Конспект урока русского языка в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_kl_sobstv_i_nar_im.sushch.docx833.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Цветочненская СШ им. К.С.Трубенко»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614546726_61-p-snezhinki-na-belom-fone-68.jpg

F:\ОТКРЫТЫЙ УРОК 2021\Снеговик.png

        

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Конспект

 открытого урока

 по русскому языку

 в 3-А классе

Учитель: Гринь Ю.В.

2021-2022 уч.г.

Класс: 3-А            

Урок № 68      

Предмет: Русский язык    

Учитель: Гринь Ю.В.        

Дата: 28.12.2021 г.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных; углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Планируемые результаты:

Предметные: уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Метапредметные.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в диалог.

Регулятивные: умение формулировать цель на уроке с помощью учителя; анализировать результаты своей работы на уроке;

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию;

Личностные: желание приобретать новые знания, умения; осваивать новые виды деятельности

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки, иллюстрации

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь отметку «пять».

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи на уроке.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся

  • Проверка Д/з.
  • - Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Посмотрите на доску, там записаны слова:

месяц, Миша, медведь, морковь, Москва, мороз, молоко.

Учитель: Ребята, что вы видите общего в этих словах? (Они все начинаются с букв М, м)

- Чем отличаются данные слова? (Одни написаны с маленькой буквы, другие с большой)

- Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? (М,м) Охарактеризуйте ее.

Учитель: Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м и слоги с этими буквами: М, м, Мо, мо, Ми, ми – пропишите  до конца строки в данной закономерности.

Учитель: Какой частью речи являются данные слова? (Именами существительными).                                                                                               А что вы знаете об именах существительных? (часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, одушевленные-неодушевленные, имеют род и число)  

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель: Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным.

-А давайте проверим.

Распределите  данные слова на одушевленные и неодушевленные и запишите в тетрадь.

Одуш.

Неодуш.

Коля, мороз, елка, Барсик, Москва, олень.

-Сравните свою работу с доской и оцените свою работу.

Учитель: Как мы уже сказали выше, данные слова некоторые написаны с заглавной буквы, а некоторые со строчной.  Как вы думаете почему? (Одни слова, которые написаны с маленькой буквы,  называют общие предметы, а слова, которые написаны с большой буквы, называют какой-то определенный предмет, город, имя, улицу, страну, фамилию.)

Учитель: Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Учитель: Чтобы нам узнать, как же называются слова, которые  пишутся с заглавной буквы, а какие со строчной,  давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим упражнение 22 (устно) на странице 15.

Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.

Работа с правилом (ИЗМЕНИТЬ ПРАВИЛО!!!)

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия ( стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные – собственные.   

Остальные имена существительные называются нарицательными.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга.

 ------ФИЗМИНУТКА-------

Учитель: Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)   Как пишутся имена собственные?

Учитель: Послушайте замечательное стихотворение о большой букве.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

Учитель:  Какие же важные дела у большой буквы? (Она пишется в словах, которые называют имена, фамилии, города, улицы, моря озёра, страны. Также заглавная буква стоит вначале предложения.)                                                                                                                          Учитель: Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной.

Работа по учебнику: упр. 23 стр.16

 (Р,р)ека, (Н,н)ева, (Ц,ц)веток, (Р,р)омашка, (С,с)трана, (Р,р)оссия, (С,с)обака, (Ж,ж)учка, (К,к)омпьютер, (С,с)ерёжа, (Б.б)асня, (М,м)осквич, (Я,я)рославль,  (Н,н)ебо, (М,м)арс, (К,к)осмонавт.

Заглавная

Строчная

(2 человека у доски пишут в строчку, остальные в тетрадях в столбики. )

5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

  • Зрительный диктант.

Собака ……, кошка……, тетя……., дядя……., река…….., город………

  • Работа в парах «Лови ошибки!»

Наш шарик ловил воздушный шарик.

Не бойся морозов, Петя морозов!

Наша поля вернулась с поля.

Сережа блинов съел много блинов. 

  • Письмо от  Снеговика

Дорогие Дети! Дед мороз уже в пути! Скоро он поздравит всех Мальчиков и Девочек  россии с Праздником!

-Все ли правильно написал Снеговик? Какие ошибки он допустил? Исправьте и запишите правильно. Назовите среди исправленных слов, какие их них являются собственными, а какие нарицательными?

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что такое имя существительное?

- Как называются имена существительные, которые обозначают людей, животных, птиц?

- Что такое имена собственные? Как они пишутся?

- Как пишутся имена нарицательные?

-Оцените свою работу на уроке. Давайте украсим елочку шариками, но шарик выбирайте тот, который соответствует вашей самооценке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/16/s_5c3f141166b5a/img_s1054937_1_30.jpg

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ!!!

7. Домашнее задание: (по выбору)

Карточка №1
Запиши слова в две группы:
Чиж, Москва, город, дуб, Крым, Дарья, голубь, океан, Керчь, гора, Бурульча, река, Долиновка.      

Собств.:_____________________________________________________________________

Нариц.:______________________________________________________________________

                       

Карточка № 2                                   ________________

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите все имена собственные:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите имена нарицательные:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

Данная презентация является фрагментом к  уроку  руского языка  "Несклоняемые имена существительные". В конце урока использую  музыкальную композицию из коллекции Уроки Р...

Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...