Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Дата: 05.10.2021

Школа: МАОУ СОШ  № 152

Класс: 4 «б»

Урок: 4

Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209

Студент: Закирова Эльвира Рахимовна

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

 

Тема урока

«Состав слова. Значимые части слова.»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование  умений  различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить  с понятием  «Состав слова».
  2. Учить различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова.

Развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы.
  3. Создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.10.2021

Школа: МАОУ СОШ  № 152

Класс: 4 «б»

Урок: 4

Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209

Студент: Закирова Эльвира Рахимовна

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока

«Состав слова. Значимые части слова.»

Тип урока: «открытие» нового знания

  • Цель урока: формирование  умений  различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить  с понятием  «Состав слова».
  2. Учить различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова.

Развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы.
  3. Создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа. Форма организации: фронтальная.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Эльвира Рахимовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

Люби и храни

Наш великий язык!

1. Показывают готовность к уроку.

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы организации: фронтальная,парнаяё

Словесный, побуждающий диалог

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

-Откройте  тетрадь, правильно её расположив, запишите число, «классная работа».

-Начнём наш урок с повторения изученного материала. Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы.

Выйти сухим из … (воды);

выносить сор из … (избы);

сапожник без … (сапог);

биться как рыба об … (лед);

лежачего не … (бьют);

лучше … (поздно), чем никогда;

положа руку на … (сердце).

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, сейчас проверим ответы. Возьмите простой карандаш в руки. Если ответ правильный ставьте плюс рядом с фразеологизмом, если неправильный- минус.

-Давайте определим значение фразеологизмов.

-Молодцы! Верните тетради обратно.

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

Выполняют задание в рабочей тетради.

-выйти из какой-либо ситуации без потерь или, по-другому сказать, выкрутиться и избежать наказания.

- разглашать семейные, внутренние раздоры, ссоры.

человек по каким-либо причинам не может обеспечить себя тем, что он постоянно создает для других.

-бороться, действовать безуспешно.

-упавший на землю и не поднявшийся человек признавался сдавшимся, а значит, дальше его трогать было нельзя, да и смысла не имело — победитель поединка ведь уже определен.

-обещание, выполненное с опозданием, лучше несделанного дела.

- сказать "положа руку на сердце" - это значит сказать честно, правду или выражая истинные эмоции.

Предметные:

Знать понятия фразеологизмов.

Уметь объяснить значение фразеологизмов.

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог, формулирование темы урока.                              

Формы организации: фронтальная

1. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

-Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах? 

-Как образовалось слово сапожник?

-  Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? 

-Назовите значимые части слова. 

-Какая тема нашего урока?

-Правильно. Тема нашего урока: «Состав слова. Значимые части слова»

- А какая цель нашего урока?

-Правильно.

- Какие задачи мы поставим на урок?

1.Выполняют задания.

2.Применяют полученные знания и умения.

-Сапожник, без сапог. (чередование ж/г)

- С помощью суффикса –ник

-Приставка

- Приставка, корень, суффикс, окончание.

- Состав слова

-Узнать, что такое состав слова.

- Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей, научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К:отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Слайд 8

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

                         

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Практические: письменные

Формы организации: фронтальная,парная

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

- Откройте учебник на стр.51,  упр. 77.

-Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок?

-Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. 

 -Докажите, что это однокоренные слова. 

-Можно ли назвать слова пристань – (с) пристани однокоренными? 

 -Выполните письменные задания к упражнению.

-прочитайте слово корабль;

-прочитайте орфографически (как пишется)

-прочитайте по слогам (ко-рабль)

-какие орфограммы в этом слове? (безударная гласная)

-Давайте посмотрим значение слова на слайде.

-Запишите слово корабль целую строчку, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием.

ФИЗМИНУТКА

1.Выполнение заданий

-   Из «Сказке о Царе Салтане…».

- Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.

- Они имеют общий смысл и общую часть.

- Нет, это формы одного и того же слова.

Повторяют за учителем

Предметные:

Знать, что такое однокоренные слова.

Уметь определять однокоренные слова.

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Видео

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа

действий

Практический: выполнение упражнений по правилу.        

 Формы организации: фронтальная; индивидуальная

- Теперь выполним упражнение  78 (с.51)

-Прочитайте задание. Как будете выполнять задание?

-Как распознать однокоренные слова?

  -Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть?

-Назовите однокоренные слова к слову ночь, грусть, верх, свет, пять, чистый.

-Сколько получилось групп однокоренных слов? 

(Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:

Первый ряд записывает слова с корнями –ночь-, -верх-

Второй – с корнями –свет-, -грусть-;

Третий – с корнями –чист-, -пять-.)

Один к доске, остальные самостоятельно.

(Проверка)

-Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? 

-Назовите их, приведите способы проверки.

-Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах? 

-Какими части речи могут быть однокоренные слова? 

- Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть.

-шесть

-Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные

-Одинаково

-Разными

Предметные:

Знать: корень слов.

Уметь: объяснять орфограммы в однокоренных словах.

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой
(8 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели,

создание ситуации успеха

Практический: работа с карточками

Формы организации: групповая

1.Выполнение группового задания

-Назовите части слова.

- К доске пойдет.. покажет нам графически части слова.

- Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача к данным вам словам, которые вам попадутся добавить приставку, корень, суффикс, окончание. И записать на листочек.

Слова: работа (переработать, работник), зима (перезимовать, зимовать суф.ова), вода (водный суф. Н, подводный), город (загород, городской суф. Ск) , рисунок (рисовать суф.ова, перерисовать)

- Приготовьтесь к выступлению всей группой.

1.Выполняют задание.

-окончание, основа, корень, приставка, суффикс

Предметные:

Знать: части слова.

Уметь: графически показать части слова.

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Карточки с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(4 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение

Формы организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала.

- Игра-эстафета.

1 уровень.

1. Выпишите слова с приставками.

Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.

2. Разберите слова по составу.

Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.

2 уровень.

1. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.

Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.

2. Разберите слова по составу.

Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.

3 уровень.

1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.

Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.

2. Разберите слова по составу.

Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький, рассказ.

-Отлично, молодцы! Хорошо поработали.

1.Выполняют задание.

Предметные:

Знать состав слова.

Уметь: разбирать слова по составу.

Метапредметные:

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: рефлексия

Форма организации: фронтальная

1. Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности

- Итак, ребята, какая тема была сегодня на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Вы большие молодцы! Вы выполнили все задания.

Объявить оценки и прокомментировать.

- Спасибо за урок! До свидания!

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

- Тема: «Состав слова.Значимые части слова.».

- Цель: различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова;

Предметные:

Знать , что такое состав слова и что в него входит.

Уметь анализировать собственную деятельность

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

К:учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности различных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»

Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради.      2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...

Технологическая карта урока русского языка"Состав слова. Окончание"

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Состав слова. Окончание" для 3 класса. Цель урока: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложен...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...

Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова: обобщение" 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Состав слова: обобщение...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Повторение» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о составе слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание).Задачи урокаПланируемые резуль...