Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста

 

Тип: Изучение нового материала

Цель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опорой на план и памятку

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_soloveva_posle_redaktsii_1.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 630 Приморского района г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                                  Соловьёва Елена Михайловна,

                                                                                                          учитель начальных классов высшей категории

Методическая разработка урока русского языка по теме

«Подробное изложение с языковым анализом  текста»

УМК « Школа России», 3 класс

Технологическая карта урока

Соловьева Е.М, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 630 Приморского района Санкт-Петербурга

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык. 3 класс.

Номинация: «Лучший урок русского языка»

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста

Тип: Изучение нового материала

Цель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опорой на план и памятку

Планируемые результаты

Предметные:

  • излагать содержание текста - образца;
  • находить олицетворения, сравнения в авторском тексте;
  • находить слова, выражающие  авторское отношение к героине рассказа

Метапредметные:

  • понимать и принимать  учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • использовать памятки для планирования и корректировки действий;
  • развивать  навык  смыслового чтения  обучающихся;
  • учить находить информацию в тексте

Личностные:

  • проявлять интерес к   русскому языку;
  • расширять осведомленность и словарный запас обучающихся;
  • учить видеть красоту в  окружающем мире «красоту в простом»

Ресурсы урока: учебник русского языка 3 класс В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (упр.88.стр.52),рабочая программа, аудиозаписи «Звуки осеннего леса».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.        Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Дети занимают место для работы, внимательно изучают учебное пространство.

II.        Актуализация знаний и мотивация (3 мин.)

В классе звучит спокойный шум осеннего леса  (шелест листьев деревьев, стук дятла) https://www.youtube.com/watch?v=d55JE79b5CY

На доске заранее записана тема урока «Подробное изложение с языковым анализом текста».

- За окном прекрасная погода. Вот хорошо бы погулять сейчас в лесу. Нежно улыбается солнышко, пахнет прелой листвой,  скрипят деревья,  где-то далеко стучит дятел, тихо шуршат листья под ногами.  Ребята, в какое время года так бывает?  

-Посмотрите в окно, послушайте осеннюю тишину. Важно остановиться  и понаблюдать за красотой,  которая находиться рядом. Японцы говорят:

«Кто не видел, как падает осенний лист, тот пропустил осень».

Слушают звуки осеннего леса.

Дети внимательно слушают, размышляют и предлагают свои  ответы.

III. Определение темы, постановка учебной цели (3 мин.)

Мы с вами  попробуем создать атмосферу осени в нашем классе.

-Прочитайте тему урока, подумайте и поставьте учебную задачу.

-Ребята, но если мы будем писать изложение и будем наблюдать за красотой, то, о каком времени года будет наш текст?

-Итак, сегодня мы будем писать «осеннее» изложение, а  чтобы узнать, о чем  будет текст, вам нужно отгадать загадку:

-Ее всегда в лесу найдем-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье  летнем.

-Перенесемся на лесную поляну (аудизапись «Звуки осеннего леса» выключается)

Приложение 1

-В  центре  наша красавица-елочка.

-Осмотритесь, какие деревья растут на поляне?

По каким признакам вы их узнали?

Читают формулировку темы.

Уточняют значение слова «изложение», термина «подробное изложение», ставят учебную задачу, отвечают на вопросы учителя.

  Отгадывают загадку.

  Слушают звуки осеннего леса

  Рассматривают  «Лесную поляну» на доске.

  1. Организация познавательной деятельности ( 13 мин.)

Знакомство с текстом.

-Понравился ли вам текст?  Какие деревья окружали нашу елочку? Найдите лишнее дерево на нашей поляне. А что мог подарить дуб, если бы он рос на поляне?

(Учитель убирает картинку с дубом) Работа по содержанию текста.

Приложение 2

- О чем текст?   Когда родилась елочка?

С кем сравнивает автор елочку? Перечитаем 1 часть текста.

-Расскажем руками, как она росла и мимикой покажем эмоции (физ. минутка)

Перечитаем 2 часть текста.

 -Какие подарки получала елочка  каждый год?

 -На что похожи листья осины, клена, ивы?  Перечитаем 3 часть текста.

-Почему елочка была счастливой?  Как вы думаете,  нравиться ли елочка автору текста М. Пришвину? Докажите.

-Кто и вас любит дарить подарки?

-Определите главную мысль текста? Что показалось особенно интересным в тексте, расскажите? Как можно озаглавить текст?

Ознакомление с памяткой «Как подготовиться к изложению» Памятка №7 стр.147

Приложение 3

- Познакомься с памяткой и выбери основные команды действий.

-Какие пункты плана мы свами уже выполнили?

Алгоритм действий:

1.Прочитай текст.

2.Выясни значение слов.

3.Определи тему и основную мысль текста.

4.Подумай, какие слова и выражения особенно важно употреблять в тексте.

5.Составь план текста.

6.Проведи орфографическую работу.

7.Прочитай текст.

8.Перескажи текст.

9.Напиши изложение и проверь его.

Знакомятся с  содержанием текстом.

Знакомятся с текстом.

Находят «лишнее дерево» и отвечают на вопрос.

Анализируют его, находят сравнения, олицетворения, выявляют отношение автора  к героине рассказа.

Встают, выполняют движения.

Уточняют, на что похожи листья осины, клена, ивы.

Отвечают на вопросы, рассуждают, аргументируют свои ответы.

Определяют главную мысль текста и озаглавливают текст.

Читают пункты плана и выделяют команду своих действий.

  1. Практическая работа  (20 мин)

Организация подготовки к написанию изложения по упр.88 (текст и вопросы к тексту), по памятке работы с текстом

составим таблицу с опорными словами.

Приложение 4

- Составим устный текст по вопросам к каждой части  и по опорной таблице.

Орфографическая работа.

- Объясните написание выделенных орфограмм и правил пунктуации.

Приведите примеры слов  из текста на каждую группу орфограмм:

  1. проверяемая безударная гласная в корне;
  2. непроверяемая безударная гласная в корне;
  3. Ь-разделительный;
  4. Какие слова мы можем записать для справок с «окошечком» с неизученными орфограммами?

- Прочитайте последнее предложение.

О каких ладошках идет речь в предложении?

Перескажем  текст изложения в парах, можно воспользоваться опорной таблицей.

Перескажите текст для всего класса

(2 ученика), все остальные работаем редакторами.

Вспомним требования к  письменному тексту.

Приложение 5

(Памятка «Редактор и корректор»)

- Напишите  изложения и проверьте его.

Планируют свои действия в соответствии  планом.

Читают текст и вопросы к нему в учебнике, анализируют его, работают с индивидуальной карточкой.

Рассказывают основные требования к тексту и выделяют опорные слова к каждой части:

1часть-глаголы;

2часть-сравнения;

3часть-прилагательные.

  Проводят лексическую работу.

 Выполняют пересказ в парах.

   Устное редактирование текста.

   

Читают памятку.

   Написание изложения.

  Корректировка и редактирование своего текста.

  1. Рефлексия деятельности (5 мин.)

- Понравился ли вам текст, с которым вы работали? Что доставило радость, а что вызвало затруднения? Оцените свою работу.

-У вас на столах три осенних листочка желтый, оранжевый и зеленый, отнесите елочке свой подарок. Если считаете, что у вас все получилось хорошо, прикрепите желтый листок, если вы испытывали трудности, то оранжевый, а если вы считаете, что не справились задачей урока, то зеленый

 листочек.

Приложение 6

В классе звучит спокойный шум осеннего леса (шелест листьев деревьев, стук дятла)

Спасибо за работу!

Дети подводят итог урока, рассказывают, что было интересного на уроке, что понравилось, что вызвало затруднения, подводят итог своей деятельности, делают выводы о проделанной работе.

Отправляются на «лесную поляну» и прикрепляют свой осенний листик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс

Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы"

Методическая разработка урока русского языка (развитие речи) по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы. 2 класс. УМК "Перспектива"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»).

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»)....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Подробное изложение" - 3 класс

Тип урока: урок развивающего контроля.Цель урока: формирование у обучающихся умение воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану.Задачи урока Дидактические:1. Формировать умение в...