Слова отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? 1 класс, программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шарова Светлана Ивановна

Конспект урока по русскому языку. На тему: "Слова отвечающие на вопрос Кто? Что?, обозначающие предмет и являются подлежащим в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_otvechayushchie_na_vopros_kto_chto.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»

Цели : формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов)

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные

Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто?);осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.

Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.

Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.

Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные понятия: слово, значение слова, предложение.

Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность

-Давайте вспомним, сколько букв в нашем алфавите? (33)

-Сколько согласных, на какие группы мы их делим? (21, Звонкие, глухие, парные, непарные, всегда твердые, всегда мягкие).

-Назовите парные согласные (б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с,д-т).

-Как проверить написание парного соргласного?

  1. Актуализация знаний

Откройте свои тетради. Давайте запишем сегодняшнее число «1 февраля» по середине строки. Ниже «Классная работа».

Посмотрите на доску, здесь записаны слова, но во всех них пропущена буква, которую мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Чтобы узнать эту букву, нжно прочитать слова и вставить букву.

Слова: з..ерь, жи..отное, бук..ы.

Молодцы! Сегодня мы с вами будем писать заглавную букву Вв в соединении со строчной. Из скольких элементов состоит заглавная буква В, а строчная. Давайте допишем ее до конца строки. Помним о правильном наклоне. Что нужно сделать, чтобы все буквы были написаны с правильным наклоном? Правильно, сесть ровно и положить тетрадь под правильным углом.

Молодцы! Сейчас отступаем одну строчку вниз, на второй запишем словарные слова под диктовку. Первое слово пишем с большой буквы, остальные через запятую с маленькой.

Слова: Панама, смородина, человек, петушок, канат, космос.

  1. Постановка целей и определение темы урока

-Посмотрите на доску, прочитайте слова: белка, цыпленок, вишня, мальчик, шкаф, дерево.

-На какие две группы можно разделить эти слова? (живые-неживые, одушевленные-неодушевленные).

-Давайте поставим вопрос к каждому слову (кто?-белка, кто?-цыпленок, что?-вишня и т.д.).

- Как же нам определить, какой вопрос нужно ставить к разным словам?

КТО? – к одушевленным предметам или по другому к живым.

ЧТО? – к неодушевленным, т.е. к неживым.

- Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Слова отвечающие на вопрос кто?что?).

-Чему будем сегодня учиться на уроке? (Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? К словам).

  1. Работа по теме урока

Итак ребята, в русском языке, существуют слова, кторые обозначаю предмет, действие предмета, признак предмета.

Сегодня мы с вами поговорим о словах, которые обозначают предмет.

-Слова, которые обозначают предмет, могут быть одушевленными и неодушевленными. Эти слова отвечают на вопросы КТО? (одушевленные) и ЧТО? (неодушевленные). Например, посмотрите на доску перед вами слова: Машина, дятел, ландыш, корова, молоко, карп, ребенок, книга, пластилин, осина, космонавт, балерина, зоопарк, Жучка, Москва. Запишем эти слова в тетрадь в два столбика. Первый столбик, слова отвечающие на вопрос кто, а второй столбик на вопрос что?

КТО?                                                            ЧТО?

Дятел                                                       машина

Корова                                                     ландыш

Карп                                                        молоко

И т.д.

- А как же мы будем выделять эти слова в предложении? (Ответы детей).

В русском языке принято выделять члены предложения.

Члены предложения – это слова, которые входят в состав предложения. Члены предложения могут быть главными (это основа нашего предложения) и второстепенными. Каждый член предложения отвечает на какой-либо вопрос, т.е. каждое слово отвечает на вопрос, по которому мы можем определить каким же членом предлоения является то или иное слово. Мы уже умеем с вами выделять основу предложения и распространять простые предложения. Теперь будем учиться выделять члены предложения.

- Итак, слова, которые в предложении отвечают на вопросы Кто? Что? Обозначают предмет (одушевленный или неодушевленный). Предложении они являются подлежащим, т.е. главным словом. Подчеркивается одной чертой. От этого слова можно задать вопрос к остальным словам в предложении.

- Прочитайте предложения на доске, найдите слова которые обозначают предмет. На какой вопрос они отвечают. Каким членом предложения они являются. Запишите их в тетрадь, обозначая каким членом предложения они являются.  

Неожиданно зазвенел громкий звонок (Что?).

Лиза (Кто?) знает разные сказки.

Белка (кто?) песенки поет.

Выпал пушистый снег (Что?).

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение по теме урока. Самопроверка по образцу.

Итак, ребята мы теперь с вами знаем, что слова, которые обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО? И в предложении являются подлежащим, подчеркиваются одной чертой.

Сейчас выполним самостоятельно следующее задание.  Я вам читаю слова, а вы записываете только те, которые отвечают на вопрос кто?

Слова: зубы, роса, ежик, Маша, кукла

А теперь читаю вам слова, а вы записываете, только те, которые отвечают на вопрос что?

Слова: Рука, цыган, лужи, осина.

Проверка. У вас через запятую должны быть записаны следующие слова: Ежик, Маша, рука, лужи, осина.

  1. Рефлексия

-Какую цель мы ставили в начале урока? (Научиться определять слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО?).

- Мы достигли этой цели? Умеем определять эти слова?

- Для чего вам нужны эти новые знания?

- У вас на партах лежат смайлики, я вам буду произносить утверждения, а вы зеленый поднимаете если согласны, красный если не согласный, желтый если вы не знаете правильного ответа, на данное утверждение.

-Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?

- Я легко справился с самостоятельной работой?

- Я умею в предложении находить слова, которые обозначают предмет

- Я умею в предложении находить подлежаее

- Я умею в предложении подчеркивать подлежащее

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (программа "Школа России")

У учителя большие возможности целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу детей. Ученики с нетерпением ожидают прихода весны и с увлечением выполняют различные задания....

Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"

Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....

презентация "Слова, отвечающие на вопросы: Какая? Какой? Какое? Какие?", 1 класс УМК Школа России

презентация для 1 класса. Урок письма, послебукварный период. Тема: "Слова, отвечающие на вопросы: Какая? Какой? Какое? Какие?", подходит для проведения уроков в он-лайн формате....