Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Дарья Андреевна

Тема: "Изменение глаголов по временам"
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока:  
формирование представлений у учащихся об изменении глаголов по временам; расширение и закрепление знаний учащихся о глаголе; видеть и исправлять ошибки в определении времени глагола.

Задачи урока

Дидактические:
1. Актуализировать знания учащихся о грамматической характеристике глагола;
2.Научить определять времена глагола.

Развивающие:
1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
2. Развивать познавательный интерес, активность;

Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;
2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Изменение глаголов по временам"117.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23.03.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 5

Время: 11:40 – 12:20  Кабинет: 203

Студент: Иванова Дарья

Группа: 31

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представлений у учащихся об изменении глаголов по временам; расширение и закрепление знаний учащихся о глаголе; видеть и исправлять ошибки в определении времени глагола.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Актуализировать знания учащихся о грамматической характеристике глагола;
  2. Научить определять времена глагола.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

Оборудование: Учебник «Русский язык» автор Л.Ф. Климанова, 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь «Русский язык» автор Л.Ф. Климанова, 3 класс 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

– Прочитайте высказывание на слайде.

Как вы его понимаете?

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» - Р.Декарт.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок с этих слов?

Верно, Я желаю вам успеха в работе на уроке, а также умело применять свои знания.

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- Недостаточно просто знать материал, нужно уметь его использовать.

- Чтобы мы не забывали применять свои знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: словарная работа

Наглядный: 
учебная презентация

Фронтальная

Наглядный:

Демонстрация

Практический: упражнение

  1. Организация работы

-Итак, перед началом работы давайте вспомним правила посадки за партой, правильное положение тетради и как правильно держать ручку.

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Двадцать третье марта.
Классная работа.

-На слайде вы видите изображения предметов, ваша задача записать в тетрадь их названия, будьте внимательны с орфограммами.  Не забудьте поставить ударение и выделить все орфограммы.

1. Облако
2. Валенки
3. Картофель
4. Хоккей
5. Корабль

- Давайте проверим, правильность выполнения задания. На слайде представлен эталон. Оцените себя по следующим критериям.

  1. ошибка –

2 балла

2 ошибки –

1 балл

Более 3 ошибок -

0 баллов

-У кого задание выполнено верно?
У кого возникли затруднения?

-Ребята, а кто был самым внимательным и может сказать, в чем особенность этих слов?

  1. Формулирует задание.

– Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, убрав некоторые буквы. 

иглббаикгоиилб

- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?

- Верно, а что вы знаете о глаголе?

3.Проводит параллель с ранее изученным материалом. 

- На доске я поместила слова. Ваша задача подумать, на какие группы их можно разделить. Один учащийся работает у доски, остальные проверяют.

Задание:

Весна, читает, календарь, прочитал, солнце, прочитает.

4. Выдвигает проблему.

- Что вы заметили? На какие еще группы мы можем с вами разделить глаголы?

- Посмотрите на подсказку на экране. Разгадайте ребус.

- Как вы думаете, как может быть время связано с глаголом?

- Попробуем определить время, когда происходят эти действия. В помощь, я составила для вас предложения с этими словами.

  1. Марина прочитает книгу через неделю.
  2. Прошлым летом Вася прочитал интересную книгу.
  3. Катя читает книгу.

5. Подводит учащихся к выводу.

- Так на какие группы мы можем разделить эти слова?

Выполняют задание.

Оценивают свою работу.

- Это словарные слова.

- Глагол.

-Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?», обозначает действие предмет, в предложении является сказуемым.

Ответ:

1. Имя существительное: весна, стол, солнце.

2. Глагол: прочитает, прочитал, читает.

Затрудняются в ответе.

- Время.


Высказывают свое мнение.

- в будущем

- в прошлом

- в настоящем

- Слова в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания, уметь писать каллиграфическим почерком, уметь находить орфограммы в словах.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Ребята, мы с вами пришли к новому открытию, мы с вами узнали, что глаголы могут изменяться по временам.

 

 - Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия.

- Какую цель мы можем поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Составим план, используя слова на доске.

Вспомним, …
Узнаем, …

Научимся, …

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- А для того, чтобы отслеживать работу на уроке, после каждого задания, вы будете оценивать свою деятельность на «Листах достижений».  Они лежат у вас на парте.

Ознакомьтесь с критериями оценивания:

« 2 балла »  - справился с заданием, ошибок не допущено.
«1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки.

«0 баллов » - не справился с заданием, допущено более 3 ошибок.

 

- Отметьте свой успех по первому заданию –  на знание грамматический признаков глагола. Также не забудьте перенести свой результат за словарную работу.

  1. Определяют тему и цель урока.

- Изменение глаголов по временам.

- Научиться определять времена глагола.

Вспомним грамматические признаки глагола.

Узнаем, времена глагола.

Научимся определять времена глагола.

Знакомятся с критериями оценивания.

Оценивают свою деятельность.

Предметные: уметь формулировать тему и цель, составлять план работы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

«Лист достижения»

"Открытие" детьми нового знания
 (11 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный:

Учебная презентация

Фронтальная

Словесный: беседа, языковой анализ

1.Организует работу с языковым материалом по теме.
- Посмотрите внимательно, на наш план. Какой пункт мы уже реализовали?

- Все верно. Переходим ко второму пункту плана  - «Узнаем времена глаголов».

2. Формулирует задание.

- Профессор Самоваров оставил для нас подсказку. Посмотрите на доску, что это?

- Вы знаете, для чего они нужны?

- Давайте об этом узнаем. Сейчас я вам предлагаю попутешествовать во времени и отправиться на соревнования. На слайде будут появляться картинки с началом предложения. Ваша задача определить в какое время мы попали и продолжить предложение.

3. Языковой анализ

№1

Иллюстрация:

Времена глаголов в русском языке - таблица с примерами (3, 4 класс)

Информация: Коля … (побежит)

- Какой вопрос мы зададим?

Значит, какое это время?

- Это действие, которое будет совершаться в будущем.

- Для того, чтобы проверить наши предположения откройте учебник на стр.63, прочитайте о будущем времени.

- Мы правильно определили время

глагола?

№2

Иллюстрация:  

Времена глаголов в русском языке - таблица с примерами (3, 4 класс)

Информация: Коля … (бежит)

- Задайте вопрос.

- В какое время мы попали?

-  Почему?

- Прочитайте правило в учебнике.

- Какие вопросы мы задаем?

№3

Иллюстрация:  

Времена глаголов в русском языке - таблица с примерами (3, 4 класс)

Информация: Коля … (прибежал)

- Задайте вопрос.

- Какое это время?

- Почему?

- Прочитайте правило в учебнике.

4. Подводит к выводу

- Какой вывод мы можем сделать?

- Что нужно сделать для того, чтобы определить время глагола?

- Какие вопросы мы задаем?

1.Вспомнили грамматические признаки глагола.

- Вопросы.

- Чтобы определить время глагола.

Слушают и анализируют.

- Коля (что сделает?/ что будет делать?) побежит.

- будущее

- Да

- Коля (что делает?) бежит.

- В настоящее.

- Потому что действие совершается сейчас, в момент речи.

- Что делает?

- Коля (что сделал?) прибежал.

- Прошедшее.
- Действие, которое совершалось в прошлом.

Формулируют выводы

- Глаголы бывают разных времен: будущее, настоящее, прошедшее.

- Задать к главному слову вопрос.

- Что делает? Что сделал? Что будет делать?

Преметные:

Знать времена глагола, алгоритм определения времени глагола

Метапредметные:

П: структурирование знания

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои

Мысли

 К: инициативность в общем поиске нового знания

Учебная презентация

Учебник

стр.63

Практический:

Работа с учебником

5. Работа с правилом

- На письме принято сокращать времена, для этого мы пишем первую строчную букву названия времени ставим точку, затем первую букву слова «время» - «в», ставим точку.

И тогда записываться времена будут следующим образом :

Будущее время – б.в.
Настоящее время – н.в.

Прошедшее время – п.в.

- Молодцы.

- Проговорите правила в парах.

- Кто может рассказать правило?

5. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

- Ребята, оцените в листе достижений, как вы усвоили и рассказали правило своему соседу.

Работают с правилом.

Проговаривают правило.

Оценивают свою работу.

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Р: саморегуляция

Учебная презентация

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический:

упражнение

Парная

Практический: составление алгоритма

Индивидуальная

1. Формулирует задание

- Сейчас я вам предлагаю поработать в паре. На экране будут изображены иллюстрации, ваша задача заполнить таблицу.

- Вспомните правила работы в паре.
Время выполнения – 2 минуты.

время

вопрос

пример

Настоящее

Будущее

Прошедшее

2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

Проверьте свою работу по эталону.

- Ребята, сколько времен имеет глагол? Назовите их.

- На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в форме настоящего, прошедшего, будущего времени?

-Эту таблицу вы вклеите в свою тетрадь. Чтобы во время затруднения вы могли обратиться к ней и вспомнить изученную нами информацию.

Посмотрите на наш план, какой пункт мы реализовали?

3. Организует составление алгоритма

- Ребята, для того чтобы правильно определять время глагола я предлагаю составить алгоритм.

У вас на партах лежат листочки с алгоритмом, но все шаги перепутались. Ваша задача восстановить их.

4.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Давайте проверим, какой алгоритм у вас получился. Что мы сделаем первым делом?

-Оцените свои умения по составлению алгоритма в «листе достижений».

Физминутка

- А теперь давайте позволим нашим глазкам отдохнуть.

 - Посмотрите в левую сторону, теперь в правую сторону, теперь круговые движения. Разотрите свои ладони, и приложите их к глазам. Быстро-быстро поморгали глазками. А теперь потрясли руками.

 - Мы отдохнули, и можем продолжать урок.

Вспоминают правила работы в паре.

- Три: настоящее, будущее, прошедшее.

-Настоящего: что делает?

Будущего: что будет делать?

Прошедшего: что сделал?

- Мы узнали о временах глагола.

Составляют алгоритм

1.Находим глагол

2. Задаем вопрос от главного слова к глаголу.
3. По вопросу определяю в какой момент речи происходит действие

4. Определяю время глагола.

Оценивают свои успехи.

Предметные: уметь применять полученные знания, отработка алгоритма определения времени глагола
Метапредметные:

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Раздаточный материал - таблица

«Лист достижения»

Аудиозапись

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: упражнение

Индивидуальная

Словесный: беседа

Парная

Индивидуальная

1.Организует первичное закрепление знаний учащихся.

-Ребята, сейчас  вы поработаете самостоятельно. Прочитайте задание на слайде.
- Что необходимо сделать?

- Сначала вы записываете вопрос, затем глагол, а после его время, как представлено в образце. Первое слово вы не переписываете, это образец.

- Что вам поможет при выполнении этого задания?
-Повторите его в парах.
-Кто нам его расскажет?
– Можете приступать к работе. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.
Ответ:

(Что сделали?) построили – п. в.

(Что делал?) – не работал – п. в.

(Что делал?) – стоял – п. в.

(Что делает?) – брызжет – н. в.

(Что делают?) – блестят – н. в.

(Что делают?) – переливаются – н. в.

(Будем что делать?) – приходить – б. в.

(Будем что делать?) –любоваться– б. в.

 2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-А сейчас давайте проверим.

- Как определить время глагола?

Ребята, давайте оценим свои успехи- Выполнение упражнения.

  1. Закрепляют полученные знания.

Читают задание.

- Прочитать текст. Найти в нем глаголы, выписать их с вопросами и указать время.

- Алгоритм «Определения времени глагола».

Повторяют алгоритм.

2.Оценивают свои успехи.


- По алгоритму.

Предметные: знать алгоритм определения времени глагола

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Метапредметные:

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учебник
стр. 64

Раздаточный материал

«Лист достижения»

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Групповая

Практический:

Упражнение

1.Организует работу по закреплению полученных знаний.

- Профессор Самоваров прислал нам письмо одного ученика, который совершил множество ошибок. Давайте поможет профессору найти и исправить ошибки в тексте. Для этого вам необходимо будет поработать в группе.

-Вспомните правила работы в группе.

- На группу у вас есть общий текст, а результаты вашей работы вы записываете к себе с тетрадь.  Сначала вы записываете вопрос, затем глагол и определяете время.

На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

Задание:

    Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает (прошедшее время) влагу. Деревья покрылись (будущее время) дождевыми каплями. Они сыплются (настоящее время) на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет (настоящее время) солнце. Лес будет зеленеть  (прошедшее время)  и будет гореть (настоящее) алмазными искрами. 

Ответ:

  • Что делает? - впитывает – н.в. ,
  • Что сделали? - покрылись – п.в.,
  • Что делают? - сыплются –н.в. ,
  • Что сделает? -выглянет –б.в. ,
  • Что будет делать? - будет зеленеть –б.в. ,
  • Что будет делать? - будет гореть –б.в. .

2.Организует самооценивание.

- Какая группа представит нам результаты их работы:

  • Где говориться о действии земли,
  • Где деревья совершают действие,
  • О движении каплей,
  • О действии солнца после дождя,
  • О том, что будет происходит с лесом в начале,
  • И о том, что еще произойдет с лесом.

- Оцените работу своих одноклассников.

 - Заполните «Лист достижения» - умею находить ошибки в тексте и правильно определять время глагола.

Домашнее задание: учебник стр. 63 (учить правило)
рабочая тетрадь – стр. 60 №93

Вспоминают правила работы в группе.

Выполняют задание

Оценивают свою работу.

Проверяют свою работу по эталону.

Предметные:

Уметь применять полученные знания

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

Учебная презентация

Раздаточный материал – текст

«Лист достижения»

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какова была цель нашей деятельности?

- Достигли вы цели урока? Все пункты плана реализованы?

2.Проводит экспресс-опрос на проверку знаний учащихся. 

- Ребята, сейчас мы проверим, как вы усвоили новую тему.

- У вас на столах лежат карточки. Ваша задача выполнить задание, заполнив пропуски в тексте.

- Приступайте к выполнению этого задания. У вас есть 2 минуты.

Задание:
№1

1) Глаголы в форме ________________ времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в ___________ времени, в момент речи.

(_____________?) рисует - _____ время

2) Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы ________________?   ______________?

Эти глаголы обозначают действия, которые совершались в ____________, до момента речи.

(_____________?) рисовал - _____ время

3) Глаголы в форме ___________ времени отвечают на вопросы _____________? ___________? Эти глаголы обозначают действия, которые будут совершаться в будущем, после момента речи.

(___________?) нарисует - _____ время

Ответ:

1. настоящего, настоящем.
  Что делает? – настоящее время

2. что делал? Что сделал? Прошлом.

  Что делал? – прошедшее время

3. будущего, что сделает? Что будет делать?

  Что сделает? – будущее время

 2.Организует взаимооценивание.

- Давайте вспомним, сколько времен у глагол?

-Обменяйтесь с соседом листочками и оцените его работу по эталону.

-У кого правильно, поднимите руки.

У кого возникли затруднения? Почему?

- Оцените свою работу в «Листе достижения» - умею определять время глагола.

-Какие времена глаголов есть в русском языке?

- Давайте алгоритм определения времени глагола.

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

А теперь проанализируем результаты вашей деятельность на уроке. Те, у кого все смайлики с улыбкой, усвоили тему, вы большие молодцы.

Поднимите руку, у кого 6-5 плюсов. Хорошо опустили.
А теперь поднимите руку те, у кого менее 5 плюсов, вам я посоветую быть более внимательными и активными в следующий раз.

Подводят итоги работы.

- Об изменении глаголов по временам.

- Изучить изменение глаголов по временам.

- Да

Актуализируют полученные знания

Выполняют задание.

 

Три.

Оценивают свою работу.

- Будущее, настоящее, прошедшее.

Повторяют алгоритм.

Оценивают работу на уроке.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Учебная презентация

«Лист достижения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...