Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Наева Наталья Владимировна

Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО. На данном уроке предполагается работа в парах, работа с фразеологизмами, самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями. Домашняя работа по выбору обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема урока:  Изменение имён прилагательных по падежам

I. Цель: Учиться определять падеж имён прилагательных

II. Задачи:

1. Образовательная: Формирование умения определять род имён прилагательных.

2. Развивающая: Развитие мышления, внимания, речи

3. Воспитательная: Воспитание культуры общения, интереса к предмету.

III. Универсальные учебные действия:

1. Личностные УД:  осознавать границы своего «знания» и «незнания»

2. Метапредметные УД:

а. Регулятивные УД:  принимать, планировать и реализовывать учебную задачу

б. Коммуникативные УД: договариваться, приходить к общему решению

в. Познавательные УД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

3. Предметные УД: уметь задавать падежные вопросы, определять падеж имени прилагательного

Тип урока Урок рефлексии

Форма урока Комбинированный урок

Опорные понятия, термины: Имя прилагательное, падеж, фразеологизм 

Формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, групповой.

Домашнее задание: Дифференцированное

Ход урока

  1. Организационный момент.

Очень много лет назад один мудрец сказал: «Чему бы ты не учился, ты учишься для себя». Сядьте те, кто согласен с этим высказыванием.

-  Для чего учитесь вы?

Человек должен учиться на протяжении жизни. Знания необходимы человеку так же, как солнце всему живому.

- Откройте тетради, запишите число.

  1. Актуализация знаний

- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала таким образом: 

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить. 

- Правильно, это имя прилагательное (Вывешивается табличка ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

- Что такое имя прилагательное?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Как изменяются прилагательные? (по родам, числам, падежам)

  1. Словарная работа.

- Запишите словарные слова. Подчеркните орфограммы.

Интересный, деревня, чёрная, животное, морозные, пальто.

- Проверьте себя (образец написан на слайде)

- Оцените себя. Кто допустил ошибки? Какой вывод можно сделать?

- На какие две группы можно разбить словарные слова? (прилагательные и существительные)

- Прочитайте прилагательные, определите род и число.

- Прочитайте существительные. Из первых двух букв слов каждого существительного составьте слово (вывешиваю табличку ПАДЕЖИ)

- Свяжите эти слова (прилагательное, падежи) и сформулируйте тему урока.

- Это урок  новых знаний? Достаточно ли хорошо вы умеете определять падежи прилагательных?

- Какую поставим цель?

  1. Практическое применение знаний

1) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 84, найдите упражнение 147. Прочитайте стихотворение (Продублировано на слайде)

- Прочитайте его выразительно.

- Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

- Спишите стихотворение.

- Сколько в русском языке падежей? Назовите их соседу по парте.

ФИЗМИНУТКА

Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – присесть 3 раза, если не соответствуют – подпрыгнуть 3 раза.

И.п. кого? что? -

Д.п. кому? чему? +

П.п. о ком? о чём? +

В.п. кого? чего? -

Т.п. кем? чем? +

Р.п. кто? что? -

- Кто заметил, я называла падежи в правильном порядке?

- Мы повторили падежные вопросы прилагательных или существительных?

- Как определить падеж у прилагательного? (нужно найти связанное с ним существительное и определить падеж у него)

- Определим падежи прилагательных (Работа коллективная)

2) Работа в парах.

Упражнение 149

- Прочитайте фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Объясните их смысл.

Жить чужим умом — Придерживаться чужих взглядов, убеждений; не быть

                                        самостоятельным в своих действиях, поступках.

От чистого сердца - Совершенно искренне, сердечно, горячо.

По горячим следам - Действовать немедленно.

Сделать на скорую руку - Поспешно, торопливо, без большой затраты

                                                времени, наспех, кое-как

Черепашьим шагом – Очень медленно

Держать в ежовых рукавицах - Держать кого-либо в строгом повиновении,

                                                     очень строго и сурово обходиться с кем-либо. 

В добрый час - Пожелание удачи, благополучия (при начинании какого-либо

                           дела, при проводах кого-либо)

ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И работать вы начните.

- Поработайте в парах. Запишите фразеологизмы. Определите падеж каждого имени прилагательного.

Проверка. Чья пара определила падежи без ошибок? Молодцы.

- Как вы думаете, почему были допущены ошибки?

- Что нужно сделать, чтобы не допускать такие ошибки? (Правильно ребята, нужно выучить падежные вопросы и окончания имён прилагательных, и научиться правильно задавать падежные вопросы)

Оцените работу своей пары.

3) Самостоятельная работа с разноуровневым заданием

У вас на парте лежат карточки разного цвета.

Если вы не уверены в своих силах по определению падежей прилагательных, выполняйте задание на оранжевой карточке,

если сомневаетесь - на сиреневой, 

если уверены - на голубой.

  1. Карточка оранжевого цвета

Определи род и число прилагательных

За высоким  забором, около тёплого  моря, на  звёздном небе, солнечный день, за грузовой машиной.

  1. Карточка сиреневого цвета

Выдели окончания прилагательных и определи падеж.

От морозной погоды, за колючим кустарником, с весенним солнцем, о звёздном небе, под тенистым дубом.

  1. Карточка  голубого цвета

Допиши окончания  прилагательных и определи падеж.

Пролетел над ближн___ лесом, съели сладк___ яблоко, любовались красив___ клёном, добежали до соседн____ дома, написал о любим___ крае.

5. Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель ставили перед собой?

- Полностью ли достигли этой цели?

Ребята, если вы сегодня на уроке полностью поняли тему, смогли выполнить все задания, практически без ошибок, поднимите руки вверх.

Если вы не совсем поняли тему, выполнили только часть заданий правильно, вытяните руки в сторону.

Если совсем не поняли тему, было трудно, допустили много ошибок, встаньте возле своих парт.

Нужно ли нам поработать ещё по теме «Падежи имён прилагательных»?

  1. Домашнее задание (по выбору)

1) Составить и записать 3 предложения с прилагательными. Определить падеж прилагательных.

2) с. 85, упр. 148


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам" в 3 классе по программе "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...

Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...