Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конпект урока на тему "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskoe_znachenie_slov.docx125.23 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Мокроусова Таисия к выполнению задания готова. Прежде чем начать урок, я проветрила кабинет.

- Здравствуйте, меня зовут Таисия Александровна и урок русского языка у вас проведу я. Прежде чем начать наш урок, проверьте все ли у вас готово к нему. На партах должны лежать тетрадь, ручка и учебник. Тихонько присаживайтесь, сели все ровно, спину держим прямо, ноги под углом.

Слушают и выполняют слова учителя.

Мотивационный этап

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с пословицы:

«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости»

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать. Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться на поезде в страну «Знаний». В ходе урока мы будем с вами решать задания и получать частички нашего поезда.

- Каждый день мы узнаем что-то нового, потому и становимся мудрее.
Предположения ребят.

Актуализация знаний

- Посмотрите на слайд, вам даны два ребуса, вам нужно их разгадать. Какой ответ будет в 1? Отвечаем по поднятой руке.
- А во 2?

- Кто знает, в каком словаре можно узнать лексическое значение слов?
- Найдите в толковом словаре на с.153 слово «мышь».

- Какие значения имеет это слово?

- Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

-А теперь найдите в толковом словаре на с. 152 значение слова «дружба».

- Что вы можете сказать об этом слове? Какое значение оно имеет?

-Сколько у него значений?

-Значит какое это слово?

- Верно, откроем учебник на с.40. Какая тема урока? (Говорю затем сама)
- Какую цель поставим?


- Какие задачи поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое лексическое значение слова, и научимся распознавать однозначные и многозначные слова. Ребята, мы определили тему урока и его задачи, за это получаем одну часть поезда.

- мышь.

- дружба.
- В толковом.

Читает определение слова мышь.
- млекопитающее и техника.

- Многозначные

Читает значение.

Говорит определение другой ученик
- Одно
- Однозначное

- Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.
- Научимся распознавать многозначные и однозначные слова.

- 1. Определять лексическое значение слова.
2. Составлять предложения с однозначными и многозначными словами.

3. Распознавать однозначные и многозначные слова.

«Открытие» нового знания

- Теперь на с. 40 найдите рядом со знаком галочка красными буквами написанное слово «Вспомните», что же нам предлагают вспомнить авторы учебника? …, прочитай, пожалуйста.

- Ребята, что такое лексическое значение слова?
- Верно, в начале урока мы узнали, что по лексическому значению слова бывают … Какие?

- Нужно дать определения данным словам. Посмотрите на слайд и соедините слова с определениями. Задание выполняете в парах, какие правила работы в парах вы знаете?
Читаю правила со слайда
- Что значит однозначные слова? …, прочитай.
- Что значат многозначные слова?

- На с. 41 дана схема. …, прочитай примеры слов, относящихся к однозначным.

- А многозначные? Прочитай, … . Почему данные слова отнесли к многозначным? Какие значения есть у слова каток?
Задаю данный вопрос к остальным словам.

- Девочки, сидящие за 1 партой, вы составляете 2 предложения с однозначными словами на ваш выбор, а 2 парта выбираете одно слово из многозначных и составляете 2 предложения с ним, так, чтобы у него были разные значения. Через 30 секунд проверим, что у вас получилось

- Молодцы, мы научились составлять предложения с однозначными и многозначными словами, и за это получили еще одну часть нашего поезда. Теперь встаем из-за парт. Проведем физ.минутку. 
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.

Читает текст.

- это то, что обозначает слово.

- Однозначные и многозначные.

- Работают двое, не перебивать, советоваться, не мешать другим.

- слова, имеющие одно лексическое значение.
- слова, имеющие два и более лексических значений.

Читает из учебника.

- Каток для катания на коньках, каток для катания асфальта. Язык – средство общения, еда, орган в полости рта.

Составляют предложения.

Выполняют физ.минутку.

Первичное закрепление

- Сели все правильно, спины прямо, ноги под углом.

- Ребята, следующее задание выполним в группе. Но для начала вспомним правила работы в группе.

Читаю со слайда правила.

- На парте у вас лежит лист с заданием. …, прочитай, что нужно сделать в задание?

- Вам дана таблица, а под ней напечатаны слова, в 1 столбик вам нужно вписать однозначные слова, во 2 многозначные. Как только будете готовы, сядьте правильно, чтобы я знала, что можем работать дальше.

- Проверим то, что у вас получилось.
Использую документ-камеру для проверки.

- В первом столбце у вас должны быть слова: кот, собака, хоккей, учитель, скрипка, молния, облако.
Во втором: иголки, шляпа, колокольчик, кисть, кран, мышь, бабочка.
- Почему вы отнесли слово иголки к многозначным? Какие значения у него есть?

Подобный вопрос задаю остальным словам.
- Молодцы ребята, вы научились определять однозначные и многозначные слова. За это мы получаем последнюю часть поезда и возвращаемся из страны «знаний» на наш урок.

- Выслушивать собеседников, относиться вежливо, не шуметь, быть внимательным.

- Распредели слова по столбикам.

Однозначные: кот, собака, хоккей, учитель, скрипка, молния, облако
Многозначные: иголки, шляпа, колокольчик, кисть, кран, мышь, бабочка

Иголки швейные, хвойные, ежика

Итог урока

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём? О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие слова относятся к однозначным? Дайте определение.
- А какие к многозначным?

- Приведите примеры многозначных/однозначных слов.

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».

- Да, мы научились распознавать однозначные и многозначные слова.

- Имеют одно значение
- Имеют два и более значений

Приводят примеры

-Да

Рефлексия

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0402/00056eb9-2bc1badb/img26.jpg

Дополняют предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Конспект урока по русскому языку 3 класс тема : "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"....

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Цель урокасоздать условия для организации и выполнения работы над ошибкамиЗадачи урока- формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работат...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...