Родной русский язык. Для чего нужны синонимы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Петрунина Ирина Александровна

Родной русский язык. Для чего нужны синонимы. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_2_klass.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Петрунина Ирина Александровна

Класс: 2 класс

Тема. Для чего нужны синонимы.

 Цель: дать представления о роли синонимов в речи.

 Задачи.

Образовательная: формировать умение находить  синонимы; учить использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации. Воспитательная: воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач.

Развивающая: развитие памяти, мышления, воображения, речи.

Планируемые результаты: научиться находить синонимы в речи; аргументировать ответы, доказывать своё мнение.

Этап

Ход урока

Деятельность учеников

  1. Самореализация к учебной деятельности (1-2 мин)

  1. Актуализация знаний (5-6 мин)

  1. Постановка учебной задачи (2-3 мин)

  1. Построение проекта выхода из затруднения (10 – 11 мин)

  1. Первичное закрепление (4-5 мин)

  1. Самостоятельная работа (4-5 мин)

  1. Включение в систему знаний и повторений (4-5 мин)

  1. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Доброе утро любители русского языка. Я рада видеть ваши радостные, счастливые, весёлые лица.

Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме. Перед тем, как отправиться в удивительный мир русского языка, вспомним правильное написание букв и их соединение.

На доске запись: О смелом и храбром люди долго помнят.

Прочитайте предложение, которое записано на доске.

Спишите его, обозначьте места соединения букв.

Что вы сейчас записали?

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Что означает храбрый?

Что означает смелый?

Какие это слова по смыслу?

Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет ее завершить.

Жили были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища. Сказал псу:

- Какой, же ты толковый пёс.

Пёс стал спорить:

- Нет, я не толковый, а умный!

Кот говорит:

- Как ты, пёс, любезно разговариваешь!

А пёс знай себе не соглашается:

- Я разговариваю не любезно, а вежливо!

И началась у них ссора. Мимо летела ворона и сказала:

- Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно- вежливо – это слова … (синонимы)

- Кто может назвать тему урока?

- Какая цель на уроке?

- Какую проблему надо решить?

У вас на парте рабочие листы (Приложение 1). Чтобы проверить насколько хорошо вы знаете синонимы –выполните упражнение 1. Подберите к каждому слову синоним. Соедините слова парами.

Откройте учебники на странице 80. Проверьте себя. Оцените свою работы.

-Поднимите руку, кому было легко подбирать синонимы?

-Кому сложно?

-Что делать, если не получается подобрать синоним?

В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом.

Я распечатала вам синонимные ряды слов (Приложение 2).

Упражнение 2. Найдите и допишите к каждому слову ещё по одному синониму. Если у вас возникнут затруднения, то вы можете обратиться за помощью к соседу по парте.

- Какие же слова можно назвать синонимами? Проверим, насколько правильно мы сделали вывод. Прочитайте правило на стр.80.

Для чего нам нужны синонимы?

Может можно обойтись без них?

Упражнение 3. Прочитайте про себя стихотворение.

Какое слово повторяется несколько раз?

Красиво ли звучит наша речь?

Прочитайте выразительно стихотворение.

Какое стихотворение вам понравилось больше?

Какими словами И. Токмакова заменила слово «замерзает»?

Что обоозн7ачают все эти слова?

Физминутка

Кому интересно? Кому легко?

Чтобы вам было еще интереснее и легче мы потренируемся различать синонимы. Выполните упражнение 4. Прочитайте слова и зачеркните лишнее слово.

Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 83. Прочитайте слова. Используем ли мы эти слова в современной речи? А где мы можем встретить устаревшие слова?

Чтобы разобраться в значении этих слов, вы сейчас поработаете исследователями. В одиночку очень тяжело что-либо исследовать, поэтому будете работать по группам.

Соотнесите карточки слов современного языка с устаревшими словами. Какие пары у вас получились?

Совершив такое путешествие по миру синонимов, вы обязательно справитесь со следующим заданием, которое я проверю и оценю. Выполните задание №5. Это задание включает упражнения разного уровня. Уровень 1 – легкий, уровень 2 – средний, уровень 3 – повышенный.

Оцените свои возможности и выполните то задание, с которым вы справитесь, или которое вам больше понравилось, или которое вы бы хотели попробовать сделать.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достиг ли урок цели?

-Какие задания вам понравились больше всего?

-Какие задания вызвали затруднения?

-Дайте оценку своей работе на уроке – нарисуйте смайлик.

Вы прекрасно поработали. Спасибо за ваш труд.

Проверка готовности к уроку

Списывание

Фронтальный опрос

Самопроверка

Самооценка

Работа в паре.

2 ученика на развороте доски.

Взаимопроверка.

Работа в группе

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

ДРУГ

ТЕМНОТА

РАДОСТЬ

ИДТИ

БЫСТРО

ГРОМКИЙ

МРАК

ПЛЕСТИСЬ

ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ

ПРИЯТЕЛЬ

ВОСТОРГ

СТРЕМГЛАВ

Задание 2

Рабочий лист к уроку

Задание 1

ДРУГ

ТЕМНОТА

РАДОСТЬ

ИДТИ

БЫСТРО

ГРОМКИЙ

Задание 3

Замерзает осинка,

Замерзает на ветру,

Замерзает на солнышке,

Замерзает в жару.

Задание 4

Умный, тёплый, толковый, мудрый.

Задание 5

Уровень 1

Выпиши синонимы к слову радость: восторг, умиление, горе, весёлость.

Уровень 2

Выпиши синонимы парами: дети, врач, ребята, труд, доктор, работа

Уровень 3

Спишите предложения, заменив выделенные слова подходящими по смыслу синонимами.

В прозрачной воде мелькают мальки. Плакучая ива печально смотрит в воду.

Приложение 1

Быстро – стремительно, торопливо, спешно, мгновенно, моментально.

Громкий – визгливый, звонкий, раскатистый, заливистый.

Друг – товарищ, союзник, старина, приятель.

Идти – двигаться, плестись, следовать, стремиться, шагать, направляться.

Радость – восторг, умиление, упоение, триумф, торжество, веселье.

Темнота – мрак, мгла, тьма, чернота, темень, серость.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по родному (русскому )языку, 2 класс, "Синонимы и антонимы"

урок по родному (русскому )языку, 2 класс...

Урок по русскому языку "Для чего нужна речь"

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе...

Урок родного русского языка для 2 класса на тему "Для чего нужны синонимы?"

Данный урок даёт детям представление о роли синонимов в речи. Задачи урока: формировать умение находить синонимы, использовать их в зависимости от речевой ситуации, расширить словарный запас учащихся...

Урок родного языка (русского) во 2 классе "Для чего нужны синонимы?"

На уроке родного русского языка "Для чего нужны синонимы?" дети получат представление о синонимах, выяснят их значение, научатся использовать их в речи...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...

Конспект урока по родному(русскому) языку "Для чего нужны антонимы?" 2 класс.

Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов и распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам...

Разработка урока по родному русскому языку. 3 класс. Тема:" Для чего нужны суффиксы"?

Подробный план урока с  указанием этапов, целеполагия на каждом этапе урока, освещен деятельностный аспект урока по ФГОС...