План-конспект обучающего изложения. 4 класс. Текст " Птенец" (Ю. Дмитриев )
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Цели: совершенствовать умения озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями.

Формируемые УУД: п. – умение применять полученные знания при составлении письменного пересказа; к. – владение разными видами речевой деятельности; р. – работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя.

Оборудование: тексты изложения для орфографической работы  (Приложение 2),  таблица для работы с планом (Приложение 3), презентация с изображениями дроздов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект обучающего изложения. 4 класс.

Цели: совершенствовать умения озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями.

Формируемые УУД: п. – умение применять полученные знания при составлении письменного пересказа; к. – владение разными видами речевой деятельности; р. – работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя.

Оборудование: тексты изложения для орфографической работы  (Приложение 2),  таблица для работы с планом (Приложение 3), презентация с изображениями дроздов.

  1. Организационный момент
  2. Самоопределение к деятельности.

- Что такое изложение? Для чего нужно учиться писать изложение?

- Прочитайте название текста изложения и предположите, о чем будет текст. (Обучающиеся высказывают свои предположения о содержании текста, тем самым повышается интерес к заданию)

3. Первичное чтение.

- Послушайте текст и проверьте свою догадку.

Учитель читает текст изложения.

- У кого совпали догадки?

4. Проверка первичного восприятия.

- О птенцах каких птиц идет речь? (Дроздов)

- Откуда упал птенец?

- Какого цвета был его клюв?

- Как звали друга рассказчика?

Я нашла интересные факты о дроздах. 1. Дрозды не умеют ходить по земле, они могут передвигаться только прыжками. 2. Стая дроздов может опустошить среднее по размерам сельскохозяйственное поле. 3. Яйца у дроздов голубого цвета.

Учитель показывает презентацию с фотографиями дрозда.

5. Орфографическая работа.

Приложение 2. Обучающиеся по цепочке вставляют пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

6. Составление плана текста.

- Сколько частей в этом тексте? Как вы это поняли? (Каждая часть начинается с красной строки)

- Сколько будет пунктов в плане этого текста (четыре).

Работа с частями текста (проводится с каждой частью):

- Один ученик читает часть текста со знаками пунктуации.

- Обучающиеся озаглавливают эту часть.

- Запись слов «помощников» на отдельный лист (Приложение 3). Такими словами могут быть словарные слова или сложно-запоминающиеся слова, а так же глаголы описывающие действия героев. На эту работу отводится от 1 до 3 минут.

- Один ученик пересказывает часть с точками.

7. Полный пересказ текста (если есть на это время).

8. Запись изложения.

Перед записью учитель еще раз читает текст, интонацией выделяя части и предложения.

После записи, один или несколько учеников читают текст своих изложений.

9. Рефлексия.

- Какое задание выполняли на сегодняшнем уроке? В чём его особенность?

- Что вызвало затруднения?

- Что у вас получилось хорошо?

Приложение 1.

Изложение "Птенец"

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. 

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. 

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы посадили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только от гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. 

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. 

Ю. Дмитриев 

Примерный план: 

1. Тревожные крики птиц. 
2. Птенчик в беде. 
3. Птенец снова дома. 
4. Первое знакомство. 

Приложение 2.

Изложение

"Птенец"

Однажды мы с Димой услышали в л__су громкие г__лосадр__здов. Мы подошли к б__льшому дер__ву, где кр__жились птицы. Из тр__вы донёсся тоненький писк. 

Мы осторожно р__здвинулитр__винки и увидели пт__нца. Пт__нчик был крошечный и гол__вастый. Он то и дело откр__вал б__льшой, жёлтый по кр__ям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. 

Нев__соко от з__мли среди веток в__днелось гнездо. Мы посадили пт__нца в гн__здо. Др__зды сразу смолкли. Только от гн__зда ещё дон__сился писк. Это г__лодные д__тишки требовали, чтобы их нак__рмили. 

Так мы с Димой вп__рвые увидели крошечных птенчиков. 

Изложение

"Птенец"

Однажды мы с Димой услышали в л__су громкие г__лосадр__здов. Мы подошли к б__льшому дер__ву, где кр__жились птицы. Из тр__вы донёсся тоненький писк. 

Мы осторожно р__здвинулитр__винки и увидели пт__нца. Пт__нчик был крошечный и гол__вастый. Он то и дело откр__вал б__льшой, жёлтый по кр__ям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. 

Нев__соко от з__мли среди веток в__днелось гнездо. Мы посадили пт__нца в гн__здо. Др__зды сразу смолкли. Только от гн__зда ещё дон__сился писк. Это г__лодные д__тишки требовали, чтобы их нак__рмили. 

Так мы с Димой вп__рвые увидели крошечных птенчиков. 

Приложение 3.

План текста

Слова «помощники»

1.

2.

3.

4.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение повествовательного текста "Две встречи"

В данной презентации представлен текст изложения, план, опорные слова для письменной передачи текста....

Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова «Алёшкина яблоня».

Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова «Алёшкина яблоня»....

Обучающее изложение по тексту "Заботливый зверёк"

Урок, презентация и карточка для слабомотивированных учащихся....

Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом для 3 класса. Скворец

Предмет Русский языкКласс3Тема урока Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом Дидактическая цель Обучение изложениюПланируемые образовательные результатыЛи...

«Обучающее изложение повествовательного текста».

Одним из видов работы над развитием связной речи младших школьников является написание изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, впечатления окружающего ...

Презентация к обучающему изложению (по тексту Ю. Дмитриева) в 4 классе

Презентация подготовлена к  тексту изложения в курсе «Русский язык» для 4 класса авторов В.П. Канакиной и  В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).По усмотрению учителя м...