Конспект урока по русскому языку "что такое обращение?" (3 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока «Что такое обращение?»

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: формирование умения самостоятельно выделять обращения в предложении.

Задачи урока:

Дидактические:

1.     Обеспечить осознание и усвоение правил нахождения обращений и их использование в речи;

2.     Усвоить и обобщить материал как систему знаний об обращении;

Развивающие:

1.     Развитие познавательного интереса через самостоятельную работу и выполнение упражнений;

2.     Развитие логического мышления в ходе выполнения заданий на понимание лексического значения обращений и использование их в речи ;

3.     Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Воспитательные:

1.     Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;

2.     Воспитывать аккуратность;

Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 01.10.2021

Школа: № 21

Класс:  3 «Б»

Урок: 3

Студент: Меркасимова Алина

Группа: 401НК

Учитель: Карнаухова Татьяна Анатольевна

Тема урока «Что такое обращение?»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование умения самостоятельно выделять обращения в предложении.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Обеспечить осознание и усвоение правил нахождения обращений и их использование в речи;
  2. Усвоить и обобщить материал как систему знаний об обращении;

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса через самостоятельную работу и выполнение упражнений;
  2. Развитие логического мышления в ходе выполнения заданий на понимание лексического значения обращений и использование их в речи ;
  3. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. Воспитывать аккуратность;
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

И,

создание психологического настроя

Приветствие учеников и проверка их готовности к уроку. Запись числа.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Руслановна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроках не молчать,

Всем работать, отвечать!

-Я рада приветствовать вас на уроке!

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Что для этого нужно?

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными. А за активную работу и правильные ответы вы будете получать наклейки. В конце урока мы посмотрим, у кого их больше.

Откройте тетради и запишите число и вид работы.

Приветствуют учителя, садятся. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают число.

-Познавательным, хорошим, полезным, наглядным

-Активно работать, внимательно слушать, выполнять все задания

  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, устный опрос, словарная работа, выборочное списывание, морфемный анализ,

Работа со страницей из словаря

Актуализирует знания по пройденным темам.

Словарная работа.

-Посмотрите на слайд.

-Прочитайте первое слово.

Б_рё́за, м_ро́з, к_ро́ва, с_ба́ка, к_пу́ста, т_тра́дь, м_чта́.

-Запишите эти слова, поставьте ударения и подчеркните орфограмму.

Посмотрите на слайд и выполните самопроверку. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе плюс.

-Посмотрите на доску, прочитайте предложения (На доске запись)

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. А вы друзья как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

-Узнали, из каких басен взяты эти строки?

- А как вы думаете, чего не хватает в этих строках?

- Почему вы думаете, что нужно поставить в этих строках запятые?

Будьте внимательны и активны на уроке, тогда мы узнаем о нашей теме больше.

Посмотрите на слайд. Из слов каждой строчки составьте предложения, прочитайте получившийся текст и озаглавьте его.
1)за, Вася, ухаживать,летом,помогал,
дедушке, цветами
2)срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов
3)принес, класс, в, этот, Вася,букет

4)поставил, цветы, стол, мальчик, учительнице, на
5)как, цветы, красивы, эти, осенние

-Прочитайте последнее предложение. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения?
-Почему?

-Посмотрите на слайд.
Прочитайте.
Вы ж,
голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Чем, вы
 гости, тор ведете
И куда теперь плывёте?
-Назовите автора сказки?
-Прочитайте эти строки без выделенных слов.
-Что вы заметили?
-К кому обращены эти слова в первом отрывке? А во втором?
-Как могут называться такие слова?
-Такие слова называются обращениями.
-Как на письме выделены эти слова?
-Сформулируйте тему урока

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают словарную работу в тетради:

Берё́за, моро́з, коро́ва, соба́ка, капу́ста, тетра́дь, мечта́.

1. Не оставь меня, кум милый!

2. Голубушка, как хороша!

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

-« стрекоза и муравей» «ворона и лисица» «квартет»

-запятых

-«ответы детей»

Букет .
Летом Вася помогал дедушке ухаживать за цветами. Утром дед срезал огромный букет осенних цветов. Вася принёс этот букет в класс. Мальчик поставил цветы на стол учительнице. Как красивы эти осенние цветы!

- восклицательный знак

-- В предложении переданы сильные, яркие эмоции.

-А.С.Пушкин.
-читают
- «голубушки-сестрицы» и «гости» выделены жирным шрифтом.


-Обращение.


-Запятыми.


- что такое обращение.

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
  • П: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные:  принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

И, целеполагание, стимулирование, проблемный вопрос,определение, предугадывание слова,подводящий диалог, формирующий диалог

Озвучивает тему и цель урока. Обеспечивает мотивацию работы на уроке.

-Посмотрите на слайд. Тема нашего сегодняшнего урока: «Что такое обращение».

Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этот урок?

- Мы узнаем о том, как находить обращения в предложении.

План работы:

У з н а т ь

  1. Что такое обращение
  2. Как находить обращения

Высказывают предположение о теме и цели.

  • Метапредметные:
  • Р: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-принимать и сохранять учебную задачу.

самостоятельно формулировать цели

  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф,П,И, словесный метод :беседа,

Практический метод : работа со словаремНаглядный :демонстрация словарей,

Распределительное списывание с группировкой

Формулирует задание. Выдвигает проблему. Организует работу учеников.

Откройте учебник на стр.24 упражнение 34.Прочитайте задание.
- Петя, ты знаешь алфавит?
- Да.
- Какая буква идёт после «А»?
- Все остальные.
2 - Пойдём в зоопарк, мама!
- А какого зверя ты хотел бы увидеть?
- Змея Горыныча!
3-Игорёк, почему у бегемота круглые ступни?
-Чтобы легче было перепрыгивать с кувшинки на кувшинку!
-Прочитайте выразительно диалоги по ролям.
-Какой диалог вам показался интереснее? Почему? -Определите, какой рисунок к какому диалогу относится.
- Найдите в диалогах слова, указывающие на
того, к кому обращена речь.
-Как называются такие слова?
-Как на письме выделяются обращения?

 Хорошо, молодцы!

-Откройте следующую страницу и прочитайте определение.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Чаще всего обращение отделяется от других слов запятой.

-Прочитайте  выразительно

Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
П. Ершов
А поведай мне, добрый молодец,
Ты какой какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
М. Лермонтов
Прощай же, море, не забуду
Твоей торжественной красы.
А. Пушкин

Теперь найдите мне в этих строчках обращения
- так что такое обращение?
-Как на письме обращения отделяется от других слов?
-Приведите свои примеры.

физминутка

Отвечают на вопросы. Работают в парах и индивидуально. Работают с учебником.

-читают

Ответы детей

-определяют



-К Пете,маме и Игорьку.
-Обращения.
-Запятыми.

читают

Иванушка, добрый молодец, море

Отвечают на вопросы

-приводят примеры

•        Предметные: извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника о температуре воздуха

•        Метапредметные:

  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • П: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, словесный метод: формирующий диалог

Подводит обучающихся к выводу .

Вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили?

Кто мне напомнит, что такое обращение?

Посмотрите на упражнение 35 в учебнике.

Прочитайте.
1. Чего тебе надобно, старче_ 2. Смилуйся, государыня рыбка_ Опять моя старуха бунтует_3. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте_ 4. Балдушка, погоди ты морщить море_ 5. Здравствуй, зеркальце_
-Прочитайте.
-Назовите сказки, из которых взяты эти строки.
-Прочитайте данные предложения выразительно.
Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
-Найдите обращения в каждом предложении.
-Как на письме выделены обращения? Зависит ли расстановка
запятых в предложении от места расположения обращения?
-Спишите, ставя нужные знаки в конце предложений. Подчеркните обращения.

Молодцы, вы справились с этим заданием!

Проговаривают вслух еще раз.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

 Работают в тетради

Сказки: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».
Чего тебе надобно, старче?(вопросительное) Смилуйся, государыня рыбка.(повествовательное, не восклицательное ) Опять моя старуха бунтует.(повествовательное, не восклицательное ) Чем вы, гости , торг ведете и куда теперь плывете?(вопросительное) Балдушка, погоди ты морщить море.(повествовательное, не восклицательное ) Здравствуй, зеркальце.(повествовательное, не восклицательное )
-Запятыми.

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.

П: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • К: формулировать ответы на вопросы;
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Г,Ф,

практический метод

Организует работу в группах

Послушайте внимательно следующее задание.

Откройте страницу 26 и найдите 36 задание. Прочитайте его

Рассмотрите рисунок, определите его тему и дайте ему название.

Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог. Подготовьтесь рассказать получившийся текст.

Подчеркните в нем обращения.

 Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека, но перед этим вспомним правила работы в группе.

По окончанию работы 1 представитель от каждой группы продемонстрирует нам, что у вас получилось.

Всем понятно задание? Приступаем.

Выполняют задание в группах.

Читают задание

Вспоминают правила

Объединяются в группы

        

  • Предметные: извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника о температуре воздуха
  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.

-планировать свои действия в течение урока;

  • П: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,В,И  практический метод.

Формулирует  задание. Выполнение задания.

-Спишите одно из представленных стихотворений. Найдите обращения и выделите их запятыми.
Здравствуйте ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг?
Ю. Мориц
Спи дитя моё усни!
Сладкий сон к себе мани
В няньки я тебе звала
Ветер солнце и орла.
А. Майков
Мышка-трусишка
Ты треска боишься?

Выполните самопроверку. Ответы на доске

У кого ни одной ошибки, поднимите руку.

У кого 1 ошибка? У кого больше?

(разбираем ошибки)

Выполняют задание

Записывают дз.

 
Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг?
Ю. Мориц
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани
В няньки я тебе звала
Ветер, солнце и орла.
А. Майков
Мышка-трусишка,
Ты треска боишься?

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в течение урока;

  • П: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И,Ф,

Словесный метод, беседа

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли мы цели урока? Все ли пункты плана выполнили? Молодцы!

Поднимите руку те, кто считает, что сегодня работал активно и заработал только плюсики и наклейки.

 

У вас на партах лежат карточки.  На них есть вопрос: Как прошел сегодняшний урок? Обведите один из пунктов.

1. Я все понял, было интересно

2. Было трудно, но интересно

3. Я ничего не понял, было не интересно.

Спасибо за работу! Урок окончен. До новых встреч!

(ставлю оценки самым активным ученикам, кто получил наклейку за ответ)

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат своей работы и называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
  • П: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса Школа России

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по программе Школа России...

Конспект урока по теме "Что такое Бенилюкс?" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о странах Бенилюкса.Планируемые результатыПредметные:знать: что такое Бенилюкс; знать страны, расположенные на северо-западе Европ...

Конспект урока окружающего мира "Что такое экология?" (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Что такое экология?»Цели деятельности учителя: формирование представления о взаимосвязи человека с окружающей средой и ответственности человека за состояние природы, мотивации ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Проверка знаний по теме «Что такое местоимение»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Проверка знаний по теме «Что такое местоимение»...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Что такое местоимение

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Что такое местоимение...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Что такое текст-рассуждение?

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Что такое текст-рассуждение?...