Технологическая карта урока по русскому языку "Именительный падеж" (УМК «Перспектива» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урока: формирование представлений об особенностях именительного падежа имён существительных

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать умения находить имена существительные в именительном падеже;
  2. Формировать умения определять именительный падеж.

Развивающие

  1. Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать и обобщать;
  2. Развивать навык грамотного каллиграфического письма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.
  3.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Именительный падеж 87 КБ
Файл Именительный падеж 1.63 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 16.02.2021

Школа: №104

Класс: 3 А

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 209

Студент: Петрова Валерия

Группа: 31

Учитель: Балдина Надежда Александровна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Именительный падеж»

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование представлений об особенностях именительного падежа имён существительных

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения находить имена существительные в именительном падеже;
  2. Формировать умения определять именительный падеж.

Развивающие:

  1. Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать и обобщать;
  2. Развивать навык грамотного каллиграфического письма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(15 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Валерия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Настраиваемся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»

-Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Прочитаем те правила, которыми мы будем руководствоваться на уроке.

1. Не выкрикиваем.

2. Не перебиваем друг друга.

3. Мы слышим друг друга.

4. Учимся работать сообща.

Приветствуют учителя.

 Читают правила.

Р: личностное включение в учебную деятельность.

 Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: калиграфическое упражнение

Практический: коастер

Организует повторение раннего изученного.

-Начнём наш урок с минутки чистописания.

Откроем тетради, запишем число, классная работа, день недели.

Какие буквы мы будем с вами прописывать?

-А кто мне скажет правильное соединение букв?

-Запишите словарные слова: рябина, берёза, яблоня.

Выделите орфограммы и поставите ударение.

Запишите по памяти упражнение.

-Ребята, а кто знает смысл слова «рябит»?

-Давайте посмотри в словаре Ожегова смысл этого слова.

Делать рябым, не гладким, не чётким.

-Мы уже много знаем о имени существительном.

Предлагаю заполнить кластер по теме «Имя сущ.» (в парах.

-Что такое кластер?

-Работать будете в паре. Назовите правила для успешной работы в паре.

-Проверим как вы заполнили кластер.

По очереди несколько пар будет называть признаки существительно. Остальные будут проверять по эталону.

-Имеются ли дополнения?

-Ребята скажите, сколько падежей в имени существительном?

-Назовите все падежи и на какие вопросы они отвечают.

-Как вы считаете для чего нужно изучать падежи?

-Определите о каком падеже так говорят?

Он – начинающий падеж,

Вопросы – КТО? и ЧТО?

В нём – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто.

-О каком падеже идёт речь?

-Почему вы так решили?

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают.

-Р, Я, О.

Рассказывают о соединение букв.

Записывают.

Отвечают.

-Кластер- это объединение нескольких смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы.

Называют правила работы в паре.

Проверяют по эталону.

- 6 падежей

Проговаривают все падежи и вопросы.

-Чтобы говорить грамотно.

Отгадывают загадку.

-Об именительном падеже.

-Он отвечает на вопросы кто? и что?, самый первый начинающий падеж.

К: сотрудничество с одноклассниками при работе в парах

Р: делают вывод на основе обобщения.

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Побуждает учащихся к формулированию темы и цели урока.

-Правильно, кто сформулирует тему урока?

-Какую цель мы с вами поставим на этот урок?

-Исходя из сформулированной цели урока, предлагаю работать по плану.

  • Вспомнить признаки имени существительного;
  • Узнать особенности имени сущ. в И.п.;
  • Зафиксировать особенности И.п им. сущ.

-Ребята, как вы считаете, первый пункт плана мы выполнили?

Организует оценивание деяельности.

-Верно. У каждого на парте лежит лист достижений. После каждого задания, будем фиксировать наши результаты звездочками.

Красная звезда – «Я не справился»

Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности»

Зелёная звезда – «Я справился отлично»

-Итак, первый пункт нашего умения «Умею характеризовать сущ. как часть речи» - мы его выполнили, оцените себя в колонке достижения.

-Именительный падеж.

-Узнать и запомнить особенности существительных  в И. падеже и правильно определять

-Да

Отмечают результат.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока;

Л: проявление активности в общей работе

"Открытие" детьми нового знания
 (10-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Практический: работа с текстом

Практический: частично-поисковый

Словесный: беседа

Словесный: беседа

Организует наблюдение над языковым материалом.

(На экране текст с пропущенными орфограммами)

И днём ноч_ю кот уч_ный все ходит по цепи кругом.

Скозь волнистые туманы проб_рается луна.

(Под)ледяной своей к_рой ручей н_меет.

На севере диком ст_ит _диноко на голой верш_не сосна.

-Прочитайте.

-Откуда взяты эти строчки?

-Назовите пропущенные орфограммы в словах, прокомментируйте их.

-В тексте использованы распространённые предложения. Ваша задача списать и выделить грамматическую основу.

-Что такое грамматическая основа?

-Давайте проверим грамотно ли вы списали предложения. Откройте учебник на странице 23, упражнение 35.

-Какой частью речи является подлежащее в первом предложении?

-В какой форме?

-В каком числе?

-Назовите окончание.

-А на какой вопрос отвечает подлежащее в данном предложении?

-А это вопрос какого падежа?

-Что заметили?

-Продолжите делать разбор 2-4 предложения.

-Проверим.

-Давайте сделаем и назовём особенности И.п.

-А что еще заметили?

-Есть ли предлоги у И.п?

-Это еще она особенность И.п.

Организует подтверждение вывода учащихся правилом в учебнике.

-Подтвердим наш вывод правилом в учебнике. Прочитайте.

-От какого слова образован И.п.?

-На что указывает?

-На какие вопросы отвечает?

Контролирует проговаривание правила в парах.

-Прочитайте правило и проговорите друг другу.

-Кто хочет рассказать правило устно?

-Молодцы. В своём листе достижений отметьте свой результат.

-Посмотрите на наш план, мы выполнили следующий пункт?

-Давайте немного отдохнем.

Организует проведение динамической паузы.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу.

Читают.

-Из стихотворений.

Называют орфограммы.

Списывают и выделяют грамматическую основу.

-Подлежащие и сказуемое.

-Существительное

-В начальной

-В единственном

-Нулевое окончание.

-Кто?

-Именительного

-Сущ. в И. п. в предложение – подлежащее, в начальной форме, в ед.ч.

Выполняют.

Проверяют.

-Сущ. в И. п. в предложение – подлежащее, в начальной форме, в ед.ч.

-Нет

Читают.

-Имя

-На предмет

-Кто? Что?

Проговаривают друг другу.

Отмечают.

-Да

Р: работа по предложенному плану;

П: моделирование, структурирование знания.

К: выражение своих мвслей с достаточной полнотой и точностью;

П: извлечение из текста необходимой информации.

Первичное закрепление
(1 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний

-Посмотрите на слайд, и назовите в каком порядке нужно действовать чтобы определить падеж имени сущ.

-Правильно, в учебнике на странице 24, упр. 36. Прочитайте задание.

-А кто знает, что такое антонимы?

-Правильно. Выполним одно предложение вместе. Кто хочет выйти к доске и показать?

-На какое слово мы заменим весну?

-Какая это часть речи?

-Подчеркиваем.

-Как определили, что это И. п.?

-Выполните остальные предложения письменно в тетрадь.

-Проверим.

Подводит к выводу.

-Какой мы сделаем вывод?

-3,2,1

Читает один человек в слух.

-Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию.

Выходит один человек к доске.

-Осень

-Существительное

-Подчеркиваем одной чертой, это подлежащее, Им. п.

-Отвечает на вопрос – Что?

Выполняют.

Проверяют.

-Сущ. в И. п. в предложение – подлежащее, в начальной форме, в ед.ч., не имеет предлога.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(10 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Организует поисковую работу

Задание. Прочитайте. Вставьте подходящее по смыслу существительное. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу, укажите имя существительное в именительном падеже.

Вариант 1

Вот еловый _____ . На земле лежит мягкий ______ из хвои. Изредка прозвенит ______.

Слова для справок: ковёр, лес, синица

Вариант 2.

Вот постучал по стволу пёстрый _______ . Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку ______. Ловко путает свои следы _________ .

Слова для справок: заяц, дятел, белка

-Сейчас вы побудите в роли учителя. Обменяйтесь со своим соседом тетрадями. Возьмите красную или зелёную ручку. Проверьте.

Всего у вас должно быть 2 балла.

Первый балл ставится за правильное расставление слов.

Второй балл ставится за грамматическую основу.

Красная звезда – «2 ошибки»

Жёлтая звезда – «1 ошибка»

Зелёная звезда – «Ошибок нет»

-Обменяйтесь тетрадями обратно, и каждый сам свой результат запишет в лист достижений.

-Какой мы сделаем вывод?

Выполнение самостоятельной работы.

Проверяют и оценивают.

-Сущ. в И. п. в предложение – подлежащее, в начальной форме, в ед.ч., не имеет предлога.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: тест

Организует контроль знаний.

-Ребята, чтобы нам вспомнить о чём мы сегодня с вами говорили, выполните небольшой тест в тетрадях.

1.И.п. имен сущ. отвечает на вопросы

А) кого? что?

Б) кто? что?

В) кем? Чем?

2. В предложении подлежащее стоит в

А) И.п.

Б) Р.п

В) Д.п.

3. Имена сущ. в И.п. употребляются

А) иногда с предлогом, иногда без предлога

Б) всегда без предлогов

В) всегда с предлогами

4. Найдите существительное в И.п.

А) ребята

Б) на рябине

В) в облаках

5. В каком предложении слово снег стоит в И.п.

А) На снегу видны следы зверей.

Б) Рожь зимует под снегом.

В) Пушистый снег укрыл землю.

Организует самопроверку

-Проверьте себя самостоятельно.

Красная звезда – «Более 3 ошибок»

Жёлтая звезда – «1 -2 ошибки»

Зелёная звезда – «Ошибок нет»

-Запишите свой результат в лист достижений.

-Вспомните тему нашего урока.

-А кто мне назовет особенности И.п.

-Посмотрите на 3 пункт нашего плана, мы его выполнили?

-Молодцы. Мы выполнили все пункты нашего плана.

Выполнение теста.

Проверяют и оценивают.

-Именительный падеж

-Сущ. в И. п. в предложение – подлежащее, в начальной форме, в ед.ч., не имеет предлога.

-Да

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Р: контроль;

Р: коррекция.

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

-Посмотрите на свои листы достижений.

У кого больше красных звёздочек – обратитесь за помощью к одноклассникам или учителю.

Если больше жёлтых звёздочек – хорошо повторите тему урока.

У кого больше зелёных звёздочек – сделайте вывод по теме урока.

-Спасибо вас, за продуктивную работу. Урок окончен.

Анализируют лист достижений.

Делают вывод.

К: умение полно и точно выражать своё мнение;

Л: самооценка.

П: рефлексия способов и условий действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Правила работы на уроке. Не выкрикиваем. Не перебиваем друг друга Мы слышим друг друга. Учимся работать сообща.

Слайд 3

Ш е сна д цат ое ф е вр а ля К ла сс н ая р а бота В торни к Словарные слова: рябина, берёза, яблоня.

Слайд 4

а е 1. Делать рябым, негладким. Ветерок рябит водную гладь . 2 . Об ощущении ряби в глазах . Рябит Словарь Ожегова:

Слайд 6

. Имя существительное Часть речи Обозначает предмет Кто? Что? Собственное нарицательное Одушевленное неодушевленное Изменяется по числам М. Р. Ж. Р. СР. Р. Изменяется по падежам

Слайд 7

+

Слайд 8

Тема: «Именительный падеж» Цель: Узнать и запомнить особенности существительных в именительном падеже; Уметь правильно определять именительный падеж.

Слайд 9

Лист достижений Умения Результат 1. Умею характеризовать существительное как часть речи. 2. Умею выделять главные члены предложения, обозначать падеж имён существительных. 3. Умею самостоятельно находить по смыслу существительное. 4. Умею находить существительное в И. п. - «Я справился» -«Я справился, но были трудности» - «Я не справился»

Слайд 10

И днём и ноч_ю кот уч_ный все ходит по цепи кругом. Сквозь волнистые туманы проб_рается луна. (Под)ледяной своей к_рой ручей н_меет . На севере диком ст_ит _ диноко на голой верш_не сосна.

Слайд 11

И. п . И. п . И. п . И. п .

Слайд 12

Особенности И. п. Существительное в И.п . в предложении: Подлежащее; В начальной форме; 3. В единственном числе; 4. Нет предлога.

Слайд 13

Лист достижений Умения Результат 1. Умею характеризовать существительное как часть речи. 2. Умею выделять главные члены предложения, обозначать падеж имён существительных. 3. Умею самостоятельно находить по смыслу существительное. 4. Умею находить существительное в И. п. - «Я справился» -«Я справился, но были трудности» - «Я не справился»

Слайд 14

1 2 3

Слайд 15

Особенности И. п. Существительное в И.п . в предложении: Подлежащее; В начальной форме; 3. В единственном числе; 4. Нет предлога.

Слайд 16

2. Дети пошли в школу, а взрослые начали работать в поле. И. п . И. п . 3. Трус собственной тени боится. И. п . 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет. И. п .

Слайд 17

Задание. Прочитайте. Вставьте подходящее по смыслу существительное. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу, укажите имя существительное в именительном падеже. Вариант 1 Вот еловый _____ . На земле лежит мягкий ______ из хвои. Изредка прозвенит ______. Слова для справок: ковёр, лес, синица Вариант 2. Вот постучал по стволу пёстрый _______ . Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку ______. Ловко путает свои следы _________ . Слова для справок: заяц, дятел, белка

Слайд 18

Вариант 1 Вот еловый лес . На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вариант 2. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка. Ловко путает свои следы заяц. И. п . И. п . И. п . И. п . И. п . И. п .

Слайд 19

Особенности И. п. Существительное в И.п . в предложении: Подлежащее; В начальной форме; 3. В единственном числе; 4. Нет предлога.

Слайд 20

Лист достижений Умения Результат 1. Умею характеризовать существительное как часть речи. 2. Умею выделять главные члены предложения, обозначать падеж имён существительных. 3. Умею самостоятельно находить по смыслу существительное. 4. Умею находить существительное в И. п. - «Я справился» -«Я справился, но были трудности» - «Я не справился»

Слайд 21

Тест 1.И.п. имен сущ. отвечает на вопросы А) кого? что? Б) кто? что? В) кем? Чем? 2. В предложении подлежащее стоит в А) И.п . Б) Р.п В) Д.п . 3 . Имена сущ. в И.п . употребляются А) иногда с предлогом, иногда без предлога Б) всегда без предлогов В) всегда с предлогами 4. Найдите существительное в И.п . А) ребята Б) на рябине В) в облаках 5. В каком предложении слово снег стоит в И.п . А) На снегу видны следы зверей. Б) Рожь зимует под снегом. В) Пушистый снег укрыл землю.

Слайд 22

Ответы: Б А Б А В - «Ошибок нет» -« 1-2 ошибки » - «белее 3 ошибок »

Слайд 23

Тема: «Именительный падеж» Существительное в И.п . в предложении: Подлежащее; Начальная форма; 3. Единственное число; 4. Нет предлога.

Слайд 24

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 «А» классе

Урок русского языка в первом классе по теме"Повторение изученных правил письма. Звуковой анализ слов.Подготовка к итоговому контролю....

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Тема:  Главные члены предложения Цель: сформировать новые знания и умения  учащихся по теме: «Главные члены предложения»Тип: урок изучения нового материала.Планируемые результаты:личнос...

Технологическая карта урока по русскому языку "Спряжение глагола" 4 класс

Данный урок проведён в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок составлен по ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова" (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку, тема "Сложные слова" (4 класс). Урок построен с использованием интернет-ресурсов AnsverGarden, Plickers....

Технологическая карта урока по русскому языку "Перенос слов" 1 класс

Технологичексая карта разработа в соответствии с ФГОС...