Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кун Василина Андреевна

Тип урока: «Открытие нового знания»

 

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [г], [г,], видеть и отличать букву г от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта обучения857.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 16.11.21

Школа: 104

Класс: 1м

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40  Кабинет: 213

Студент: Кун Василина Андреевна

Группа: 41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г

Тип урока: «Открытие нового знания»

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [г], [г,], видеть и отличать букву г от других;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха и навыков слогового чтения.

Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания;
  2. Развивать познавательную активность путём создания интегрирующих ситуаций

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к учебному труду;
  2. Воспитывать культуру общения учащихся путём работы в паре со сверстниками.

Оборудования: Презентация, учебник обучения грамоте (УМК «Перспектива» Азбука, 1 класс), звуковички.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Василина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок Обучение грамоте.

-Проверьте  свою готовность к уроку. Азбука, звуковички, цветные карандаши

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте разомнем наш речевой аппарат с помощью чистоговорки

- Мальчики: Га-га-га – вот течет Ока

Го-го-го – там рыбак недалеко

Девочки: Гу-гу-гу – нет удачи рыбаку

Ги-ги-ги – помогите, рыбаки!

- Какой звук здесь повторяется чаще других?

- На 96 странице вы видите скороговорку, кто желает ее прочитать?

- Как то грустно…  Хотите, чтобы у этого рассказа был радостный конец? Тогда давайте прочитаем ее быстро и правильно

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

- Г

- Гром гремучий, тресни тучи, дай дождя с небесной кручи

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.



- Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили?
- На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы?

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.


- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.

- Назовите признаки согласных звуков

- Сегодня к нам на урок прилетели гости, давайте посмотрим, кто это? (открывает слайд)

- Какие это птицы?

- А что вы знаете про глухаря?

- Давайте я вам про него расскажу. Это птица большого размера. Обитает в лесах. Спят на дереве, крепко ухватившись лапами за дерево. Во время пения, или токования глухарь на несколько секунд теряет полностью слух, за что эту птицу и прозвали глухарем.

- Что объединяет эти птицы?

- Какая птица лишняя?

- Почему?

Проблемная ситуация

- Давайте дадим характеристику звуку [г]

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э.

- На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости

А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.

- И – показатель мягкости согласных звуков.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными

- Птицы

- Гусь, дятел,  галка, грач, голубь, глухарь.

Отвечают

Слушают

- Они все начинаются на одну букву

- Дятел

- Начинается на букву Д

Затрудняются

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Предметные:

Знать:

- какие две группы звуков есть

- изученные согласные буквы

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

- звонкие и глухие согласные звуки

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, разъяснение

Подводит к теме урока

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?

Структурирует работу на урок

- Также у нас будем план, которому мы будем следовать в течении всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

  1. Знакомство со звуками и буквой
  2. Чтение слогов
  3. Прочитаем слова
  4. Прочтение предложений, текста

Вводит самооценивание деятельности

- На уроке мы с вами сегодня будем сегодня оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо и вам все понятно, то будем показывать большой палец вверх, а если были ошибки и что-то осталось непонятным – большой палец вниз. Запоминайте, сколько раз вы подняли палец, в конце урока я об этом спрошу

- Будем говорить о букве «гэ» и о звуках [г], [г,].

-Узнать новые звуки [г], [г'], научиться характеризовать звуки  

[г], [г,]

Слушают критерии оценивания

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [г] от [г,]

- чем обозначают звуки [г], [г,]

Уметь:

- различать звуки [г], [г,]

- ставить цели урока

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная,.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит с буквами и звуками. Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 96, кто спрятался в желтой рамке? 

- На какую букву она похожа?

- Разделите слово гусеница на слоги

-Поставьте свою ладонь вот таким образом. Чтобы она держалась ниже, че ваш подбородок. Также чтобы при открытии рта, подбородок касался вашем ладони при произношении.

-Давайте попробуем.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог.

-Назовите первый звук в этом слоге.  

-Дайте его характеристику.

-Звук согласный или гласный?

- г- какой? Мягкий или твёрдый?

-Давайте узнаем звонкий или глухой?

Чтобы это узнать. Закройте уши руками.

Если идёт шум-значит глухой, если идёт звук-значит звонкий.

-Так какой он звонкий или глухой?

- Ребята, а что вы знаете про звонкий звук г?

- Верно, давайте теперь поработаем со звуковичками. Сначала проговорим слово.

- Первый звук какой? Второй? Третий? Четвертый? Пятый? И тд

- Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.

- Давайте составим схему слова

- А в волшебном лесу мы встретимся с необычным грибом. Прочитайте, как называется этот гриб под картинкой.

-Что значит слово ГИГАНТ?

- Произнесите первый звук в слове «гриб». Дайте его характеристику. Каким цветом будет кружочек и почему?

- Произнесите первый звук в слове «гигант». Дайте его характеристику. Каким будет кружочек и почему?

Делает вывод.

- Какие звуки обозначает буква Г?

- Найдите букву Г в алфавите. Между какими буквами находится?

Проводит самооценивание

- Если вам было все понятно, поднимите большой палец вверх, а если остались вопросы – большой палец вниз
 Физкультурная пауза.
- Мы отлично поработали! Давайте поиграем в игру «Деревья и кустики». По моей команде «кустики» приседаем. На слово «деревья» встаем. 

- Сейчас давайте немного поиграем. 1 ряд должен будет придумать слова, где звук г в начале, 2 ряд – звук г в середине, 3 ряд – звук г в конце.

- Гусеница

- На букву Г


- 4

- Гу

- [г]

- Согласный

- Твердый


- Звонкий

- У него есть пара, глухой звук к

тв. Зв. синий кружок,

м. зв зелёный кружок.

- Гусеница

Дают характеристику звукам

- Гриб

Составляют схему

- Большой

- Синим, так как твердый

- Зеленый, мягкий

- [г] [г,]

- Между В и Д

Оценивают

Играют в игру

Придумывают слова

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и прописная буквы к

- чем отличается звук [г] от [г,]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа

Практический: работа с учебником Словесный: беседа

Организует работу на закрепление нового знания

- Откройте ваши учебники на странице 96. Вернемся к нашей гусенице. Почему именно в виде гусеницы была изображена буква Г?

- Прочитайте слоги в рамочке

- Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твердо

- Какой слог не прочитали? Почему?

Проводит самооценивание

- Если вам было все понятно, поднимите большой палец вверх, а если остались вопросы – большой палец вниз

- Гусеница начинается на букву Г

- ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГИ

- ГА, ГУ,ГО, ГЫ

- ГИ, он мягкий. «И» - показатель мягкости

Оценивают

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Предметные:

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания

Организует самостоятельную работу

- Прочитаем слова в столбик

- Давайте соотнесем слова с их схемой.

Делает вывод

- Как вы догадались?

Проводит самооценивание

- Если вам было все понятно, поднимите большой палец вверх, а если остались вопросы – большой палец вниз

Гимнастика на глаза

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

 

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Выполняют задание

Соотносят

- По ударению, по количеству букв

Оценивают

Выполняют гимнастику

Поморгать глазами.

Посмотреть влево-вправо.

Посмотреть вверх.

Закрыть глаза ладошками.

Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных

Презентация,учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Работа в парах

Организует работу в парах.

- А сейчас мы почитаем о любимом лакомстве птичек на странице 96, но текст необычный, некоторые слова зашифрованы. Проявите смекалку!

- А кто желает прочитать полностью весь текст? Это важно, так как потом мы будем отвечать на вопросы

 - Теперь, когда вы услышали текст целиком, давайте

посмотрим на экран и прочитаем вопросы к нему, а ответ прочитайте своему соседу по парте.

- Кто готов озвучить первый вопрос?

- Найдите ответ на вопрос на 96 странице.

- Кто прочитает второй вопрос?

- Найдите ответ в тексте

Проводит самооценивание

- Если вам было все понятно, поднимите большой палец вверх, а если остались вопросы – большой палец вниз


.



Один ученик читает текст

- Каких деревьев много в лесу?

- Там много осин

- Что устроила гусенице в грибе?

- Она устроила в грибе домик

Оценивают

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- как работать в парах

Уметь:

- расшифровывать текст и читать его

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

-Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке.

- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [г], мягкий звук [г'].

-Давайте вспомним тему урока

-Какая цель? Достигли мы её?

-Оцените свою работу на уроке.

- Сколько раз вы подняли большой палец вверх? А вниз?

-Хорошо.

- А у меня для вас есть подарок от птичек. Как вы думаете, что это?
- Правильно! Это новая буква русского алфавита: буква «гэ». Мы с ней не прощаемся, теперь она всегда будет встречать нас на страницах самых разных книг.

- Спасибо за урок, все свободны

Выполняют задание

Отвечают

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Знать:

- в каких словах есть твёрдый звук [г], мягкий звук [г'].

- для чего нужна Г

Уметь:

- достигать цели урока

- определять где твёрдый звук [г], мягкий звук [г'].

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока обучения грамоте по теме:ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г

Номинация:«Авторские программы и разработки занятий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. материалы по организации индивидуализации образования».Автор: Власова Светлана...

Технологическая карта по обучению грамоте на тему: Звуки [к], [к`], Буквы [К], [к] 1 класс

Цели деятельности: ознакомление с буквой, обозначающей согласные звуки [к], [к`].Планируемые результатыПредметные:Знать: графический образ буквы [к]; характеристику звуков [к], [к`].Уметь: различать з...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Звуки  [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:  формирование знаний учащихся о согласных звуках [...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письмо "Звуки [т], [т’]. Буква Т,т", 1 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’] и букве Т ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формирование представления учащихся о письме строчно...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме «Звук [о] и буква О »

Тема урока: Звук [о] и буква О Цель урока: знакомство учащихся со звуком [о], с печатной буквой О; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:1. ...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звук [э] и буква э».

Цель урока: формирование у учащихся умения правильно различать и отображать на письме звук и букву Э.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся со звуком [э] и соответствующей ей букве;2. Дать...