Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Данный урок является не первым при изучении безударных падежных окончаний имён существительных. Поэтому цель данного урока состояла в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные ранее, закрепить навык правописания окончаний имён существительных и заострить внимание на правописании гласных И и Е в безударных падежных окончаниях имён существительных в Р.Д.П. падежах

Для достижения цели были определены следующие задачи урока

Образовательные: на основе понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний по теме урока.

 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение друг к другу; умение помогать исправлять ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

 Развивающие: способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Оборудование: урок построен с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_4_kl.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме

«Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Учитель начальных классов Петропавловской ООШ Полякова М.М.

Цели :

Образовательные: на основе понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний по теме урока.

 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение друг к другу; умение помогать исправлять ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

 Развивающие: способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Оборудование: урок построен с использованием презентации

Предметные результаты:

1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять падеж имён существительных.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое  падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном  диалоге.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом..

Один мудрец очень завидовал своему другу-мудрецу и решил задать такой вопрос, на который он не сможет правильно ответить. Он поймал бабочку, зажал ее в руке и спросил своего друга живое или неживое он держит. А в это время сам подумал: «Если скажет живое, то я сожму кулак и бабочка умрет, а если неживое – то отпущу бабочку и она улетит». На что второй мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Так и я, ребята, считаю, что все в ваших руках.

Удачи вам и успеха!

.2. Актуализация знаний.

Давайте поиграем с вами в игру «Верю – не верю»

- В русском языке 6 падежей.

- Имя существительное указывает на предмет.

- В русском языке 3 склонения имен существительных.

- К 1-ому склонению относятся имена существительные среднего рода.

- К 3-ему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

У каждого из вас есть лист самооценки в виде, разделенной на четыре части окружности. Внутри каждой части есть пять делений. С помощью такого листа вы будете оценивать себя сегодня.

Давайте оценим себя по результатам ответов в игре «Верю – не верю». Если вы не допустили ошибки, закрасьте пять делений. Была одна ошибка – четыре и т.д.

Отвечают «да» или «нет»

Рассматривают лист самооценки.

Оценивают себя.

Словарная работа

На доске записаны слова

…твага (Р.п), Род…на (Д.п.), добл…сть (П.п), м…даль (Р.п.), …тчизна (Д.п), з…мля (П.п), Р…ссия (Р.п.), зв…зда (Д.п).

Прочитайте слова. Какая тема объединяет их?

Что такое героизм? (Самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига)

 9декабря наша страна отмечает День героев Отечества.

Какой частью речи они являются? На какие две группы можно разделить эти существительные?

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и изменяя слова в нужном падеже.

- Поставьте ударение, выделите окончания.

- Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш и сделайте взаимопроверку. Оцените себя.

- Какие окончания не вызвали сомнений при написании?

- В каких словах безударные окончания?

- Как вы думаете, от чего зависит написание безударных падежных окончаний имён существительных?

- А для чего нужно знать склонение?

В русском языке за каждым падежом закрепились определённые окончания. Их следует запомнить.

Определите тему урока

Героизм

Ответы детей. (подвиг, мужество)

Имена существительные.

1 и 3 склонения

Нарицательные и собственные

Один  ученик работает у доски, остальные в тетради)

Закрашивают деления окружности во второй части.

Ударные (земля, звезда)

Отвага, Родина, доблесть, медаль, Отчизна, Россия

От склонения имен существительных

От склонения зависит написание безударных окончаний

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мир мы защищать!

На границе встанем,

Всех врагов достанем.

Будем чаще улыбаться,

А не ссориться и драться!

Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Жмут руки друг другу.

Прямые руки вытягивают вперёд.

Шаг, выпад вперёд.

Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

Обнимаются друг с другом.

Постановка проблемы

Работа в группе.

У вас на парте лежит карточка с предложением.

Герой в бою думает не о смерти, а о победе.

Прочитайте предложение. Проверьте правильность окончаний в выделенных словах.

Сделайте вывод, найдите способ проверки, составьте алгоритм написания безударных окончаний имен существительных.

Давайте проверим себя по таблице в учебнике на ст. 125.

Оцените себя

А какой есть еще способ проверки правильности написания безударных окончаний.

Проверяют правильность написания окончаний выделенных слов. Составляют алгоритм.

  1. Определить падеж
  2. Определить склонение
  3. Выбрать окончание

Закрашивают третью часть окружности

С помощью слов-помощников

(земля, конь, степь)

Диагностика

Задания на определение падежа.

Жить – Родине служить.

Храбрый вперёд рвётся, а трус к земле жмётся.

Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.

Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

Герои рождаются на поле брани.

Молодцы, оцените себя.

Определяют падеж, выделенных имен существительных.

Закрашивают последнюю часть «Колеса знаний»

Домашнее задание (разноуровневое)

У вас на парте три карточки с домашнем заданием.

1 уровень записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж и склонение имен существительных.

2 уровень – выполнить упр. 236 на с. 125

3 уровень – написать небольшое сочинение на тему «Кто такой герой?»

Выбирают домашнее задание

Итог урока

Как проверить безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах?

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1. Определить склонение.

2. Определить падеж.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Рефлексия

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

А сейчас посмотрите на свои листы самооценки и поставьте себе оценку за урок.

Дети продолжают предложения.

Ставят себе оценку.

Спасибо всем за урок

 

Карточки с домашним заданием

1 уровень

Плыли по Волг… (…скл.,….пад.);

стоит на якор…(…скл.,….пад.);

бегали по луж…(…скл.,….пад.);

лежит в сара… (…скл.,….пад.);

сидели у палатк… (…скл.,….пад.);

в солдатской шинел….. (…скл.,….пад.);

насыпали по горст… (…скл.,….пад.);

звон от капел….. (…скл.,….пад.);

пятно на обложк… (…скл.,….пад.);

взял с тарелк…(…скл.,….пад.);

в прозрачном стакан…. (…скл.,….пад.);

стояли на палуб…..(…скл.,….пад.).

2 уровень

Выполнить упр. 236 на с. 125

3 уровень

Написать небольшое сочинение на тему «Кто такой герой?»

Лист самооценки «Колесо знаний»

ЗАДАНИЕ 1 группе

Проверьте написание окончания в выделенном слове:

Герой в бою думает не о смертЕ, а о победе.

Составь алгоритм (схему) написания безударного падежного окончания мен существительных.

ЗАДАНИЕ 2 группе

Проверьте написание окончания в выделенном слове:

Герой в бою думает не о смерти, а о победИ.

Составь алгоритм (схему) написания безударного падежного окончания мен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...

Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах".Тупицына Т.А....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Сопоставление безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Тема урока:Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.Цели  урока: а) научить  различать и проверять безударные окончания имён сущес...

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...