Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать формы глагола, в том числе и возвратного;
  • знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
  • уметь находить в тексте возвратные глаголы;
  • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                

                                                                                                                                           ФИ студента: Меркасимова  А.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать формы глагола, в том числе и возвратного;
  • знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
  • уметь находить в тексте возвратные глаголы;
  • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: работа в тетради

Языковой:

орфограммы

5 мин

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф.

- Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

- А как по-вашему, что может обозначать возвр.ф.?

-Хотите узнать?

- Теперь напишите эти слова послностью на другой строчке.

- Обозначьте орфограммы. Какое слово труднее всего писать?

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы написали.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

 - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?

- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить.

- Скажите, что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

Выполняют каллиграфичное письмо

- Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое

- сказуемое, возвратная

- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.

- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета.

- Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий  диалог

Практический: постановка целей и задач урока

3 мин

Прочитайте глаголы и сравните их.

- Что вы можете сказать?

 -Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

- Что придает вторым глаголам такое значение?

 -Чем глаголы отличаются по форме?

- Вы знаете, как называются такие глаголы?  

-Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1) Узнать как называются такие глаголы;

2) Какие значения они имеют;

3) Как пишутся такие глаголы.

- Все верно.

Расчесывает – расчесывается

Одевает – одевается

Моет – моется

-ся

- нет

- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

- Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Языковой: грамматический анализ

Наглядный: учебник

Словесный: диалог

Практический: работа с правилом

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

15 мин

- Запишем два предложения.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

- Выделите грамматическую основу.

Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?

- Как могут называться такие глаголы?

- К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.

– В чём особенность этого суффикса?

-Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

- Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102.

- Кто прочитает правила в желтой рамке?

-Как называются такие глаголы?

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

- Назовите показатель возвратных глаголов.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени?

- Посмотрите на №210. Прочитайте.

На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика?

- А из второго?

- В чем их сходство?

А какие различия они имеют?

- Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться.

- Что у вас получилось?

- а кого направлено действие в первом предложении?

- А во втором?

- Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак.

– Прочитайте глаголы, которые вы выписали

Выделяют грамматическую основу

В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию самого предмета

- Возвратные. Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.

- Он стоит в конце слова после -ть.

- Действия, переходящие на предмет, на самого себя.

- Возвратные глаголы.

- ся

- Что делать? Что сделать?

- В них мы всегда пишем мягкий знак (ь)

- что делать?

- что сделать?

- Пишется мягкий знак

- в первом столбике действия совершаются на данный момент, а во втором уже были сделаны.

- на кого-то

- на самого себя

Выписывают в тетрадь

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Словесный: диалог

Языковой: морфемный разбор

4 мин

Посмотрите на доску. Прочитайте:

 «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»

- Кто автор этого произведения?

- Как оно называется?  

- Назовите глаголы.

- На что они оканчиваются?

- Есть ли лишний среди них?

- Что общего у всех остальных глаголов?

- Итак, выпишите возвратные глаголы из стихотворения, подчеркните мягкий знак и выделите суффикс.  

 - Сейчас два человека выходят к доске, выполним морфемный разбор слов.

…, первые два глагола – мыться, плескаться. …, следующие глаголы – купаться, кувыркаться.

Остальные работают в своих тетрадях.

- Проверяем. Молодцы! Присаживайтесь.

- Корней Чуковский «Мойдодыр»

- Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.

- Нырять, т.к. нет суффикса -ся.

- Они возвратные.

Выполняют задание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Физминутка

- А теперь немного разомнемся. Встаем со своих мест и повторяем движения за мультяшками. (Видео на экране)

- Отлично, присаживайтесь.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: 

слово учителя

Практический: работа с карточками

4 мин

- У вас на столе карточка. Это самостоятельная работа. Каждый за нее получит отметку.

- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы.

Выделите суффикс –ся и подчеркните мягкий знак перед нем.

- Прочитайте эти предложения.

- Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

- Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.  

(Напиться, наклониться, кататься.)

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа.

5 мин

- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак.

  • Допустить ошибку
  • Снять одежду  
  • Приходить в негодование  
  • Испытывать волнение, тревогу  

 -Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу.  

- Какой суффикс есть во всех этих словах?

- А что особенно в основе?

 Один ребёнок работает у доски

Ошибиться

Раздеться

Злиться

Волноваться

У доски другой ученик

- ся

- Она не включается в себя –ть, а прерыввается.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

  • Было трудно ...                              
  • Было интересно ...
  • Было не понятно ...                      
  • Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

- Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...

Конспект урока по русскому языку на тему «Возвратные глаголы», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.Планируемые результаты:Предметные:знать форм...