Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знакомство обучающихся с буквой Е е
  2. Уметь обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного буквой е

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ ПИСЬМО

Дата: 26.10.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ   №152»

Класс: 1 «В»

Урок: 2

Время: 08:50  Кабинет: 110

Студент: Стратулат Г. В.

Группа: 45

Учитель: Берсенева Е. М.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знакомство обучающихся с буквой Е е
  2. Уметь обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного буквой е

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (эмоциональный настрой)

Фронтальая

1. Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на работу. Проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, меня зовут Галина Валерьевна.

-Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Садитесь.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок!

-На доске прикреплена пословица: «Есть терпенье, будет и уменье».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, а для этого нужно терпение и усердие.

Личностные: самоопределение

К: планирование, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, проявление эмоциональной отзывчивости

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный (постановка вопросов)

Проблемный  (создание проблемной ситуации, пробное учебное действие)

Фронтальная, индивидуальная

1.Повторение пройденного материала

-Вспомните, с помощью чего мы общаемся?

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

-На что делятся слова?

-Из чего состоят слова?

-Какие бывают звуки?

-Какими бывают гласные звуки?

-Какими бывают согласные звуки?

-Молодцы!

2.Речевая разминка

-Прежде чем приступить к изучению нового материала, нам с вами нужно провести речевую разминку.

-Повторяйте со мной хором:

Ме-ме-ме – светлячки видны во тьме.

Не-не-не-пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре-носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле- стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве-васильки растут в траве.

-С помощью речи

-Из предложений

-Предложения состоят из слов связанных по смыслу

-На слоги

-Из звуков

-Гласные и согласные

-Ударные и безударные

-Звонкие и глухие, твердые и мягкие

Предметные:

Знать: отличие звуков от букв

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Работа  с заданием

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока                                  

Словесный (подводящий диалог, формулировка темы урока,)

Практический (выполнение упражнений, анализ, самоанализ действий)

Ф, И

 3.Целеполагание

-Рассмотрите иллюстрации в азбуке на странице 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?

-Как звали главного героя в сказке?

-Может быть кто-то уже знает, на какую букву начинается его имя?

-Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

Емеля поймал волшебную щуку, которую затем отпустил. Щука пообещала выполнять любое желание Емели. Сказка закончилась тем, что Емеля женился на царской дочери Марье- царевне.

-Емеля

Е

Буква Ее

\

Предметные:

Знать: содержание сказки

Уметь: логично излагать свои мысли

Р: целеполагание;

К: постановка вопросов;

П: формулирование познавательной цели

Работа с раздаточным материалом

«Открытие» нового знания

Построение детьми  ссоба действий  и формирование способности к его выполнению

Частично-поисковый (выполнение упражнений по выбранному плану)

Практический (работа с раздаточным материалом)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

1.Звуковой анализ слова  «Ели»

-Рассмотрите рисунок в красной рамке на странице 73

-Что изображено на рисунке?

-Произнесем по слогам.

-Как определим количество слогов?

-Сколько слогов в слове ели?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

-Произнесите первый слог протяжно.

-Какие звуки слышите?

-Сколько их?

-Какой первый? Произнесите.

-Это гласный или согласный звук?

-Как вы это определили?

-Это мягкий или твердый звук? Почему?

-Какой второй? Гласный или согласный?

-Как вы это определили?

2.Анализ схемы

-Посмотрите на схему слова «Ели».

-Произнесите первый слог протяжно.

-Что вы слышите?

-Произнесите второй слог. Из чего он состоит?

-Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й`э]?

-Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой Е. Где стоит буква Е?

-Сколько звуков в слове ели?

-Сколько букв в слове ели?

-Почему эта буква особенная?

3.Знакомство с буквой

-Рассмотрите заглавную и строчную буквы Е е.

-Посмотрите на букву Е и скажите, на что она похожа?

На дворе такая жалость!

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ели

Е|ли

По хлопкам, кол-ву гласных и т.д.

2

Ели

На первый

[й`э]

[`й]- согласный

Струя воздуха встречает преграду.

Мягкий, произносим мягко

[`э]- гласный

Струя воздуха не встречает преграду

[й`э]

Слияние, в котором 2 звука. Это слияние мягкого согласного с гласным звуком

Из мягкого согласного с гласным

В начале слова

4 звука

3 буквы

Буква Е обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова

Гребень, расческу, лесенку

Предметные:

Знать: понятие «звуки» и «буквы»

Уметь: структурировать знания

Р: планирование, прогнозирование

П: моделирование

Л: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Работа с уражнением

- Сколько элементов содержит заглавная буква Е?

-Из каких элементов состоит эта буква?

-Напечатайте букву Е в тетради.

-Какая буква е – гласная или согласная?

-Как вы определили?

-Произнесите слово Ест по слогам.

-Сколько слогов в этом слове?

-Какая буква образует слог?

4.Чтение и звуковой анализ слов. Составление предложений

-Н странице 73 прочитаем слова с буквой е с пометками, в которых е – слог – слияние. Составьте, предложения со словами  роет, воет.

5.Чтение текста

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 73

-Что вы видите?

-Прочитайте предложения и ответьте на вопрос. Что делает лиса у ели?

6.Звуковой анализ слова «роет»

-Произнесите протяжно слово «роет»

-Сколько слогов в этом слове?

-Произнесите второй слог. Сколько звуков слышите?

-После какого звука следует буква е?

-Сделайте вывод.

7.Чтение слогов

-Прочитайте слоги, записанные н странице 73.

-Как произносятся согласные в этих слогах?

-Какой вывод можно сделать?

- Е обозначает мягкость согласного в слиянии.

-Какой гласный звук слышится в этих слияниях?

-Звук [`э] – гласный или согласный? Почему?

-Какой делаем вывод?

-Какие звуки может обозначать буква е?

4

Гласная

Она хорошо поется, тянется, произносится свободно

1

Е

3

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнения в рабочей тетради

Форма работы: индивидуальная

-Возвращаемся в учебник.

-Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

-Произнесите протяжно слово «роет».

-Сколько звуков в нем слышится?

-Почему так?

-После какого звука следует е?

5

Буква е обозначает два звука

После гласного

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный (беседа, объяснение задания)

Практический (выполнение задания обобщающего характера)

Индивидуальная, фронтальная

1. Выполняют самостоятельную работу

Сейчас откройте свои печатные тетради на странице 31 и пропишите первые три строчки.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и простым карандашом подчеркните самый красивый элемент.

Выполняют самостоятельную работу

Предметные:

Знать: правила написания элементов

Уметь: работать с тетрадями на печатной основе

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Л:самоопределение

Работа с упражнением

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (беседа)

Практический (выполнение упражнения с самопроверкой)

Фронтальная, коллективная

-Сейчас будем читать текст на с.75 азбуки.

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чем пойдет речь в тексте.

-Почему текст называется река?

-Где протекает река? Докажите.

-Что значит невелика?

-Как сказать по - другому?

Игра «Любопытный»

-Каждый ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки?

-Какие имена вы знаете на букву е?

-Каких животных на букву е вы знаете?

-Кто ездил на печи?

Читающие дети читают текст в азбуке

На ели

Елена,  Егор, Ева, Елизавета

Енот, ехидна

Емеля

Предметные:

Знать: правила работы с коллективом

Уметь: применять полученные знания на практике

Р:осуществлять самоконтроль

П: уметь применять правило

К: использовать в общении правила вежливости

Работа со словосочетаниями

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный( постановка вопросов)

Практический (выполнение действий, раскрывающих эмоциональное состояние)

Фронтальная, индивидуальная

1. Ученики с помощью вопросов учителя подводят итоги урока

-Наш урок подходит к концу.

-Пришло время подвести итоги.

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

-Понравился ли вам урок?

-Что нового сегодня оставили на уроке?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при которых вы испытывали трудности?

-Урок закончен. До свидания.

Отвечают на вопросы

Л: умение оценивать результат своей работы

П: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний

К: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях

Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема: «Закрепление знаний о буквах Б и П. Сопоставление букв Б и П». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: закрепление знания учащихся о согласных буквах  Б, б, П, п.; сопоставление звуков [б],[б’],[п][п’] в речи; развитие речевой и мыслительной деятельности учащ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»

Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования понятий о сог...