Конспект урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Григина Оксана Николаевна

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола". Урок направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_neopredelyonnaya_forma_glagola.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока

по формированию  функциональной грамотности

 младших школьников

на уроках русского языка

по теме «Неопределённая форма глагола», 3 класс

                                                                 Составила

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                        Григина О.Н.

2021 г.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Неопределённая форма глагола

Цель

Дать определение термина «неопределённая форма глагола»; познакомить с суффиксами глаголов в неопределённой форме;

Задачи

1.Совершенствовать предметные умения:

-различать глаголы неопределённой формы от глаголов других форм;

-выделять суффикс глаголов в неопределённой форме;

-образовывать неопределённую форму по вопросам;

- находить глаголы неопределённой формы в предложении;

2.Формировать УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу; совместно с учителем составлять план и последовательность действий;

давать оценку (осознавать качество усвоения темы); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД);

- осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; проводить рефлексию содержания учебного материала (Познавательные УУД);

-планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определить функции участников) (Коммуникативные УУД)

Оборудо

вание

-учебник русского языка для 3 класса, часть2,стр.72-73

(УМК «Перспектива»)

- карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельностьучащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Вступительное слово

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!

Слушают учителя.

2. Актуализация

и пробное учебное действие

-На предыдущих уроках мы с вами говорили о самостоятельной части речи – глагол.

-Расскажите, что вы знаете о  глаголе.

-Ребята, прочитайте стихотворение(приложение 1)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!

Задание 1

Приём «Проблемная ситуация»

-Найдите в  стихотворении глаголы.

-Определите число, время глаголов.

Глагол –часть речи,обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по числам, по временам, по родам в прошедшемвремени.

Самостоятельно выполняют задание на листочках 3 минуты

Пришли(  мн.ч.,прош.вр.), учиться (?),не лениться (?),  трудиться(?),

работаем (мн.ч., наст.вр.), слушаем (мн.ч., наст.вр.).

3. Выявление места и причины затруднения

Организует проверку. Фиксирует разное выполнение заданий на доске.

-Какое было задание?

-Все ли справились с ним и одинаково выполнили?

- Почему записаны разные варианты задания?

-Может быть,  нам не хватает каких-то знаний о глаголе?

3-4 учащихся записывают ответы на доске.

-Определить число, время глаголов.

-Нет.

-Да. Предлагают свои варианты ответов.

4. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, что мы с вами пока не умеем делать с некоторыми глаголами?

- Цель нашего урока, познакомиться с понятием «неопределённая форма глагола», познакомиться с суффиксами глаголов в неопределённой форме.

Итак, на доске записаны слова.

Задание 2. Приложение 2

Разделить слова на 2 группы

Идти, прибегу, написала, выслушать, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, корысть, найти.

Глаголы неопределённой формы

Глаголы прош.вр, наствр, буд.вр.

Оценивать данное задание мы будем по критериям(записаны на доске)

«5»-если все слова записаны верно

«4»-если допущены1-2 ошибки

«3»- если допущены 3  ошибки

-Для того чтобы справиться с заданием, мы с вами составим план действий, который поможет нам достичь цели.

План:

(Записывается на доске.Приложение 3.)

1. Прочитать в учебнике сообщение профессора Самоварова на стр. 72.

-Познакомившись с новым понятием, можем ли мы вернуться к первому заданию? Зачем нам это необходимо?

2.Задание 1. Проверить,выполнить верно.

- Чтобы научиться отличать глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопр.форме, что нам поможет?

3. Тренировочные задания, которые помогут отличать глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопр.форме

- Не можем определить признаки некоторых глаголов.

Работают в парах, договорившись  между собой, кто будет записывать, и кто будет помогать.

-Можем.

- Чтобы верно выполнить задание.

- Выполнение упражнений в учебнике.

5. Практическая деятельность

по реализации построенного проекта

ФИЗМИНУТКА

1

- Откройте страницу 72 и прочитайте сообщение профессора Самоварова.

2.Положите перед собой листочки с первым заданием.

- В каких глаголах вы не смогли определить число, время.

- Можно ли это сделать? Обоснуйте свой ответ.

- Определите суффикс данных глаголов.

- Придумайте глаголы неопр.формы с суффиксами -ти,

-чь

-Кто допустил ошибки в первом задании-исправьте.

Задание3.

- А сейчас переходим к выполнению упражнения 132 на стр.72 Распределить глаголы неопр.формы на группы по вопросам что делать? что сделать? Записать в два столбика, выделить суффиксы

-Следующее задание мы выполним в парах.  Возвращаемся к заданию 2 и проверим, умеете ли вы различать глаголы неопределённой формы от глаголов других  форм.

Учитель совместно с детьми организует проверку работ, оценивают по критериям, исправляют ошибки.

- Какое слово осталось? Почему? Знакомо ли вам оно?

- Обратимся к словарю Ожегова.

КОРЫСТЬ, -и, ж. 1. Выгода, материальная

польза.

-Хотелось бы вам дружить с корыстными людьми?

- Найдите слово, которое может быть существительным и глаголом в неопределённой форме. 

-Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?что сделать?, называются глаголами неопределённой формы:читать,спеть.

Это начальная форма глагола

(инфинитив).

Глаголы в  неопределённой форме не изменяются ни по временам, ни по числам.

Глаголы в  неопределённой форме на конце имеют суффиксы –ть, -ти, -чь: жить-прожить, везти-увезти, беречь-сберечь.

-Учиться,не лениться,  трудиться.

-Нельзя, т.к. они отвечают на вопрос что делать? Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то он является глаголом неопределённой формы и не изменяется ни по временам, ни по числам.

-ть

Предлагают свои варианты

Выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой

Выполняют работу в парах  с последующей проверкой

Корысть.

Т.к. это имя существительное.

Предлагают свои варианты

-Печь

6. Первичное закрепление

с комментированием

во внешней речи

Задание 4

Приём игра «Будь внимателен!»
(на слайде).

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

 Зарубить на носу – …

Клевать носом – …

 Пропустить мимо ушей – …

 Вставлять палки в колеса – …

 Делать из мухи слона – …

 Обвести вокруг пальца – …

 Держать язык за зубами – …

Отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре

Запомнить

Дремать

Прослушать

Мешать

Преувеличивать

Обмануть

Молчать

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 5.

Приём игра «Добавь следующее слово»

- Назови слова в неопределённой форме .

Задание 6.

- Попробуйте разделить слова на две группы. Выполните  задание разными способами.

Варианты деления на две группы

1Глаголы неопр.ф            Глаголы прош.вр.

Смотреть                              смотрел

Прочитать                           читал

ставить                                ставил

строить                                 построил

побежать                               бежал

держать                               держал

2.Глаголы                                Глаголы

без приставки                          с приставкой

 ставить                            прочитать

смотреть                             побежать

строить                              построил

держать

3.Глаголы с                               Глаголы с

безударной                                 ударной

гласной                                       гласной

в корне                                         в корне

смотрел                           читал

смотреть                         ставил                          прочитать                      ставить

бежал                              строить

побежал          

держать          

держал                                      построил

Ученик называет глагол в неопределённой форме и передаёт эстафетную палочку соседу. Тот придумывает второй глагол, назвав сначала

первый.

8. Включение в систему знаний и повторение

Выборочная проверка работ обучающихся.

– Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

– Какие окончания имеют данные глаголы?

– Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число.)

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их ответы

9. Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель мы поставили на уроке?

- Продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я умею…

Мне захотелось…

Познакомиться с понятием «неопределённая форма глагола», познакомиться с суффиксами глаголов в неопределённой форме.

10. Перспектива.

Постановка д.з

-Было ли сложно выполнять задания?

-Нужно ли нам ещё повторять и закреплять знания по этой теме?

-На следующем уроке мы продолжим изучение темы, а дома вы выполните упр.134 стр.73

Чтобы получить «5», нужно выписать глаголы неопределённой формы и выделить суффиксы, чтобы получить «4», нужно списать пословицы и подчеркнуть глаголы.

-Да.

-Нужно

Приложение 1.Задание 1. Определить число, время глаголов.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!

Приложение 2. Разделить слова на 2 группы.

Идти, прибегу, написала, выслушать, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, корысть,  найти.

Глаголы неопределённой формы

Глаголы прош.вр, наст вр, буд.вр.

Приложение 3.

План:

1. Прочитать в учебнике сообщение профессора Самоварова на стр. 72.

2.Задание 1. Проверить,выполнить верно.

3. Тренировочные задания, которые помогут отличить глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопределённой форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...