопросы по предложениям.

- Кого подарили Любе? Найдите и прочитайте предложение.

- Верно, молодцы. Это будет первое предложение текста.

После прочтения предложения учитель демонстрирует игрушку котёнка, сажает её на стол.

- Как девочка назвала котёнка? Найдите предложение. Это будет второе предложение текста.

Учитель ставит на стол миску с подписью «Тишка».

- Что делал котёнок на полу? Найдите и прочитайте предложение. Это будет третье предложение текста.

Учитель демонстрирует бумажный шарик.

- Кто может показать, как котёнок играл?

На столе учителя стоит стул.

- Что лежало на стуле?

Учитель демонстрирует шляпу  и кладёт её на стул.

- Как вы думаете, что случилось потом? Найдите следующее предложение.

- Кто может показать, как прилетела муха и куда села?

Учитель показывает муху, ребёнок демонстрирует действия мухи.

- Найдите и прочитайте, что было дальше.

- Что значит «накрыла Тишку»?

- Найдите следующее предложение.

- А кто может показать, как шляпа накрыла Тишку?

Учитель просит одного ребёнка показать, как шляпа накрыла Тишку.

- Найдите и прочитайте последнее предложение.

Учитель берёт игрушку котёнка, изображает, что он шалунишка.

- А кто такой шалунишка?

На доске столбиком расположены предложения в правильной последовательности.

Предлагает прочитать получившийся текст хором.

- Мы составили рассказ?

- Давайте прочитаем текст по цепочке.

 - Вы молодцы, старались, теперь давайте немного отдохнём (под музыку)

- Посмотрите на второй пункт плана

- Будем делить текст на части.

На доске картинный план. Картинки расположены не по порядку.

- Ребята, будем делить текст на части, вам помогут картинки. Давайте расположим картинки в правильной последовательности.

- Что было сначала? / потом? / в конце?

Учитель располагает картинки в правильной последовательности.

- Посмотрите, на доске 3 картинки, значит, в тексте будет сколько частей?

- Верно, молодцы.
- Посмотрите на первую картинку. Выберите предложения, которые подходят  к первой картинке.

- Это первая часть. Прочитаем первую часть хором.


- Посмотрите на вторую картинку. Выберите предложения, которые подходят ко второй картинке.

- Это вторая часть. Прочитаем вторую часть хором.

- Посмотрите на последнюю картинку. Выберите предложения, которые относятся к третьей части.

- Это последняя (третья) часть. Прочитаем третью часть хором.

- Что мы сделали?

- Сколько всего частей в рассказе?

- Посмотрите на 3 пункт плана – будем озаглавливать текст.

Записывает на доску варианты, выбирают лучший заголовок.

-- Ребята, а помните как назывался рассказ, в котором произошла похожая история? Мы читали рассказ на уроках чтения.

- Верно, молодцы!

А кто автор рассказа?

- Молодцы, вспомнили.

- Что мы делали?

Слушают учителя. Обсуждают. Отвечают на вопрос. Формулируют.

Составляют (коллективно) план урока.

Читают план урока.

Отвечают на вопрос учителя

- Текст – два и более предложений, связанных между собой по смыслу.

Слушают учителя, отвечают на вопрос учителя.

Загадку обучающиеся воспринимают на слух.

Отгадывают загадку.

- Это котёнок / я думаю, что это котёнок / я догадалась, это котёнок.

Читают слова хором, затем по цепочке.

Читают текст вместе с учителем.

Читают предложения хором.

Высказывают своё мнение.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Называют подходящие предложения.

- Любе подарили котёнка.

- Она назвала его Тишка.

- Котёнок сидел на полу и играл с бумажным шариком.

- Я хочу / Можно я?

- На стуле лежала шляпа.

- Вдруг прилетела муха и села на шляпу.

- Я хочу / Можно я?

- Котёнок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.

- спрятала, закрыла, Тишка оказался под шляпой.

- Видны только белые лапки.

- Я хочу / Можно я?

Выходит к доске, демонстрирует.

- Вот какой шалунишка!

- Шалун, баловник, проказник.

Читают текст хором.

- Да. Предложения связаны по смыслу, расположены в правильном порядке. 

Читают рассказ по цепочке.

Выполняют движения под музыку

Слушают учителя.

Слушают, отвечают на вопросы.

Устанавливают правильную последовательность картинок.

- Три.

Слушают, отвечают на вопросы.

Любе подарили котёнка. Она назвала его Тишка.

Читают хором.

Слушают, отвечают на вопросы.

Котёнок сидел на полу и играл с бумажным шариком. На стуле лежала шляпа. Вдруг прилетела муха и села на шляпу.

Читают вторую часть хором..

Слушают, отвечают на вопросы.

Котёнок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку. Видны только белые лапки. Вот какой шалунишка!

Читают третью часть.

- Разделили текст на части.

- В рассказе три части.

Предлагают варианты заголовков. Принимают участие в обсуждении.

- Да, я помню, мы читали рассказ «Живая шляпа».

- Н.Н.Носов.

- Мы озаглавили текст / рассказ.

Фронтальная работа

Фронтальная работа с индивидуальными ответами

Фронтальная работа

Фронтальное чтение

Индивидуальные ответы

Фронтальная работа

Фронтальная работа с демонстрацией действий

Словарная работа

Фронтальная работа с демонстрацией действий

Словарная работа

Фронтальное чтение

Фронтальная работа

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос

с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

При затруднениях в построении речевого высказывания обучающиеся используют опорные речевые таблицы, наглядность, учебные ситуации.

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).

Осуществляется индивидуальный подход к «слабым» обучающимся (индивидуальные карточки с опорным словарём, таблички с вариантами ответов).

III. Организация окончания урока

  1. Рефлексия учебной деятельности
  1. организация подведения итогов.

  1. самооценка достижений обучающихся

  1. общая оценка учителя

Подводит итог урока с учетом плана деятельности.

Задаёт и объясняет домашнее задание.

- Ребята, что мы делали сегодня на уроке?

- Что получилось на уроке?

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на уроке.

Оценивает деятельность, речевую активность и произносительную сторону речи детей на уроке. Выставляет оценки за урок.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают способы выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Оценивают свою и коллективную деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Определяют, чему научились, как исправить ошибки.

Фронтальная работа

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.

 

Приложения

Приложение 1

Текст «Котёнок»

Любе подарили котенка. Она назвала его Тишка.

Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком. На стуле лежала шляпа.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу. Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку. Видны только белые лапки.

Вот какой шалунишка!

Приложение 2

Картинный план.

                                       

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс

Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....

Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.

      Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...

Урок развития речи в коррекционной школе 8 вида 1 класс. Тема: Зима. Название зимних месяцев.

Конспект урока по развитию речи в 1 классе классе коррекционной школы...

Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжето...

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс...