Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности
учебно-методический материал по русскому языку

Юрлова Светлана Анатольевна

Развитие грамотности учащихся через решение орфографических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности

Юрлова С.А.,

 учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 9». г Зима.

Всем знакома такая ситуация: ребенок, владеющий разговорной речью, говорящий по-русски, не задумывается о том. что он пишет и как надо писать. А ведь чтобы разрешил, орфографическую задачу, написать правильно слови, надо только подумать.

Мы задаем на уроке вопросы: почему? от какого слова образовано? И получаем правильный ответ. Но почему ребенок не думает сам. а только после наводящих вопросов? Как сделать так. чтобы наша работа опережала их еще не сделанные ошибки?

Цель: развитие грамотности учащихся через решение орфографических задач.

Задачи:

-изучить методику обучения решению орфографических задач;

-выявить эффективные способы и приемы развития орфографических умений младших школьников.

Научить видеть в слове орфограмму (опасное место) - задача учителя. Для этого надо научить детей сначала звуковому анализу слова, соотносить звук с буквой, нал ли гь различие в звучании и написании слов - это и выливается в умение видеть опасное место - орфограмму.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограмму, т.е. место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.

Трудность орфографических задач состоит в том, что учащиеся должны сами перед собой ставить задачу: в процессе письма должны найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую надо решить. Из этих задач, при написании текста, в каждой строке от 5 до 10, а время на них ограничено.

Чтобы решить орфографическую задачу ученик должен:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы
  4. Составить алгоритм решения задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму.
  6. Написать слово и осуществить самопроверку.

В своей работе я использую различные формы работы, дидактические игры: па усвоение правил, алгоритмов, способов проверки орфограмм. Уже на уроках обучения грамоте:

-        учимся различать звуки, соотносить их со схемами, определять их по глухости-звонкости, твердости-мягкости, парности;

  • определять ударный или безударный;
  • устанавливаем последовательность звуков;
  • провожу звуковой анализ слова.

Так же включаю дидактические игры и задания на группировку: «Самый внимательный». «Дорожка». «Угадай слово». В задание включаю слова с двумя. тремя орфограммами, которые ребята должны определить и сгруппировать слова. Таким образом, для выполнения данных упражнений необходимо отчетливо знать связи между отдельными орфографическими явлениями. Надо распределить слова на группы, самостоятельно определив признак для группировки.

Например:

1. На доске записываем ряд слов: гора. гОры. стена. стЕны, нора. нОры, рЕка,

рЕки.

        У  этой  орфографической задачи дна решения: ударение  в слове, слова единственного и множественного числа.

2. Прочитайте  слова:  спешит,  зазвенит,  блестел,  лежал,  заблестит,  звенит, поспешит, блестит, спешил, лежит, звенел, полежит.

        У этой орфографической задачи такие решения: однокоренные слова;  безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением; слова с приставкой; время глагола; спряжение глаголов.

        Задания на группировку включаю по всем темам русского языка: «Слова, обозначающие предметы, признаки и действия», «Главные члены предложения», «Правописание безударных гласных», «Состав слова», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» и др.

        Урок русского языка начинаю с орфографической работы со словарными словами. Занимаюсь по учебнику авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Новые слова вводятся постепенно, в течение всего года обучения, они вынесены на страницы учебника. В активный словарь детей слова вводятся посредством загадок, нахождения нового слова в тексте или пословице, формулирование лексического значения, составления с данным словом   словосочетаний,   предложений   (усложняю   задание),   предлагаю   составить предложение по схеме:                               .

        Начиная с букварного периода, использую стихи - опоры, рифмовки учителя   3.
Баевой. включая их в уроки письма:

Запах. запад и закат               

Пишем, дети, с буквой а (запах запад закат) и др.

        В первом классе пока пишем мы медленно, записываем 4-5 слов, а вот прочитать можем гораздо больше. Поэтому использую орфографическое чтение слов из словаря: читаем по «цепочке» и хором, прошу прочитать каждое третье (второе, четвертое) слово. Читаем слова, состоящих из двух, трех слогов. Предлагаю найти в каждом столбике самое длинное или самое короткое слово; назвать слова с безударной гласной а (о, е); найти слова в которых вторая буква гласная: прочитать слова, в которых третий (первый слог ударный.

        Упражнения по орфографическому чтению проводим и во 2-4 классах, но уже больше слов записываем, задание «прочитай» дополняю заданием «выпиши» из словаря слова, в которых согласные твердые звонкие.

        Детям нравится отгадывать кроссворды. При решении кроссворда объединяю слова по темам «Школа». «Овощи». «Птицы». Предлагаю выбрать из словаря слова на одну букву из второго столбика, или слова, начинающиеся на одну букву с заданной безударной гласной О из первого столбика.

З

а

р

я

в

О

р

о

б

е

й

З

а

я

ц

в

О

р

о

н

а

З

а

в

о

д

г

в

О

з

д

и

к

а

З

а

в

т

р

а

к

в

О

с

т

о

к

Чтобы повысить интерес детей к изучению новых словарных слов использую упражнения, которые объединяют в себе несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, морфемный или морфологический анализ слова, развитии речи, освоение лексики и орфографии). Данные упражнения так же способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности у обучающихся.

        1. Каждому числу соответствует определенная буква

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

а

ш

к

с

р

у

ф

0

л

с

м

с

т

        Слово: 5,8,11,1,2,3,1 (ромашка)

        2.        Зачеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки в цепочке и узнаете
слово, с которым познакомимся па уроке.

Ш  В  О  P  C  Л  М  С   Л  Е (шоссе).

        3. При закреплении тем «Склонение» предлагаю расположить данные части речи
(имена существительные, имена прилагательные, местоимения) в порядке их изменения
по падежам, соединить буквы, написанные в скобках.

делу(б) дело(и), дела(я), делом(н), дело(р), деле(а) - рябина

        4. Запишите, вставьте пропущенные буквы. Соедините первые буквы слон, и корне
которых пишется гласная е. Запишите получившееся слово.

д...ловой, л…скает, р...чной, выд..вить, ул..теть, гн...здо, в..сна, сл..мался, зн..чение -

вдруг

В третьем и четвертом классах предлагаю орфографические задачи решать, опираясь на прошлый опыт знания морфологических признаков частей речи, сочетая их с правописанием безударной гласной в корне.

5. Учащиеся записывают словосочетания, затем соединяют первые - буквы прилагательных мужского рода, получают новое словарное слово:

        кедровый лес, морская глубина, тихий голос, высокий дуб, синяя тушь, областной центр, интересное кино, осиновый лист, сосновый лес, сочная капуста – восток

Формированию знаний по фонетике, орфографии, отработке умения выполнять разбор слова по составу, в процессе которых совершенствуется орфографический навык, использую следующие упражнения:

6. Определите буквы слова и составьте его:

                первая согласная первого слога в слове малина: непроверяемая гласная в слове песок, обозначает парный глухой мягкий согласный в слове гореть; последняя в корне слова ветер; окончание в слове яблоко - метро.

                7. Упражнения на определения в парах характера смысловой связи: м...газин - пр..давец; б...льница -  врач..; т...amp - ...ктер; космический к...рабль - ? (космонавт)

                Определить слово    после установления способа образования третьего слова первой строки:

             в..сна                гор..д                н..род    (весна+город=народ)

             тр...ва        угон            ?        (вагон)

                Слова распределяем по группам в зависимости от вида орфограммы. Развитие умения решать орфографические задачи неразрывно связано с умением применения   теоретических   знаний   па   практике.   С   целью   проверки   усвоения теоретического и практического материала использую карточки, перфокарты, блицопрос.                 Блицопрос составляю из 3-4 вопросов теоретического характера. Например:

  1. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?
  2. Как проверить безударную гласную в корне слова'.-'
  3. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

4. Как проверить парный согласный в слабой позиции?

А во время орфографической минутки включаю 2-3 задания практического характера:

1.        Вставь где нужно, непроизносимые согласные:

прекрас…ный, окрес…ность, запас...ливого. ужас…ное, капус…ник

2.        Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши
словосочетания:

Таинственные огоньки над лесным болотом пугают путников.

3.        Перепиши слова. Раздели их на слоги: роща, клёст, экскаватор, садовод, утёнок.

                Таким образом, проводимая мною работа по решению орфографических задач развивает логическое мышление, устойчивость внимания, связную речь способствует высокой умственной активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Эффективное использование мультимедийных средств в решении орфографических задач

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подраст...

Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.

Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости  как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».Актуальность темы предопределена тем,...

Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач

Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач...