Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шарова Светлана Ивановна

Знания: научатся различать слова – действия предметов, ставить
 к словам вопросы, составлять предложения
 с данными словами.

Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_chto_sdelat.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?»; формировать формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человекаформирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям; развитие творческого воображения; формирование активной жизненной позиции; умение высказывать личные суждения

Метапредметные:

 Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

 Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

 Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке уметь сравнивать группы предметов.

 Личностные: положительно относиться к школе; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

                                                   Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность

- Давайте вспомним, какие слова отвечают на вопрос Кто? Что?

- Как мы называем слова в предложении, которые обозначают предмет? (Подлежащее)

- Что такое подлежащее? (Подлежащее – это член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? В предложении подчеркивается одной чертой).

  1. Актуализация знаний

-Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число «» февраля». «Классная работа». Сегодня на минутке чистописания мы с вами будем писать Заглавную букву Гг в соединении со строчной. Пишем до конца строки.

- А теперь запишем под диктовку, несколько слов: Чашка, живот, цыган, чулок, шинель, цемент, чародей, обед.

  1. Постановка целей и определение темы урока

- Посмотрите на доску. Здесь записано 2 столбика слов.

Белка                                                            читает

Машина                                                        лежит

Девочка                                                         едет

Стул                                                              играет

Снег                                                                 грызет

Ученик                                                             стоит

- Что обозначают слова в первом столбике и на какие вопросы они отвечают? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?)

- Давайте стрелкой соединим каждое слово, которое обозначает предмет со словами, которые будут обозначать какое-то действие каждого этого предмета. Например, слово белка – на какой вопрос отвечает (Кто?), какие действие белка может совершать, выберите это слово из правого столбика? (Грызет).

- От слова белка мы какой зададим вопрос, чтобы найти подходящее слово, обозначающее действие белки? Правильно (Белка что делает? Грызет).

- Молодцы! Далее проделываем такую же работу с остальными словами. Соединим их в пары.

-Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Слова, отвечающие на вопрос: Что делать? Что сделать?)

- Чему будем учиться на сегодняшнем уроке? (Правильно! Ставить вопросы к словам: Что делать? Что сделать?)

  1. Работа по теме урока

Итак, мы уже с вами знаем, что в русском языке, существуют слова, которые обозначают предмет. На какие вопросы отвечают такие слова? (Кто? Что?) Сегодня мы с вами поговорим, о словах, которые обозначают действие того или иного предмета. И узнаем на какие же вопросы отвечают такие слова – действия.

-Что такое действие, как вы можете объяснить? (Ответы детей. Это То, что совершает тот или иной предмет) А, какие бывают предметы? (Ответы детей. Живые и неживые, т.е. одушевленные и неодушевленные)

- Итак, слова, которые обозначают действие предмета, всегда отвечают на вопросы: что делает? Что сделал? Что будет делать? Что делать? Что сделать и т.д.

Например, машина едет! Найдите в этом предложении слово, которое обозначает предмет. Как мы это сделаем? (Правильно, зададим вопрос кто или что? в данном случае какой вопрос нам подойдет? Совершенно верно: Что? – машина. Это слово обозначает предмет. В предложении мы как его назовем и подчеркнем? Подлежащее, одной чертой. Умницы!)

- Какое действие совершает машина? (Едет) Что обозначает это слово и на какой вопрос оно отвечает? Машина – что делает? – едет. Слово «едет» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос – что делает?

- А как вы думаете, как такие слова называются в предложении? И как же мы их будем подчеркивать?

- Мы уже знаем, что в русском языке мы выделяем члены предложения. Кто мне скажет, что такое члены предложения? (Это слова, которые входят в состав предложения. Члены предложения могут быть главными и второстепенными. Каждый член предложения отвечает на какой-либо свой вопрос, т.е. каждое слово отвечает на вопрос, по которому мы можем определить каким же членом предложения является то или иное слово).

- Итак, слова, которые в предложении отвечают на вопрос: что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета. В предложении они являются также главным членом, который называется сказуемое. И подчеркивается двумя чертами.

  1. Физкультминутка

Музыкальная разминка Вероники Мазиной «Цыпленок Пи».

  1. Продолжение работы по теме урока

Ребята, на доске записаны предложения. Прочитаем первое. Как мы узнали, что это одно предложение и оно закончено? (На конце стоит точка, это обозначает конец предложения). Как мы пишем первое слово в предложении? (С большой буквы). Хорошо! Найдите в этих предложениях слова, которые обозначают предмет. Как мы можем найти такое слово?) Задать вопрос кто или что?). Как в предложении называются эти слова? (Это главный член предложения – подлежащее, подчеркивается одной чертой).

- Давайте запишем предложение в тетрадь и выделим подлежащее.

- А теперь от слова, которое обозначает предмет и является подлежащим, найдем слово, которое обозначает действие этого предмета. Как мы это сделаем? Зададим от слова, обозначающее предмет, что делает?

- И как это слово называется в предложении? (Это слово отвечает на вопрос что делает, обозначает действие предмета, в предложении такие слова являются главным членом и является сказуемым! Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.)

- Это правило нужно запомнить.

Сказуемое – это, главный член предложения, обозначающий действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? В предложении подчеркивается двумя чертами.

Предложения для доски:

Летят стрижи. Ползут в камыши ужи. Кричат над водой чайки. Трещат в траве кузнечики. Жужжит мохнатый шмель.

  1. Самопроверка.

Расшифруйте два предложения, записанные на доске. Запишите их, правильно обозначая начало и конец предложения. Выделите в предложениях подлежащее и сказуемое.

Ученикичитаютмаринапишетсловарнуюработу

  1. Рефлексия

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Научиться определять слова, которые отвечают на вопрос что делать, что сделать?)

- Мы достигли этой цели? Вы можете теперь находить такие слова в предложении/тексте?

- Для чего вам нужны эти новые знания?

- У вас на партах лежат смайлики, я вам буду произносить утверждения, а вы зеленый поднимаете если согласны, красный если не согласны, желтый если вы не знаете правильного ответа, на данное утверждение.

-Я знаю, какие слова отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? а какие на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

- Я легко справился с самостоятельной работой?

- Я умею в предложении находить слова, которые обозначают действие предмета

- Я умею в предложении находить сказуемое

- Я умею в предложении подчеркивать сказуемое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...