Тема педагогического проекта: «Давайте говорить правильно на уроках русского языка во внеурочной деятельности».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Валентина Владимировна Васильева

Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Также можно отметить и то, что владение правильной разговорной речью, культурной речью является нормой для устного и письменного литературного языка, то есть помогает не только правильно выражать устно свои мысли, но и стать нормой при написании своих мыслей. Правильная речь ребёнка и его правильная речь при письме связана с культурой общения в его ближайшем окружении. У нас складывается определенное впечатление о человека, когда мы слышим, как он говорит, как он формирует свои мысли, как он переносит их на бумагу. Правильная речь человека – это немаловажный фактор образования. И если человек, тем более ребёнок, в своей речи употребляет слова – паразиты, ставит неправильно ударения, использует ненужные слова, то мы его считаем некультурным и неприятным. Речь – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим людям. То, как человек использует богатство языка, показывает его образованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_metodicheskaya_tema_vasileva_v.v.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического проекта:

«Давайте говорить правильно на уроках русского языка

во внеурочной деятельности».

Разработала: Васильева В.В.

Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Также можно отметить и то, что владение правильной разговорной речью, культурной речью является нормой для устного и письменного литературного языка, то есть помогает не только правильно выражать устно свои мысли, но и стать нормой при написании своих мыслей. Правильная речь ребёнка и его правильная речь при письме связана с культурой общения в его ближайшем окружении. У нас складывается определенное впечатление о человека, когда мы слышим, как он говорит, как он формирует свои мысли, как он переносит их на бумагу. Правильная речь человека – это немаловажный фактор образования. И если человек, тем более ребёнок, в своей речи употребляет слова – паразиты, ставит неправильно ударения, использует ненужные слова, то мы его считаем некультурным и неприятным. Речь – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим людям. То, как человек использует богатство языка, показывает его образованность.

Объект: младший школьник.

Предмет: процесс формирования правильной разговорной речи у младших школьников.

Цель:

  1. Разработать и апробировать комплекс правил по русскому языку во внеурочной деятельности направленный на формирование правильной разговорной речи у младших школьников.
  2. Разработать продукт практической деятельности учителя с учениками.

Задачи:

  1. Изучить особенности разговорной речи у младших школьников.
  2. Разработать комплекс правил по русскому языку, направленному на формирование правильной разговорной речи у младших школьников.
  3. Применить в практике деятельности учителя комплекс правил по русскому языку.
  4. Получить продукт практической деятельности учителя с учениками.

Ключевые слова: правильная разговорная речь, норма речи, культурная речь, языковая норма.

Продукт: учебно – методический комплекс правил по русскому языку у каждого учащегося.

Необходимое ресурсное обеспечение: разработанный учебный материал, техническая сторона, обеспеченность видео материалами.

Вариант работы по формированию правильной разговорной речи:

1. Слова-паразиты и тавтология

На днях, знаете, ээээ… было такое, когда я говорил, пытался сказать что-то и просто не мог ничего сказать, потому что нууу… я не знаю, просто ничего не приходит на ум.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

И с этим:

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

В первом случае — обилие ненужных слов, которые только навевают скуку на слушателей. Во втором удалён весь словесный мусор, однако явно хромает смысловая составляющая: предложение сухое, ни о чём. Третий же вариант дополнен нужными подробностями, которые открывают для слушателя картину происходящего. Живые, «наглядные» фразы без слов-паразитов и неоправданных повторов воспринимаются и запоминаются гораздо лучше.

Наиболее частые слова-паразиты: вот, как бы, просто, в общем, это самое, будем говорить, как говорится, короче, типа, ну не знаю, прямо, значит так, угу. При желании не так уж сложно избавиться от этих и прочих ненужных «наполнителей». Вот три действенных метода:

  1. Запишите свой разговор на диктофон, а потом послушайте и проанализируйте. Оцените, можно ли было сказать что-то более коротко, есть ли у вас слова-паразиты. Скорее всего, придёте к выводу, что лучше вообще не заполнять паузы, чем вставлять в них невнятное мычание или лишние повторы.
  2. Попросите друга записать для вас какой-нибудь раздражающий звук. Это может быть громкий гудок или скрежет. И пусть он его включает каждый раз, когда вы снова употребите в беседе запретное слово.
  3. Многие лучше воспринимают информацию в письменном или печатном виде. Попробуйте составлять короткие заметки (речи, диалоги). Затем перечитывайте их и спрашивайте себя, можно ли сделать каждое предложение более коротким, образным и мощным. Конечно, все мы пишем и говорим по-разному, у каждого свой стиль, но общие принципы всё же есть.

2. Проблемы с ритмом речи

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами в языке тела, но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный спор. Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных ударениях. Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Во внеурочное время, в рамках уроков по русскому языку проводились занятия по формированию правильной разговорной речи, при рассмотрении различного рода речевых ошибок, ошибок общения. В данном учебном 2019 – 2020 учебном году панируется продолжение проведения занятий по формированию детской культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности

Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...

Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и,...

Педагогический проект «Читаем вместе» как средство формирования читательской компетенции во внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание и...

Рабочие листы к урокам русского языка, занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (2 класс).

Рабочие листы могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях внеурочной деятельности "Путь к успеху" во 2 классе....