Урок c презентацией «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Амелина Марина Викторовна

Урок изучения нового материала с использованием платформы Учи.ру по программе "Школа России" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

Тема урока«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: изучение нового материала (с использованием платформы Учи.ру)

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

 Задачи урока:

- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

 Ожидаемые результаты:

        Предметные:

        Научатся:

        - выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму;

        - образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

      Метапредметные:

      Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

      Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

   Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

      Личностные:

       - осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

       - овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение»; презентация к уроку; К-1 для индивидуальной работы на минутке чистописания и эталон к ним; осенние листочки с заданиями; К – 2 для составления алгоритма нахождения суффикса в слове; К -3 разноуровневые для самостоятельной работы; тест по теме; планшеты или ноутбуки для индивидуальной работы на платформе Учи.ру.

I. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.

- Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать предложение?                                                                      

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Дайте характеристику этому предложению.

- Пусть сегодня для вас всех, на урок придёт успех! 

Слайд 1, 2

II. Элементы чистописания.

                                          10 ноября. Классная работа.

- «Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.

 

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

- Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

1.) 1 строка

 - Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.

 - В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.

- Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

2.) 2 строка: налетел

 - Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.

3.) 3 строка:

 Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

- Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).

- Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.

- Оцените свою каллиграфическую работу.

-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.

III. Самоопределение к деятельности        

- Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)

- Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Проверка:

1 группа – формы слова.

- Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?

2 группа  - родственные слова.

- Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.

Лист, листик, листочек, листва.

- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?

- Назовите окончания в этих словах.

 - Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.

IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы

- Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      - Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     - Сформулируйте тему урока.

- Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся?                                                                                                        Мы должны понять:

Что такое суффикс?                                                                                                                    Где стоит суффикс?  

Для чего служит суффикс?                                                                                                                              

Как найти в слове суффикс?                                                                                                                                                                      - Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.   

V. Работа по теме урока.                                                                                                                     1. Открытие нового.                                                                                                        СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2. Формулировка правила.

- Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

- Возьмите листочки.

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?

-  Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3. Первичное закрепление. Работа по учебнику.                                                                                                    - Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило? 

- Верное правило получилось у нас?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

4. Упр. 165 (стр. 89).

- Прочитайте группы слов.

- Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

- Какой вывод можем сделать?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

   VI. Закрепление полученных знаний

 1. Работа в группах.

- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

 Найти ________, ___________.

 Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

- Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)

- Зачитайте, что у вас получилось.

2. Учи.ру

3. Работа в парах                                                                                                                                                       - Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.  

В…т…рок, б…рёзонька, яг...дка, л..сица.

 - Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

- Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

- В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Проверка:

1 группа – по эталону самопроверка

2 группа – у учителя

3 группа – в группе  

VII . Рефлексия.

                                                                                                               

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

  VIII.  Итог урока.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

- Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?

VIII. Задание на дом.

 

Стр. 89, 90 правило

Упр. 166

*Карточки Учи.ру

Два ученика работают индивидуально по К - 1, затем самостоятельно проверяют себя по эталону в конце класса.

Слайд 3

Дети используют цветные карандаши (красный, зелёный и жёлтый) и обводят в кружок понравившуюся букву.

Ученик с места выполняет задание: вставляет пропущенные буквы и характеризует предложение

Используя для оценки цветные карандаши дети на полях ставят палочку соответствующего цвета.

Оценивание ответа ученика и выставление отметки.

На партах у детей осенние листочки с заданиями на них.

Дети распределяются по группам и объясняют, что за группы у них получились.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Дети сравнивают правило получившееся у них на листочках с правилом учебника.

При проверке учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова

Слайд 7

Дети объединяются в группы и с помощью карточки-подсказки К – 2, составляют алгоритм нахождения суффикса в слове.

Индивидуальная работа на платформе Учи.ру по карточкам сформированным учителем.

Слайд 8

Слайд 9

Ученики выбирают уровень задания К – 3 и работают самостоятельно.

Слайд 10

Слайд 11

Приложение к уроку.

  1. К-1

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

- Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

К-1 эталон для проверки

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

звездолёт

цвет

ход

пароход

цветовод

пар

пад

звездопад

сам

вод

самоход

- Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – пар.

Жар – жарить, жар, жаркий.

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

Звёздочка, звёздочку, звёздочкой, звёздочки.

  1. Задания для осенних листочков.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Суффикс – это _______________ часть слова,

которая стоит _____________________ и

служит _________________________________.

  1. К - 2 алгоритм нахождения суффикса в слове.

1.        Подобрать _________________ слова.

2.         Найти __________________, _______________________.

3.         Часть слова, которая стоит после корня и будет _________________.

  1. К-3

1 уровень

- Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

- В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

начинается малой С удачи у спех!

Слайд 5

Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего служит суффикс? Как найти в слове суффикс? Тема урока: «Суффикс»

Слайд 6

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Слайд 7

Домашнее задание Стр . 89, 90 правило Упр. 166 * Карточки Учи.ру

Слайд 8

В .. т .. рок , б .. рёзонька , яг .. дка , л .. сица .

Слайд 9

В е т е рок , б е рёзонька, яг о дка , л и сица .

Слайд 10

С малой удачи начинается успех !

Слайд 11

Домашнее задание Стр . 89, 90 правило Упр. 166 * Карточки Учи.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

Презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?».

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков...

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс

Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...