Теоретический материал по русскому языку за курс начальной школы
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Маслова Людмила Николаевна

Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями: язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средством общения и средством выражения чувств, настроений; умения говорить, читать и писать. на родном языке являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся; язык служит важным средством воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_material_za_kurs_nachalnoy_shkoly.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал

по русскому языку

за курс начальной школы.

ФОНЕТИКА

а

о

у

э

ы

л

м

н

р

й

б

в

г

д

ж

з

ъь

я

ё

ю

е

и

п

ф

к

т

ш

с

ц

х

щ

ч

  1. В русском алфавите 33 буквы. Из них – 10 гласных, 21 - согласная,
    2 – беззвучных буквы.
  2. Буквы – это то, что мы видим и читаем,  а звуки мы слышим и говорим.
  3. Главное отличие гласных от согласных заключается в том, что гласные произносятся без преград.
  4. Гласных звуков всего 6 – а, о, у, и, ы, э
  5. Йотированных гласных букв – 4. (я, ю, е, ё). Они дают 2 звука, если стоят вначале слова, после гласной, после твёрдого или мягкого знака

я

ю

ё

е

й

а

й

у

й

о

й

э

  1. Если йотированные гласные стоят после согласного, то они обозначают один звук: я – а,   ю – у,   ё – о,   е - э
  2. Гласные могут быть ударными или безударными.
  3. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  4. У согласных есть постоянные признаки: парные или непарные, звонкие или глухие.
  5. Мягкость или твёрдость согласных зависит от стоящих после них букв. Если после согласной стоит мягкий знак или буквы Я, Ю, Ё, Е, И, то согласная будет мягкой. Во всех остальных случаях она будет твёрдой.
  6. Некоторые согласные – Й, Щ, Ч – всегда мягкие, а согласные – Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые.
  7. Твёрдый знак является разделителем и пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными Я,Ю,Е,Ё.
  8. Мягкий знак является смягчителем, если стоит в конце слова или между согласными.
  9. Мягкий знак является разделителем, если стоит после согласной перед гласными Я, Е, Ю, Ё, И.
  10. Слова переносятся по слогам. Нельзя переносить или оставлять на строчке одну букву, даже если она является самостоятельным слогом.
  11. При переносе нельзя отделять от гласной букву Й,
    от согласной Ь или Ъ знаки.
  12. Удвоенные согласные при переносе разделяются знаком переноса.  

Фонетический разбор

  1. Разделить слово на слоги, поставить ударение.
  2. Охарактеризовать каждый звук.
  1. Гласный – ударный или безударный
  2. Согласный – парный или непарный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
  1. Подсчитать количество букв и звуков.

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  1. Слово состоит из корня, приставки, суффикса, окончания.
  2. Часть слова без окончания называется основой слова. В однокоренных словах основы различные. В различных формах слова основы одинаковые.
  3. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Чтобы найти окончание надо изменить слово по вопросам. (кого?, чему?. какого?, какими? что делают? что делает?)
  4. Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные родственные слова.
  5. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  6. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Обозначение частей слова.  

  1. Словообразование – это образование новых слов с помощью приставок и суффиксов и сложением основ с соединительными гласными О. Е.
  2. Приставки  О-, ОБ-, ОТ-, ПОД-, ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, В-, С-, ВЫ-, ПЕРЕ- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.
  3. Приставки РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-,ВЗ-  и другие, оканчивающиеся на З, пишутся перед гласными и звонкими согласными.
  4. Приставки РАС-, ИС-, ВОС-,БЕС-,ВС- и другие, оканчивающиеся на С, пишутся перед глухими согласными.
  5. Чтобы правильно написать суффикс ЕК или ИК, надо поставить это слово в Родительном падеже. Если гласный звук выпадает, то надо писать Е, если гласный не выпадает – то пишется И. (Сыночек – сыночка,  носик – носика.)
  6. Чтобы правильно написать окончание в существительных после шипящих и Ц, надо поставить ударение. Если окончание ударное, то пишется О, если окончание безударное, то пишется Е.
  7. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить это слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  8. Чтобы правильно написать парную согласную на конце слова или перед другой согласной, надо изменить слово так, чтобы после этой согласной стоял гласный звук.

Разбор слова по составу.

  1. Изменить слово по вопросам и выделить окончание.
  2. Выделить основу слова.
  3. Подобрать однокоренные слова и выделить корень.
  4. Выделить приставку и суффикс.

Имя существительное.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?
  2. Существительные бывают:
  1. одушевлённые (отвечают на вопрос КТО?,  - люди, животные) и  неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО)
  2. собственные (ФИО людей, клички животных, географические и другие названия) и нарицательные (общие названия предметов)
  1. имеет 3 рода: мужской – он мой,  женский – она моя и средний – оно моё.
  2. делится на 3 склонения в зависимости от рода и окончания.
  1. 1 склонение – существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, -Я
  2. 2 склонение – существительные мужского рода без окончания и среднего с окончаниями –О, -Е
  3. 3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце.
  1. Существительные изменяются :
  1. по числам - существительные единственного числа обозначают один предмет, множественного числа - два и более предметов. В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам. (Ед. число  - золото, здоровье, добро, и т.д. Мн. число – ножницы, шахматы, санки, качели и т. д.)
  2. по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением существительных.

вопросы

Смысловые вопр.

предлоги

Ип

кто? что?

Рп

кого? чего?

откуда? где? куда?

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

Дп

кому? чему?

где? куда?

к, по

Вп

кого? что?

где? куда?

в, во, на, за, через, про

Тп

кем? чем?

где? куда?

с, за, под, над, между,

Пп

о ком? о чём?

где?

о, об, в, во, на, при

  1. В русском языке есть неизменяемые имена существительные (шоссе, пальто, радио, метро, кино и т.д.)
  2. Написание безударных падежных окончаний надо проверять по ударным падежным окончаниям.
  3. Таблица «опасных»окончаний

1скл.

2 скл

3 скл

Рп

и

и

Дп

е

и

Пп

е

е

и

  1. Начальной формой имени существительного является существительное единственного числа в именительном падеже.
  2. У существительных, оканчивающихся на шипящий в женском роде пишется мягкий знак, в мужском роде – не пишется.
  3. Существительные в именительном падеже в предложении бывают подлежащими, во всех остальных падежах – дополнениями или обстоятельствами.

Разбор имени существительного

  1. Часть речи.
  2. На какой вопрос отвечает
  3. Начальная форма ( И.п. ед.ч)
  4. По начальной форме определяем: одуш. или неодуш., собств. или нариц.,  род, склонение)
  5. По первому слову определяем число и падеж.
  6. Член предложения


/


Имя прилагательное.

  1. Имя прилагательное  - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
  2. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной, дают оценку предмету, явлению природы.
  3. Имя прилагательное изменяется
  1. по числам (единственное и множественное число)
  2. в единственном числе – по родам:
    мужской род – какой? (-ой, -ий, -ый),
    женский род – какая? (ая, яя),
    средний род – (какое? ое, ее)
  3. по падежам

мужской

средний

И п

какой? (ой, ий, ый)

какое? (ое, ее)

Р.п

какого? (ого, его)

Д.п

какому? (ому, ему)

В.п

какой? (ой, ий, ый)

какого? (ого, его)

какое? (ое, ее)

Т.п

каким? (ым, им)

П.п

о каком? (ом, ем)

женский

множественное число

И п

какая? (ая, яя)

какие? (ие, ые)

Р.п

какой? (ой, ей)

каких? (их, ых)

Д.п

какой? (ой, ей)

каким? (ым, им)

В.п

какую? (ую, юю)

какие? (ые, ие)

Т.п

какой? (ой, ей)

какими?(ыми,ими)

П.п

какой? (ой, ей)

о каких? (ых, их)

  1. Имя прилагательное поясняет имя существительное, поэтому род, число, падеж имени прилагательного зависит от того имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.
  2. В предложении имя прилагательное является определением.

Имя числительное.

  1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой или который?
  2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые, простые и сложные.
  3. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов при счете (пять, двадцать и т.д.)
  4. Порядковые числительные отвечают на вопрос который и обозначают порядок предметов при счете (второй, десятый и .т.д.)
  5. Простые числительные имеют один корень (один, два, десять, сорок, сто, первый, сотый и т.д.)
  6. Сложные числительные имеют два корня. (шест – надцать, два-дцать и т.т д)
  7. Числительные изменяются по падежам.
  8. Числительное ОДИН изменяется по родам (один, одна, одно). Числительное ДВА имеет только две формы (два, две)
  9. На конце простых числительных 5, 6, 7, 8, 9, 10 пишется мягкий знак. Если они входят в состав сложных числительных со вторым корнем дцать, то мягкий знак в середине не сохраняется (пятнадцать, семнадцать и т.д.) Если они входят в состав сложных числительных с корнями десят, сот, то мягкий знак сохраняется в середине слова (пятьдесят, пятьсот и т.д.)

Местоимение.

  1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
  2. Личные местоимения имеют 3 лица.

Единственное число

Множественное число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он,она,оно

они

  1. Местоимения изменяются по падежам.

И.п

кто?

я

мы

ты

вы

Р.п

кого?

меня

нас

тебя

вас

Д.п

кому?

мне

нам

тебе

вам

В.п

кого?

меня

нас

тебя

вас

Т.п

кем?

мной

нами

тобой

вами

П.п

о ком?

обо мне

о нас

о тебе

о вас

И.п

кто?

он

оно

она

они

Р.п

кого?

его

его

её

их

Д.п

кому?

ему

ему

ей

им

В.п

кого?

его

его

её

их

Т.п

кем?

им

им

ею

ими

П.п

о ком?

о нём

о нём

о ней

о них

  1. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
  2. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н.  Его – у него, ими – с ними, её – для неё и т.д.
  3. Личные местоимения могут заменить существительное
  4. Местоимения в именительном падеже является подлежащим, а в косвенных падежах – дополнением.


Наречие.

  1. Наречие – часть речи, которая обозначает качество или признак  действия  и отвечает на вопросы когда? где? как? куда? откуда? и т.д.
  2. Наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у наречий нет окончаний, есть только суффиксы.
  3. По смыслу наречие обычно связано с глаголом.
  4. В предложении наречие выполняет роль обстоятельства.

Глагол.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.
  2. Глагол имеет начальную форму, которая называется инфинитив или неопределённая форма глагола (ничего нельзя определить, кроме вида и спряжения). Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать. Глагол неопределённой формы имеет суффиксы –ть,  -ти, -чь.
  3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
  1. совершенный вид глагола указывает на завершенность действия и отвечает на вопрос что сделать? (в вопросе приставка с)
  2. глаголы несовершенного вида указывает на незавершенность действия и отвечают на вопрос что делать?
  1. Глаголы изменяются по временам. Они имеют 3 формы времени: настоящую, прошедшую и будущую.
  1. глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в данный момент (сейчас).
  2. глаголы будущего времени показывают, что действие будет происходить после этого момента (потом, завтра). У будущего времени есть две формы: простое и сложное. Форма простого будущего времени образуется от глаголов совершенного вида (поиграю), а форма сложного будущего времени образуется от глаголов несовершенного вида с вспомогательным глаголом быть. (буду играть)
  3. прошедшее время показывает, что действие уже произошло. (раньше, вчера.) У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л. Перед  суффиксом Л. пишется ещё один суффикс тот же, который стоит перед ТЬ в неопределённой форме. (обидеть – обидел)
  1. Все глаголы изменяются по числам.
  2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
  3. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Окончание глагола зависит т рода. В мужском роде – нулевое, в женском – а, в среднем – о.
  4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. При спряжении изменяются окончания глаголов. Для спряжения используются личные местоимения. Глагол имеет 2 спряжения.
  5. Глаголы 1 спряжения в настоящем и простом будущем времени имеют окончания  -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют)
  6. Глаголы 2 спряжения в настоящем и простом будущее имеют окончания –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
  7. В сложном будущем времени изменяется только глагол БЫТЬ, (буду, будешь, будет, будем, будете, будут), второй глагол пишется в неопределенной форме.
  8. Есть 3 способа определения спряжения глаголов.
  1. по ударному окончанию (идём – 1спр., молчим – 2 спр.)
  2. если окончание безударное, то определяется по суффиксу неопределённой формы. Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2 спряжению, остальные к 1 спряжению.
  3. спряжение глаголов-исключений надо запомнить. К 1 спряжению относятся 3 глагола на ИТЬ – брить, стелить, зиждиться.
    Ко 2 спряжению относятся
    4 глагола на АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать) и 7 глаголов на ЕТЬ (видеть, смотреть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть, ненавидеть)
  1. На конце глаголов настоящего и простого будущего времени во втором лице пишется мягкий знак (ешь, ёшь, ишь)
  2. Перед частицей СЯ в глаголах неопределенной формы пишется Ь, так как в вопросе к ним тоже есть Ь (что делать? умываться, что сделать? умыться.)
  3. Перед частицей СЯ у глаголов 3 лица Ь  не пишется, так как в вопросе к этим глаголам нет Ь (что делает? умывается, что сделают? умоются)
  4. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение только те глаголы, которые без частице НЕ не употребляются. (Ненавидеть,  нести и т.д. )
  5. Перед глаголами никогда не бывает предлогов.
  6. В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.

Синтаксис.

  1. Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
  2. Предложения делятся на группы по цели высказывания и по интонации.
  3. По цели высказывания предложения бывают:
  1. повествовательные – это предложения, которые о чём-либо рассказывают.
  2. вопросительные – это предложения, содержащие вопрос.
  3. побудительные – это предложения, выражающие приказ, просьбу, побуждающие к действию.
  1. По интонации предложения бывают:
  1. восклицательные – предложения, произносимые с чувством, эмоционально, выражающие отношение говорящего к действию
  2. невосклицательные – нейтральные по эмоциональной окраске.
  1. Предложения бывают простые (одна основа) и сложные (две и больше основ)
  2. Предложения бывают полные (есть подлежащее и сказуемое) и неполные (есть или подлежащее, или сказуемое)
  3. Предложения бывают распространёнными (есть второстепенные члены) и нераспространёнными (нет второстепенных членов)
  4. Члены предложения бывают главными и второстепенными.
  5. Главные члены являются основой предложения.
  1. подлежащее – главный член предложения, отвечает на вопросы КТО?, ЧТО? и обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Выражается существительным или местоимением в И.п., подчёркивается прямой линией.
  2. сказуемое – главный член предложения отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ? и обозначает, что говорится о подлежащем.  Выражается глаголом, подчеркивается двумя линиями.
  1. Второстепенные члены  поясняют главные или второстепенные члены предложения.
  1. определение – отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ?, ЧЬЁ?, ЧЬИ?, выражается прилагательным или местоимением, подчёркивается волнистой линией.
  2. обстоятельство – отвечает на вопросы ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА? и т.д., выражается существительным или наречием, подчёркивается пунктирной линией с точкой.
  3. дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей, выражается существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией.
  1. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются однородными.
  2. Для связи однородных  членов предложения служат союзы (а, и, или, но, да и т. д)
  3. Если однородные члены предложения связаны одиночными
    союзами И, ИЛИ, ДА, то запятая между ними не ставится.
  4.  Если между однородными членами нет союзов или есть союзы  А, НО, то ставится запятая.
  5. Словосочетание – это соединение главного и зависимого слова. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является.
  6. Обращение – это слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение выделяется запятыми.
  7. Слово «пожалуйста» в предложении выделяется запятыми.
  8. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Она сопровождается словами автора. Знаки препинания ставятся так:
    Слова автора: «Прямая речь».
    «Прямая речь»,  - слова автора.
  9. Монолог – это речь одного лица.
  10. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, при котором они обмениваются репликами. Реплика каждого лица пишется с новой строки, впереди ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то знаки препинания такие же, только без кавычек.

Лексика.

  1. Лексика – это весь словарный запас языка. Каждое слово имеет две стороны – внешнюю (буквы и звуки) и внутреннюю (смысл слова).
  2. Если слово имеет несколько значений, оно называется многозначным. В предложении употребляется только одно из его значений.
  3. Слово может иметь прямое и переносное значение.
  4. Антонимы – это слова противоположные по значению.
  5. Омонимы – это слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
  6. Синонимы – это слова, близкие по значению.
  7. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из употребления и были заменены другими (щёки – ланиты, персты – пальцы).
  8. Вновь появившиеся слова, называющие новые предметы, называются новыми ( компьютер и т. д.)
  9. Стилистика – это наука, изучающая стили речи и употребление в  них языковых средств. Важнейшее требование стилистики – правильность, точность, ясность, умение подбирать нужное слово. Основные стили: разговорный, художественный и книжный.
  10. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
  11. Есть 3 вида текста.
  1. повествование – текст, в котором рассказывается о поступке или событии, отвечает на вопросы что случилось?, что произошло?
  2. описание – текст, в котором говорится о признаках предмета, отвечает на вопрос какой?
  3. рассуждение – текст, в котором объясняется причина событий, явлений природы, доказывается что-либо, отвечает на вопрос почему?, зачем?
  1. Риторика – это наука об искусстве речи. Основные требования риторики: отлично знать предмет речи, уметь собирать материал, уметь располагать материал и строить план рассказа.

Орфограммы, изучаемые в начальных классах.

  1. Сочетания ЖИ – ШИ пишется с буквой И.
  2. Сочетания ЧУ – ЩУ пишется с буквой У
  3. Сочетания ЧУ – ЩА пишется с буквой А
  4. Сочетания ЧК, ЧН пишется без мягкого знака.
  5. Чтобы проверить безударный гласный звук, необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором проверяемый звук станет ударным.
  6. Слова, в которых нельзя проверить безударный гласный звук, надо запомнить. Это словарные слова. Их написание основано на традиции.
  7. Парный согласный на конце слова или перед глухим согласным оглушается. Чтобы проверить парный согласный звук, надо изменить слово так, чтобы после  согласного был слышен гласный звук.  (зу(б. п) – зубы)
  8. Непроизносимые согласные (В, Д, Л, Т) – это согласные, которые не произносятся, но пишутся. Чтобы проверить непроизносимую согласную, нужно подобрать такое родственное слово, где бы этот согласный звук слышался чётко. (сердце – сердечко)
  9. Приставки всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.
  10. Приставка ПРИ пишется в том случае, когда идёт речь о приближении, присоединении. Приставка ПРЕ пишется в случае, если речь идет о преувеличении свойств предмета.  
  11. Приставки, оканчивающиеся на согласный З (из, воз, раз и т.д.) пишутся перед гласными и звонкими согласными. (разворот)
  12. Приставки, оканчивающиеся на С (ис, вос, рас и т.д.) пишутся перед глухими согласными. (рассказ)
  13. Чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ЕК, - ИК надо поставить слово в  Родительном падеже. Если гласная выпадает, значит надо писать буку Е, если не выпадает, то пишем букву И. (замочек – замочка, носик – носика)
  14. Чтобы правильно написать окончание у существительных после шипящих, надо поставить ударение. В ударном окончании пишется О, в безударном окончании пишется Е. (врачом, крышей)
  15. Слова с предлогами пишутся отдельно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы

Контрольная работа в виде тестов за  курс начальной  школы...

Тест по русскому языку за курс начальной школы

Тест по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговый аттестационный тест по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении экзамена по окончании начальной школы. В тесте даны задания, рекомендации по обработке о оценке результат...

Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

тест по русскому языку за курс начальной школы

В тесте содержатся задания по всем темам за курс русскго языка...